ПРЕЛЕСТЬ АЛЕКСЕЯ РАТМАНСКОГО ЦЕНИТ МОСКВА

Поделиться
Алексея Ратманского - заслуженного артиста, лауреата международных конкурсов артистов балета и балетмейстеров, ведущего солиста Национальной оперы Украины - любят и хорошо знают в Киеве...

Алексея Ратманского - заслуженного артиста, лауреата международных конкурсов артистов балета и балетмейстеров, ведущего солиста Национальной оперы Украины - любят и хорошо знают в Киеве. Однако у многих профессионалов и любителей высокого балета вызывает недоумение, почему такой яркий и самобытный артист - столь редкий гость на сцене киевского театра? Его имя практически не появляется в Киеве на афишах. Последний раз мы имели возможность видеть «Вечер хореографии» А.Ратманского на сцене Национальной оперы ровно год назад. Весной дуэт Алексея и Татьяны Ратманских принимал участие в бенефисном концерте Илзе Лиепы, в мае - в юбилейном вечере, посвященном Валерию Парсегову... И все?!! Что же мешает ему чаще появляться на киевской сцене?

С танцовщиком и хореографом Алексеем Ратманским я познакомилась в Минске, в апреле 1996 года на фестивале «Я люблю балет», куда он был приглашен для участия в заключительном гала-концерте.

Мне показалось тогда, что он - вполне зрелая художественная личность, ибо в номере «Зеркала» М.Годдена на музыку М.Равеля он сумел постановку канадского хореографа в пластике танца модерн наполнить своим видением, новым духовным содержанием. Но особенно яркой и талантливой оказалась его собственная хореография на музыку К.Дебюсси и Дж.Пленицио «Юрли-берлю», где вместе с женой, Татьяной Ратманской, они исполнили музыкально-хореографическую новеллу, в своеобразной драматургии которой радостное согласие беспечной встречи молодых переходит к согласию в нежности и любви...

Признаться, после Минска я ждала новых хореографических опусов Ратманского-постановщика. Но творческий вечер, проходивший в конце ноября в Москве, в помещении Театра им.Вахтангова, по сути дела, стал его прекрасным бенефисом как танцовщика.

Откуда этот умный талант артиста балета Алексея Ратманского?

...Ему повезло в жизни - интеллектуальная среда в семье никак не исключала желания танцевать, наоборот, придавала этому желанию активную творческую направленность. Так случилось, что при поступлении в Московское хореографическое училище у юного абитуриента Алеши Ратманского не оказалось многих необходимых для приема «профессиональных» данных, но Александра Михайловна Маркеева - старейший педагог МАХУ, которая работала в приемной комиссии, - увидела в глазах мальчика не по-детски серьезное, горячее желание учиться... В комиссии тогда прислушались к мнению опытного педагога.

Творческий вечер Ратманского открывался последним актом «Жизели» Адана. В главных партиях - народная артистка Украины Елена Филипьева и, понятно, сам Алексей. Он исполнял роль не совсем традиционно, в чем-то неожиданно. Ведь талантливый художник может позволить себе не идти путем, проложенным его предшественниками. Ратманский сумел приблизить к нам Альберта, сделав этого романтического героя одновременно мужественным и человечным, полным нежности к Жизели и светлой памяти о возлюбленной...

Ратманский-танцовщик - в отличной форме. Отточенная техника позволяет ему без труда исполнять самые сложные па. Как партнер, он безукоризненно создавал ощущение воздушности, невесомости героини. И вообще их дуэт стал высшим проявлением профессионального мастерства в первом отделении концерта, хотя нельзя не отдать должного и академичности женского ансамбля «Русского имперского балета» Гедеминаса Таранды.

В хореографии Бурнонвиля («Сильфида» Левенскьельда) Ратманский чувствует себя, как рыба в воде. Да это и понятно, ведь еще Пестов в училище настойчиво претворял в жизнь педагогические принципы датского хореографа: прыжковая легкость, мягкость приземлений, бриллиантовая огранка заносок, точность и законченность формы при элегантности танца и неизбежной кантилене...

В хореографическом шедевре «Бхакти» на индийскую народную музыку Алексей и Татьяна Ратманские продемонстрировали искусство владения пластическим языком Мориса Бежара. Тут было не просто ощущение и передача стиля, но и постижение восточной философии, ее стремления к духовному и физическому совершенству человека... «Еще потанцуем, Алеша! - подумала я после «Бхакти»... В конце концов еще будет время сочинять балеты. Ведь ему только двадцать восемь!»

Заключал вечер фрагмент из балета «Кармина Бурана» К.Орфа в постановке киевского балетмейстера Сергея Швыдкого. Хореограф и танцовщик нашли свои образные знаки и пластические мотивы в музыке. Мне показалось, что в движениях героя Ратманского было что-то от шутовской манеры вагантов и менестрелей...

Из постановочных работ бенефицианта было показано только одно его новое сочинение - «Графика на синем фоне» на музыку П.Чайковского с использованием стихов А.Рембо, исполненное автором хореографии вместе с Т.Ратманской. Неожиданное сочетание французской поэзии, пластического к ней комментария и уже потом возникающей музыки Чайковского... Может быть, этот номер - своего рода эскиз к будущей большой программе «Прелести маньеризма» на музыку Рихарда Штрауса, тем более что именно этому композитору - последователю Вагнера - свойственно стремление к единству Поэзии, Музыки и Танца...

А может быть, все будет иначе? Ведь сущность творческого поиска - в неожиданности, непредсказуемости результата. И тем интереснее будет узнать, к чему приведет этот поиск, что еще создаст Алексей Ратманский, этот серьезный, пытливый и талантливый человек, у которого, к счастью, все еще впереди.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме