Репортаж для печати. Новый министр культуры сообщил о главном

Поделиться
В начале недели, 14 января 2008 года, спустя 7 дней после Рождества Христова, в украинской культуре произошло событие, событийное всей своей семантической сутью, а также глобальной релятивностью...

В начале недели, 14 января 2008 года, спустя 7 дней после Рождества Христова, в украинской культуре произошло событие, событийное всей своей семантической сутью, а также глобальной релятивностью. В одно и то же время, на одном и том же месте встретились все… Почти все. Все те, кого в шаблонах СМИ величают «цветом культуры»: поэты, писатели, художники, режиссеры, певцы, артисты — иллюзионисты. Одновременная россыпь полутысячи светил — различной орбитальности. Гора с горой не сходится, а тут звезда со звездою говорит. «Цвет» и «корни» сплелись воедино в одном «кругу» Украинского дома в День святого Василия… На «премьере», если можно так сказать, нового министра культуры и туризма Украины — Вовкуна Василия Владимировича.

Знакомство с министром предполагалось «без фраков». Дресс-код в унисон актуальным ценностям — вышиванка. Никаких бабочек.

И надо заметить, что если не все, то очень многие светочи (как М.Поплавский, например) вняли просьбе министра, нырнули в сундуки (или заглянули в фирменные магазины) — и извлекли оттуда вышиванки различной хрестоматийной узорности.

Помаранчевым хитросплетением на широкой чиновничьей груди выделялся среди других А.Быструшкин — из секретариата. А традиционными «червоними і чорними нитками» вышиты сорочки других гостей праздника встреч и братаний. (Один мой приятель специально к этому выходу в культверхи заказал вышиванку через Интернет и уже через час получил товар — причем с доставкой на дом.)

Тарас Валентина Ковальская, Федор Стригун, Маричка Миколайчук, Лариса Кадочникова
Украинский дом — этот старинный склад некогда лицемерных идей-лозунгов — вроде давно остыл от кумача и теперь, пережив многочисленные ярмарки, словно в калейдоскопе сверкал, переливался, улыбался, предвкушался культурными ценностями. А неугомонный дух Ильича, по-моему, недоизгнанный из непостижимого архитектурного сооружения, должно быть, где-то затаился — на третьем или на четвертом «кругу» прежней обители — и уже оттуда к чему-то прислушивался… К новым веяниям — прислушивался.

От нового министра в праздничный день, возможно, кто-то и ожидал «январских тезисов». Как, что да «за что» он собирается преобразовывать в культурном хозяйстве.

Только этого не последовало. Дело ограничилось милейшим общением, затаенным ожиданием К.Чумаченко. И еще замечательным мелосом, которым освятили бывший ленинский дом-истукан хорошие этноколлективы.

На лицах гостей будто отразилось святочное просветление. Возможно, и не на всех отразилось? На лицах «лиц» руководящих — из минкультовского штаба — был отпечаток растерянности… Нет-нет, конечно, это не ужас-ужас по поводу возможной потери рабочего стула в одном из кабинетов на улице Франко. Скорее, это только растерянное выжидание: как скоро этот стул из-под них попросят?

Только, говорят, не раньше, чем месяца через два, окончательно и определятся с кадровой стратегией-тактикой. А пока можно и посидеть. Или постоять… И стоя послушать важнейший мессидж нового руководителя культурной отрасли.

За первым же тостом — в честь Дня Василия — он вкратце и очертил ключевой приоритет будущей культурной политики (дальнейшее — не дословно, но суть отражена): будемо розбудовувати українську Україну — і на заході, і на сході, і на півдні… И на севере, и в центре, полагаю, тоже.

Гости чуть притихли. Вслушались. А я игривым бесом глянул в сторону делегации столичной Русской драмы — Ю.Мажуга, Л.Кадочникова, Н.Рушковский. Они притихли еще тише.

Далее — слово Катерине Михайловне. Она лаконична и, как всегда, точна (дальнейшее — не дословно, но суть отражена): деякі країни сьогодні не в захваті, що зараз в Україні так активно відроджуються традиції, які колись паплюжила радянська влада; а в самій Україні не всі задоволені тим, що навпаки повільно йде відродження національної духовності і свідомості… Полагаю, скоро будут довольны и те, и другие: задан курс «культурного ускорения» на бешеной скорости.

Тут же — в минуты святочного застолья — вспомнили преподавателя Киевского театрального университета В.Зимнюю. Когда-то — с 1977-го по 1981-й — будущий министр обучался именно в ее мастерской на актерском факультете. И отрадно, что помнит он только хорошее. Как помнит, к примеру, свои лихие годы (1989—1984) в студийном театрике С.Проскурни «Будьмо!». Поэтому и С.Проскурня нынче будет в статусе министерского советника.

«Чего же от него ожидать?» — иногда спрашивают меня, как Нострадамуса, некоторые представители культурного социума. Те, кто, возможно, встревожен предчувствиями повторения «билозировщины». Или чего иного.

Я же им банально ответствую: «Он — хороший…»

Во всяком случае новый худрук культуры, по всем стандартам, self-made-man — человек, сделавший себя сам. И должно быть, знает, что же «сделать» с другими.

В нем, сердечном и прагматичном, заметны черты миссионера. Пришел к нам с «некоей миссией»... Значит — надолго.

Но он же не только миссионер, но и заядлый коллекционер. Давненько собирает украинскую народную одежду, наивную живопись, керамику. Видел эту уникальную коллекцию на его юбилее — умиление.

А теперь, друзья, снова поверьте моим медовым устам: не за такой уж продолжительный период собственными мозгами и собственными руками этот человек выстроил просто выдающуюся карьеру. И, возможно, даже нынешнее его кресло — вовсе не предел желаний.

Богдан Бенюк и Богдан Ступка
Его дальняя родина — село Мацошини на Львовщине, милейшие, должно быть, места, где он появился на свет 50 лет назад; но мы там пока не были (впрочем, я собираюсь). После — актерский факультет при Львовском театре имени Заньковецкой. Затем Винницкий муздрамтеатр имени Садовского. И гурьба чубатых классических парубков или пламенных комсомольцев (с его обликом) в спектаклях уже Черновицкого муздрамтеатра. А потом — довольно неопределенные годы студийной жизни в надменном театральном Киеве.

Только вот далее — словно по мановению волшебной булавы — начинается сверхреактивное движение к статусу первого постановщика всех наших массовых зрелищ. (Совсем не «шарварковского» жанра, а с уклоном в исконно национальные, потом и европейские приоритеты). Следуют постановки многочисленных театрализованных зрелищ. Чего уж там, сам многое видел, поэтому не лукавлю: достойный профессионализм был представлен в разное время и на Оболони, и на Майдане, и в «Украине». Позже и две полноценные оперы подоспели. Одна во Львове («Бал-маскарад»), другая — в Донецке («Богдан Хмельницкий»). Даже в этом был мудрый политспектральный посыл. Под его же режиссерским началом должен был расцвесть «Цвет папоротника» в нашей Нацопере. Но теперь уж пусть тамошняя дирекция локти себе кусает: почему это вовремя не сообразили договориться с таким перспективным человеком?

И, представьте, во всем изысканная и точная режиссура собственной судьбы… Режиссура, которая три года назад — 23—24 января 2005-го — увенчалась главным его спектаклем «Инаугурация Президента Украины Виктора Ющенко». Все видели, все оценили.

Поэтому дальнейшее — нет, не молчание (гамлетовское), а слово к народу… Оно, собственно, и прозвучало в тот самый понедельник — вечером в Украинском доме.

***

Ну а пока министр говорит (о главном), я будто кинооператор выхвачу условной «неправильной» камерой лишь несколько «бликов» на той исторической встрече. Согласен, все они пришли в бывший ленинский дом не напрасно.

Вот Б.Ступка — некогда тоже министр — он весел, игрив. Не в вышиванке, а в галстуке. Неделю назад, словно бы в унисон с программной украинизацией, в его театре вышла «Кайдашева сім’я» по мотивам великой повести И.Нечуя-Левицкого об одной семье, а по сути об одной стране, когда даже братья между собой договориться не могут — и поедают друг друга. В главной роли — Н.Сумская. И Б.Бенюк, тоже гость министерского праздника, надеюсь, пока воздержится от риторики по поводу репертуарной политики.

А вот О.Бийма — знаменитый экс-директор «Укртелефильма». Только о творческих планах лучше не спрашивать. И даже напрасно просить: «Олег, расскажите о последней роли Н.Копержинской в своем фильме, я о ней статью готовлю». У Биймы же в это время логотипом в глазах: «Прутника снимают?» За Прутника я как раз не волнуюсь: он-то со своими капиталами как-нибудь обустроится. А вот вернут ли Бийму в «обиймы» родной киностудии? Это пока для меня забавный вопрос.

Нина Матвиенко
Мимолетом — А.Чмиль, главный чиновник по вопросам кино. Кажется, и она в легком смятении: самого Д.Табачника пересидела, но теперь на ее место вроде бы сватают Л.Мужука, а сватья-то... из БЮТа. Вот и гори после этого на работе. «Анна Павловна, будет о чем поговорить…»

О.Сумская, как всегда, для обложек. Изгнанница «1+1», кажется, договорилась с Казбеком — и теперь на ТРК «Киев» готовится ее передача о современном украинском кино (только где же оно, за исключением «мыла»?).

А.Соловьяненко (младший) — нынче основной «наследник» всех оперных традиций в державе— вроде растерян (или мне показалось?). Раньше к прежнему министру в кабинет можно было даже без стука… Теперь, очевидно, придется постучать трижды, покуда откроют.

На первом этаже ленинского дома-«круга» встречаю Н.Мащенко: он бледен и тоже растерян. Правда, слегка улыбается, подает свою руку. Я же ощущаю садоистальную внутреннюю муку — в связи с недавними публикациями о постройках на территории студии. Но, право, не нам же там жить.

А вот у кого все прекрасно, так это у М.Крупиевского — теперь, судя по всему, нового главного шоу-режиссера страны (после того как В.Вовкун вырос — в наших глазах). Г-н Крупиевский также одержим этнографической политикой. Недавнее его (точнее, «Наше Різдво») собрало в спортсооружении почти всю «Нашу Украину» во главе с первой семьей. А у режиссера, не сомневаюсь, много и других выигрышных репертуарных козырей. И один из главных —милейшая супруга, пресс-секретарь президента.

Но вот моя условная «камера», которая смотрит в мир, вдруг дернулась, как в фильме фон Триера. И в объективе — М.Резникович, худрук Русской драмы. Он как-то невесел, растерян (или опять показалось?). После прежних медийных дискуссий и даже каких-то принципиальных «позиций» почему-то именно в этот момент захотелось к нему подойти и сказать что-то доброе, человечное: «Как-то оно будет…» Но вот не решился.

Цитаты из контекста:

· «Національна визначеність — як поняття — на початку ХХІ століття, погодьтеся, звучить майже дивно і архаїчно. Але так видається на перший погляд. У світі сьогодні йде невидима війна за культурно-духовний та інформаційний простір. І в цій війні, як на війні світоглядній, є переможці і я переможений. Наступають і захищаються навіть культури, що давно сформувалися і утвердились. І на цьому тлі як «бути» — чи вже «не бути» — тим, що тільки відроджуються?»

· «Одним із надзвичайно важливих моментів впливу на сучасне життя є естетика масової культури. Нею потужно можна впливати на свідомість та підсвідомість мільйонів людей. Масове мистецтво — конденсатор емоцій глядача, камертон-настроювач бадьорості, активності, ентузіазму, устремління, рішучості. Найактивніше масове мистецтво використовується під час рекламних та виборчих кампаній».

· «Хто ти єси?.. Носієм культури ти є і що для неї прагнеш зробити?.. Відповідь приходить сама собою. Тоді кому вигідна наша культурно-національна невизначеність?.. Кого влаштовує наш комплекс меншовартості?..»

· «Національна ідея, на моє глибоке переконання, — це і є національна культура. Місія її — боротьба на інформаційному, духовному і культурному просторі. Поряд із боротьбою — місія об’єднання суспільства аж до його самоздійснення. Тільки тоді політика вже не буде концентрованим вираженням економіки, вона стане діяти за волею культури».

Василь ВОВКУН «Паралельні видива»

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме