ПРИЯТНОЕ С ПОЛЕЗНЫМ

Поделиться
Покосившиеся бревенчатые развалюхи родного Мстиславля, жирная провинциальная грязь, уныло ссуту...
Александр Гляделов. «Дорога»

Покосившиеся бревенчатые развалюхи родного Мстиславля, жирная провинциальная грязь, уныло ссутулившаяся спина удаляющегося извозчика… Или навевающие знакомую тоску стерильные фасады лавок по обе стороны игрушечной улочки, движущиеся по тротуару сомнамбулы и «кипение жизни» около бензоколонки, гордости города Пикскилла, — виды российского и американского захолустий похожи, как братья-близнецы… Другие берега оказываются все теми же, ибо кочевник Абрам Маневич (1881—1942) повсюду возил с собою свою провинцию, свое «мобильное» ощущение дежа вю. Вы убедитесь в этом сами — на ретроспективной выставке классика пейзажной живописи в Национальном музее, продлящейся до конца года.

И это место тоже — возвращение на круги своя. Судьбу Абрама Маневича предопределила встреча с основателем Городского музея древностей — Николаем Биляшивским, который инициировал в стенах музея первую персональную выставку художника, окончившего Мюнхенскую академию искусств. Столь же успешно складывалась и международная карьера мастера, — в 1910-м Маневич дебютировал в престижной парижской галерее Дюран Рюеля, — и не остался незамеченным. В предреволюционные годы он жил и работал в Москве и Петербурге, в 1917-м — возвратился в Киев в качестве профессора класса пейзажной живописи новообразованной Украинской академии искусств. В 1920-м, после трагической гибели семнадцатилетнего сына, эмигрировал, с 1922-го — осел в Нью-Йорке.

Каждый может краткую канву этого жизнеописания украсить подробностями, подсказанными самой живописью. Киевский период Маневича — солнечный, ветреный, счастливый. Окраины Киева пронизаны единым ритмом, единым дыханием жизни — небо исчерчивают «нервные» силуэты деревьев, землю — дрожащие тени, к горизонту быстро убегают облака, трепещут кроны каштанов… Эта живопись полна отголосками мюнхенского модерна и поэзией тихой провинциальной повседневности, культивируемой отечественным искусством рубежа веков.

Бытование Маневича в обеих столицах российской империи совпало с распадом гармоничного мира. Москва ощерилась «юоновскими» острыми углами и красными стенами фабрик — режущий глаз кирпичный угол на задворках дурным предвестием выпирает из каждого урбанистического пейзажа того времени. Жить и работать в состоянии постоянного внутреннего дискомфорта — выше человеческих сил, два десятилетия спустя, в 1930-х, перетерпев свое горе, художник вновь пытается склеивать осколки. Преодолев чуждость языковой среды и удачно американизировавшись — его работы охотно покупали и государственные музеи, и коллекционеры — Маневич становится абсолютно другим, оставаясь все тем же. Космическое единство декоративного линейного ритма он превращает в единство цветовое. В одном из писем Маневичу поклонник его творчества Альберт Энштейн писал: «Мы оба служим звездам, Вы — как художник, я — как ученый». Минимальное усилие воображения — и в сплошном мареве осенних пламенеющих красновато-коричневых тонов угадываются контуры написанных с заокеанской натуры несуетных мест из прошлой жизни, мест, в которых на рубеже XIX и XX веков умирает империя. В силу некой аберрации зрения американская глубинка — бревенчатые постройки ферм, шезлонги в запущенных садах, лошади, воз сена, кузница — воспринимается как воспоминание, ностальгия об ушедшей усадебной России…

«Дорога» Александра Гляделова в галерее «РА» (с 28.09.) открывает цикл выставок «Социальные проекции». Во времена глобальных катастроф стратегия проекции искусства в социум более чем актуальна. Исподволь проявляющаяся социальная, антропологическая тенденция теперь становится совершенно очевидной. Последние события в Америке изменили лицо мира, и мало кто сомневается, что в том, другом, мире искусство будет другим. Если, конечно, вообще будет... Время доказало, что и после Освенцима поэзия продолжает существовать, поэтому, избегая фантастических пророчеств, предположим: после взрывов в Нью-Йорке и Вашингтоне искусство вряд ли прекратит свое существование, но станет более чутким к человеческой боли...

Эта чуткость и политкорректно-фальшивое сочувствие к оказавшимся вне социума — совсем не одно и тоже. Гляделов находит своих бездомных и опустившихся «героев» повсюду — в Украине, России, Америке, Франции вовсе не затем, чтобы вышибить слезу из зрителя… Как сказал в одном из интервью Борис Михайлов, известный «портретист бомжей» — оказавшиеся за бортом общества живут вне любых правил, не считая при этом себя ни униженными, ни оскорбленными, для них спать, блевать и т.д. на улице — это нормально, поэтому по-настоящему увидеть их можно только взглядом беспристрастным, документальным, лишенным эмоций.

«Люди улиц» — не единственные попутчики фотографа в дороге, петляющей по белу свету — от Памира до Алабамы. Хаотичность лиц, хаотичность мест, впечатлений — в этом вся прелесть путешествия. Эскалатор парижской подземки на станции «Гобелены» возносится вверх — к небу в чудных листьях акации. Тяжелее добраться к свету через близлежащую «Лыбидскую» — на фоне серой массы, затопляющей эскалатор, позирует маленький лукавый попрошайка. В Грозном расчищают разрушенную улицу Мира — ирония судьбы иногда бывает жестокой, а здесь, в Киеве, на бульваре Шевченко, омоновцы с остервенением бьют дубинками демонстрантов ( «9 марта 2001 года»)… По центру ночного Львова движется факельная процессия националистов, а колоритные кришнаиты Киева готовятся к молитве… Хоронят погибших шахтеров в Краснодоне, жизнь продолжается и за колючей проволокой в Сибири (тюрьма-больница для больных туберкулезом в Мариинске), и в цыганском таборе на окраине Вильнюса… Занимательные этюды и, несмотря на случайность скользящего взгляда фотографа, отнюдь не бессмысленны. Комментируя смысл своих усилий, автор говорит о попытке установить «тождественность нового социального пространства», в котором мы существуем. Ему это удалось сделать — если считать, что тождественность пространства определяется степенью социальной защищенности, количеством людей, выброшенных на улицы, а не количеством памятников «монументальной пропаганды» независимости на один квадратный метр городской площади.

Опять-таки в свете последних событий интересны плакаты московского издательства «Има-пресс», выставленные в галерее «Мастерская» (с 25.09). Они были созданы в рамках международной плакатной акции против расизма и ксенофобии «Мы — это они, они — это мы», поддержанной Институтом «Открытое общество». Еще одна благая инициатива социально активного искусства — и сколь ни ничтожна его убеждающая сила, напоминание о необходимости «убить в себе зверя» вновь приходится очень кстати…

Центр современного искусства при НаУКМА и Гете-институт продолжают диалог «родственных» искусств — театрального и визуального. Дабы вдохнуть жизнь в декорации, сделанные участниками немецкой выставки «Сценическое око», режиссеры «Нового театра на Печерске» Александр Крыжановский и театра им.Франко Андрей Приходько изобрели этакие безделицы, театральные миниатюры (27.09). Среди публики слонялись заблудшие ангелы, называющие себя «интерлюди», что-то скучное вещали персонажи «комедии дель-арте».

Эксцентричней, эстетичней и логически завершенней выглядело сценическое шоу, для основы которого режиссер театра «Свободная сцена» Дмитрий Богомазов использовал видео и звукоряд экранной работы Розмари Трокель «О важности ношения одежды», а в качестве исполнителей — Василия Цаголова, актрису Полину Войлевич и себя самого. Сей театральный перформанс посвящен важности стирки грязного белья, необходимой для сохранения чистоты интеллигентных отношений в любовном треугольнике. Он соткан из намеков, по тонкости соперничающих с клипами «Виагры». Очаровательная «Василиса Прекрасная» танцевала и одновременно показывала фокусы, извлекая из тайников хищного «халатика» кипы нижнего белья, тут же вручала их для стирки и сушки, а главное — копания — своим импозантным кавалерам в смокингах и котелках… На этой совершенно бесполезной «мыльной опере» (все втроем они выдули тучу пузырей) старого «социально бесполезного» образца и остановимся — до следующего месяца.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме