ОДНАЖДЫ ВДОХНУВШИЙ ГЛОТОК СВОБОДЫ

Поделиться
... 20 августа 1899 года в городе Борзне, что на Черниговщине, в семье учителя родился пятый ребенок, Александр, и суждено ему было прожить до 1985 года, стать художником, свидетелем и участником истории нашей страны...

...

20 августа 1899 года в городе Борзне, что на Черниговщине, в семье учителя родился пятый ребенок, Александр, и суждено ему было прожить до 1985 года, стать художником, свидетелем и участником истории нашей страны. Талант к рисованию, увлечение народными поделками из глины, соломы и дерева определились у него с детства, и, поднимаясь потом к высотам мастерства, он время от времени возвращался ностальгически к первоистокам. Из прошлого старался не брать лишь печаль и горе, а их на веку выпало немало. Вобравший в себя колыбельные и мелодичные украинские песни мамы Мотроны, он перестал их слышать в возрасте двух лет после тяжело перенесенной скарлатины. Любовался ее вышиванками, дедовой резьбой по дереву и сам стал изобретать свои узоры. Талантливому мальчику помогли получить хорошее образование близкие семье писательница Ганна Барвинок (вдова Пантелеймона Кулиша) и юрист Петр Ге (сын знаменитого художника).

В Санкт-Петербургской императорской гимназии для глухонемых Александр прекрасно научился адаптироваться в «звучащем» мире, хотя всю жизнь он тратил немало усилий на то, что другим давалось легко. Он разговаривал с людьми, используя голосовые связки, а не жестикуляцию, умел танцевать мазурку и полонез. Из далекого Петербурга будущий художник шлет родным трогательные письма, в которых с острой наблюдательностью и рассудительностью описывал свое самостоятельное житье и нравы большого города. Не так скоро попадают они в руки к отцу Ферапонту Петровичу - тот на долгие годы был сослан в Сибирь за вольнодумство и общественную деятельность (его идея посадить в родных краях огромный сад привлекла многих, а в дальнейшем за то, что он пострадал, был избран почетным гражданином Борзны). Живописный украинский город центростремительно притягивал и Александра Саенко, здесь он черпал вдохновение, темы композиций и народную мудрость, а спустя десятилетия, воздал ему должное, создав и любовно украсив историко-краеведческий музей. Но большая часть его творческой жизни связана с Киевом. Здесь он в 1928 году окончил Украинскую академию художеств, где сформировались его взгляды и особая художественная манера. Этому предшествовали годы раздумий и поисков. Он подавал надежды как живописец-импрессионист, создав ряд виртуозных, колористически богатых портретов в период обучения у художников Андронника-Лазарчука, затем у Мурашко. Однако его внутренним побуждениям наиболее соответствовала школа Михаила Бойчука, с которым его познакомил брат в 1918 году, Петр Саенко, бывший в то время членом Центральной Рады (после разгрома которой брата сослали в Казахстан).

Бойчукистов объединяло стремление создать новое украинское искусство на основе синтеза народного национального творчества и таких достижений европейских культурных вершин, как раннее Возрождение, Византия и другие. Это своеобразное понимание простоты и мудрости, сплав наивности и рациональной условности. Каждый из нескольких десятков близких по духу художников привносил в это направление что-то свое. По совету М.Бойчука Александр Саенко поступает в ученики к его другу Василию Кричевскому, известному архитектору и художнику, большому знатоку орнамента. Тот возглавил институт керамики в Миргороде, а затем переехал в Киев, став профессором Украинской академии художеств, ректором которой был назначен его брат Федор. Профессором академии в двадцатые годы был и М.Бойчук, и его мастерскую композиции посещал А.Саенко, который очень сдружился с его младшим братом Тимошем (умершим в 1922 г. от туберкулеза). Возвышенная атмосфера новаторских поисков тех лет чувствуется в дошедших до нас работах А.Саенко (любовно и бережно пронесенных во времени дочерью Ниной Саенко и внучкой Лесей, тоже художниками). Материальные трудности, разруха и неурядицы двадцатых сказались лишь в том, что художник тогда писал на обрывках некачественной бумаги, недоставало и красок. Поражает в этих работах удивительная гармоничность миросозерцания, внутренний покой осознающей себя правоты, вневременность истины и свободы, вселенский масштаб восприятия.

Полудремлющие пастухи и пастушки стерегут не то вечность, не то свое мирное стадо; плавные линии их округлых тел перекликаются с волнистым горизонтом не то украинской степи, не то неведомой дали. Ритм простых человеческих дел закомпонован на плоскости в виде узора из линий, лаконичных форм и цветовых пятен. Эти изображения предназначены для таких же простых поверхностей предметов, мебели, тканей, интерьера и создают как бы новое произведение искусства - своеобразную духовную среду обитания человека. По такому пути развивалось и украинское народное творчество, и отныне все силы своего таланта А.Саенко направляет на возрождение и обновление традиций, не раз отбивая атаки обвинений в национализме и формализме.

Судьба его учителя и единомышленников оказалось трагичной. Сталинский тоталитаризм безжалостно расправился с новаторами, не желавшими становиться на рельсы социалистического реализма: в 1933 году был расстрелян М.Бойчук и яркие представители его школы. Александр Саенко глубоко переживал это событие, пребывая в подавленности и растерянности. Однако врожденная потребность в творчестве вывела его из этого состояния. Одно за другим он создавал панно, декоративно-монументальные композиции, эскизы тканей, интерьеров, за геометрически четкими линиями и ровными плоскостями цвета скрывая трепетную чувственность.

Александр Ферапонтович Саенко прожил долгую жизнь, увидев особенности правления почти всех советских генсеков. Ему приходилось видоизменять названия и сюжеты своих композиций в унисон с газетными передовицами, но он все же смог реализовать и свои сокровенные замыслы. Он любил Украину, ее историю и героев, и как только позволяла «оттепель», воплощал эти темы и образы в различных изобразительных материалах (интересно развил метод инкрустации стеблями злаковых различных оттенков теплых золотистых тонов). Не раз он воспевал славного казака Мамая, подвиги Ивана Сирка и Семена Палия, простых людей родного края, его чудесную природу от малой былинки и цветка до широких полей, лесов и рек. Далекий от фотографической правдоподобности, он передавал это через ритм орнамента, праздничную разноцветность, гармонию узорчатости. Они, как пульс жизни, будут всегда находить отклик в биении сердец соотечественников этого действительно народного художника.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме