НА ПУТИ К НЕБУ

Поделиться
В Национальном доме органной и камерной музыки состоялся концерт дуэта Vox Cеlestis (Небесный Голос) в составе Марселя Вильша, арфа, и Морено Менегаццо, орган...

В Национальном доме органной и камерной музыки состоялся концерт дуэта Vox Cеlestis (Небесный Голос) в составе Марселя Вильша, арфа, и Морено Менегаццо, орган. В их исполнении прозвучали произведения Г. Малера, Д. Оуэнса, А. Пиарта и других композиторов ХХ века. Концерт состоялся при поддержке посольств Германии и Италии. И он стал событием в известной степени неординарным. Хотя бы потому, что современную инструментальную музыку нечасто нынче исполняют в Доме органной музыки. Как и в остальных, в общем-то, концертных залах Украины.

Впрочем, оценить эту неординарность могла лишь малая толика избранных. Наверное, организаторы побоялись какой-то взрывоопасной несовместимости представителей дипкорпуса с любой иной публикой, посему количество последней было, по всей видимости, старательно минимизировано. В первую очередь посредством отказа от достойной рекламы. Во всяком случае, автору не хочется верить, что число людей, способных слушать хорошую музыку, в нашем городе так трагически уменьшилось. Зал был заполнен едва ли наполовину. Хотя, возможно, кое-кто отдал предпочтение походу на второй день «Осеннего джазового марафона».

Впрочем, дабы публика не скучала, к ее услугам, кроме музыки, были еще и телевизионщики. Молодые люди с микрофонами в задних карманах линялых джинсов, привычкой стоять спиной к алтарю в общем-то действующего костела и невыносимо звонкой походкой, наполняли зал в изобилии. Равно, как и переносные юпитеры, направленные в глаза зрителей. Но довольно о грустном. Ведь самые стойкие смогли таки послушать собственно музыку.

А послушать было что. Вообще-то подбор инструментов сразу вызывал мысли о возможности более или менее удачных экспериментов «под старину», ведь дуэт арфы и органа был распространен в Испании и Италии XVI века. Подобное подозрение можно отвергнуть сразу и безоговорочно. Нелинейный ритм и гармонические эксперименты абсолютно не характерны для «квазиархаизации».

Хотя пытаться высказывать какие-то обобщения тут весьма сложно, поскольку музыка в тот вечер звучала очень разная. Что, впрочем, и неудивительно, если обратить внимание на имена Оресте Раванелло, Густава Малера и Арво Пярта, собранные в одной программе.

Исполнительское мастерство Марселя Вильша и Морено Менегаццо заслуживает похвалы, особенно если учесть тот факт, что играть им приходилось в условиях, кажется, достаточно далеких от идеальных. Непонятная задержка начала концерта, поезда подземки, иногда едва ли не перекрывающие звучание арфы, а также акустика Национального дома органной и камерной музыки, явно не самая подходящая для сей последней, создавали некую сумму затруднений. Особенно если учесть общую «трудность» ансамбля органа и арфы, где прозрачная фактура одного инструмента рискует быть поглощенной мощным звучанием другого. Музыканты должны очень хорошо чувствовать инструмент, друг друга и зал, чтобы ансамбль состоялся. Но даже в самых сложных ситуациях настоящие мастера не ищут извинений - они просто компенсируют отсутствие благоприятных условий тем, что собственно и называется блестящим исполнением.

Следует отметить, что подбор инструментов и репертуара накладывал отпечаток на всю атмосферу вечера. Возможно, именно благодаря органу и арфе, и невзирая на иногда радикальную современность мелодики произведений, созданных главным образом во второй половине XX века, звучало что-то, чего уже давно нет вокруг. Что-то незаметно и безвозвратно потерянное в неуверенном путешествии рода людского через последние четыреста лет.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме