НОСТАЛЬГИЧЕСКИЙ БАЛЕТ ИЛИ НОСТАЛЬГИЯ ПО БАЛЕТУ

Поделиться
2 февраля на сцене Национальной оперы Украины был дан плановый балет «Баядерка» Л.Минкуса. Неордин...

2 февраля на сцене Национальной оперы Украины был дан плановый балет «Баядерка» Л.Минкуса. Неординарность события состояла в том, что заглавную партию в киевском спектакле исполняла гостья из Санкт-Петербурга, молодая солистка Мариинского театра Анастасия Волочкова. Приглашение танцовщиков из других театров на роль ведущих солистов в какой-либо конкретный балетный спектакль у нас не практиковалось вот уже много-много лет... И это при том, что раньше подобная практика была в порядке вещей. Так, например, в 1950-1970-е годы на киевской сцене вместе с нашей труппой танцевали Майя Плисецкая, Раиса Стручкова, Нинель Кургапкина, Алисия Алонсо, Берил Грей, Иветт Шовире, Лиан Дейде и Мишель Рено, Лилиан Кози, Галина Самсова, Аскольд Макаров, Борис Брегвадзе... И вот, казалось, добрая традиция приглашения в театр гастролеров возобновляется.

Не так давно Анастасия Волочкова была в Киеве. Она принимала участие в конкурсе артистов балета им.С.Лифаря и стала его лауреатом. Увозя из Киева в Санкт-Петербург золотую медаль, она оставила о себе двойственное впечатление - при всей своей «питерской» выучке, очаровательной внешности и обаянии в ее танце не хватало чего-то очень важного...

Тем удивительнее было услышать на пресс-конференции, что нам предстоит встреча со «всемирно известной звездой русского балета, солисткой петербургского Мариинского театра, которая прибыла из Лондона в Киев для участия в нескольких балетных спектаклях...».

Встреча с представителями прессы проходила в демонстрационном зале Центра развития моды. С опозданием на полчаса на подиум вышла грациозная и юная Анастасия Волочкова в сопровождении главного балетмейстера Национальной оперы Украины Анатолия Шекеры. Думаю, их удивлению не было границ - в большом зале присутствовало всего три журналиста...

В 1994 году А.Волочкова окончила Академию русского балета им.А.Вагановой (бывшее ЛГХУ). В выпускных классах ее педагогом была народная артистка СССР Н.Дудинская. На сцене прославленного Мариинского театра танцовщица начала выступать еще будучи воспитанницей академии. За два года полноценной работы в труппе она подготовила под руководством педагога-репетитора О.Моисеевой 10 сольных партий в балетах. Любимые спектакли - «Лебединое озеро», «Жизель», «Баядерка»... Ее мечта - станцевать Джульетту. Успела побывать с труппой на гастролях в разных странах. Из своих партнеров выделяет Фаруха Рузиматова. Сейчас готовится выступить в «Шехерезаде» Н.Римского-Корсакова. В нашем городе Анастасия бывала часто, так как Киев - родина ее родителей, но в качестве приглашенной балерины она здесь впервые. «Баядерка» - ее гастрольный дебют в Украине...

Не думаю, что молодой танцовщице пойдут на пользу преждевременное захваливание и неуместная реклама. К сожалению, именно это доминировало на пресс-конференции. Из уст главного балетмейстера Национальной оперы Украины, стороны, весьма заинтересованной в гастролях питерской артистки, прозвучали такие слова: «Волочкова - это уже сложившийся мастер, ведущая балерина Мариинского театра. Ее искусство знают в мире. У нее большой репертуар, ее высоко оценивает пресса, она демонстрирует свое искусство за рубежом... Анастасия представляет известную в мире школу классического танца - петербургскую. На конкурсе Лифаря она сразу же выделилась своей яркой индивидуальностью и покорила не только зрителей, но и жюри. Именно тогда у нас возникли контакты с ней и желание пригласить ее сотрудничать с киевским театром... Весь репертуар нашего театра будет предоставлен Анастасии, а ее участие будет зависеть от ее выбора...»

Балету «Баядерка» - всемирно известному произведению Людвига Минкуса и Мариуса Петипа - исполнилось ныне 120 лет. Премьера состоялась на сцене императорского Мариинского театра в Санкт-Петербурге 23 января 1877 года. Спектакль не только сохранился до наших дней, он сумел в полной мере сберечь красочность и особую атмосферу романтической мелодрамы. И что толку сетовать на неправдоподобие некоторых сцен, на банальный сюжет, наивную экзотику? «Баядерка» по сей день дарит нам уникальную возможность присутствовать на театральном действе ушедших эпох, переносит в далекое прошлое. «Баядерка» - это трогательная и наивная фантазия взрослого человека, это - хореографическая греза, балет-воспоминание, который называют первым в истории балетного театра ностальгическим балетом.

Символично и значимо, что именно балет «Баядерка» называют энциклопедией танца XIX века, ибо он пронизан не только реминисценцией прошлых эпох, но и духом хореографических новаций творцов, воспевших эпоху романтизма в балете, - Ф.Тальони, Ж.Перро, Ш.Дидло...

Хореография балета претерпела на протяжении своей сценической истории неизбежные, порой значительные изменения. Балетмейстеры XX века стремились то восстановить первоисточник, то создать свои, новые версии ускользающего из памяти произведения Петипа или его фрагментов....

Балет «Баядерка» занимает особое место в истории украинского хореографического искусства. 2 октября 1926 года на сцене Киевского оперного театра состоялась украинская премьера произведения Петипа. Постановку осуществил главный балетмейстер театра Леонид Жуков. Выпускник Московского хореографического училища, солист и балетмейстер Большого театра (1909-1946, с перерывами), Л.Жуков был учеником В.Тихомирова, ярого поборника академизма в балете, автора (совместно с А.Горским) московской версии «Баядерки». Вероятнее всего, постановка Л.Жукова была основана на лучших традициях старого «большого» академического балета. Сейчас трудно восстановить и проанализировать эту первую постановку «Баядерки» в Киеве. Балет, к сожалению, в репертуаре театра продержался недолго...

Спустя почти 60 лет киевский театр решил вернуть на свою сцену заветный балет великого хореографа. Идея возобновления «Баядерки» в Киеве принадлежала в то время главному балетмейстеру театра, народному артисту СССР Валерию Ковтуну. В основу новой киевской версии был положен спектакль «Баядерка» в «питерской» постановке (В.Чабукиани и В.Пономарева), который остается в репертуаре Мариинского (Кировского) театра и по сей день. Консультантом-постановщиком пригласили к нам прима-балерину из Санкт-Петербурга, народную артистку СССР Нинель Кургапкину. Балетмейстерами-репетиторами спектакля были известные деятели украинского балета - народные артисты В.Калиновская, В.Круглов, И.Лукашова и А.Лагода. В спектакле в разное время принимали участие солисты Национальной оперы - Т.Таякина, Л.Сморгачева, Р.Хилько, Т.Боровик, А.Кушнерова, Т.Белецкая, Е.Филипьева, И.Дворовенко, Н.Прядченко, В.Яременко, В.Веденеев, К.Костюков.

Казалось, что в киевском театре сохраняются лучшие традиции, есть резервы, а будущее украинского балета - перспективно и гармонично...

Наиболее благоприятное впечатление в нынешнем спектакле произвела знаменитая сцена из третьего акта, известная среди знатоков балета под названием «Тени». Этот хореографический шедевр Петипа называют балетом в балете. Построена сцена в форме гран-па - величественного бала в честь классического танца. «Тени» нередко можно увидеть в концертах и на балетных вечерах. Когда-то этот дивный фрагмент был великолепно представлен учениками Киевского государственного хореографического училища под руководством з.а. Украины Г.Березовой. В нынешнем спектакле приятно было наблюдать ставшее традиционным академическое исполнение кордебалетом труппы гениальной хореографии Петипа. Хоральная кантилена белых тюник, мерность и синхронность исполнения создавали впечатление стелющегося тумана... Ох, как хотелось бы, чтобы не только фрагменты, но и весь спектакль в целом был исполнен чувства и вдохновения!..

К сожалению, общее впечатление от спектакля - удручающее. Во всем чувствовались ветхость и заброшенность. Всем понятно, что театр - вещь условная, но не до такой же степени, чтобы принимать черное за белое, а нарочитое за истинное. На сцене царили уныние и скука. Все эти жрецы и воины, индусы и баядерки, невольницы, охотники и слуги двигались как-то неестественно и скованно, как бы стесняясь самих себя. Они казались скорее экспонатами из лавки древностей, вид которых несуразен и смешон. Обидно, что самобытность и высокую духовность древних индусов театр не в силах воплотить на сцене. Где же фантазия, где творческое горение, где, наконец, вдохновение, без которых невозможно искусство театра?

Главные персонажи балета - Никия (А.Волочкова), Солор (И.Мамонов) и Гамзатти (Т.Синобу) жили на сцене обособленно, создавалось впечатление, что каждый из них стремился преподнести только себя одного, мало заботясь об ансамбле и общей режиссуре спектакля. Пантомимные мизансцены - своеобразные сценические диалоги, которыми так насыщен балет Петипа, «звучали» формально и выглядели маловыразительно. В своих сольных партиях артисты старались продемонстрировать весь арсенал своего профессионального мастерства, но, надо сказать, только А.Волочковой удавалось выполнять это без излишней натуги...

Роль индийской храмовой плясуньи-баядерки как нельзя лучше подходит молодой танцовщице. Артистка обладает превосходными внешними данными, у нее тонкий и гибкий стан, красивые и выразительные руки, она умеет подать себя на сцене, она умна и хорошо знает все свои «козыри», а кроме того, за всем этим чувствуется еще и сильный, волевой характер. Действительно, на нее приятно смотреть... Но искусство танца - это целый мир, это огромный комплекс специфических составных частей. Балерине, например, ничего не стоит предстать на миг супермоделью, а вот наоборот - увы, не получается! Другими словами, юная солистка прославленного Мариинского театра многим одарена от природы и, безусловно у нее есть шансы стать настоящей балериной, если она поймет глубинную суть столь высокого звания...

Нет ничего странного в том, что именно сравнение сценического образа гостьи и киевских артистов, принимавших наряду с ней участие в спектакле, сыграло самую невыгодную роль для последних. Их сольные выступления вызывали чувство неловкости. Отсутствие вкуса, стиля, множество технических огрехов, убожество и провинциализм исполнения резали глаз. И было безумно жаль, что легендарный киевский балет перестал «ощущать» свой уровень и утратил былое высокое качество исполнения. Кто же виноват в том, что наши артисты, не менее талантливые, красивые и обаятельные, не менее способные, чем артистка из Санкт-Петербурга, не умеют достойно преподнести даже то, в чем они сильны и неповторимы? Когда в собственном доме беда, гостей не принято приглашать. Наш балет болен, его нужно лечить и выхаживать, а не устраивать, пользуясь сомнительным случаем, пир во время чумы.

Анализ нынешнего спектакля, как, впрочем, и многих других, увиденных нами за последнее время, еще раз подчеркивает, что балет Национальной оперы Украины пребывает в глубоком кризисе. Из 140 артистов, которые номинально числятся в штате, «живых», т.е. реально действующих, - около восьмидесяти. Не будем сейчас вдаваться в подробности, кто и где сейчас находится, по каким причинам отсутствует или в данный момент не задействован в репертуаре, но подчеркнем главное: танцевать в театре сейчас практически некому. Это мнение высказывают в Киеве многие, причастные к балетной среде.

Начиная с конца 80-х в театре многое изменилось, и, к сожалению, далеко не в лучшую сторону. Об этом лишний раз напомнил балет «Баядерка». Спектакль, несмотря на приглашенную солистку, увы, не стал событием в балетной жизни Киева. То, что происходило на сцене в тот вечер, дало нам повод с тревогой говорить о состоянии балетной труппы Национальной оперы Украины. Пришла пора спасать положение. Очень многое изменилось, деформировалось, пропало безвозвратно... Главное же - как не умели беречь людей, так и не бережем. Как своих не ценили, так и не ценим. Право же, не стоит действовать по принципу - бей своих, чтобы чужие боялись…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме