Музыкальная шкатулка года

Поделиться
Свыше 50 концертов из произведений более чем 100 украинских и зарубежных композиторов предложил слушателям юбилейный, ХV международный «Київ Музик Фест»...
Композитор Л.Дычко благодарит исполнителей

Свыше 50 концертов из произведений более чем 100 украинских и зарубежных композиторов предложил слушателям юбилейный, ХV международный «Київ Музик Фест». Фестиваль ежегодно проводят Национальный союз композиторов и Министерство культуры и искусств Украины, в нынешнем году обеспечившее его финансирование вовремя и в полном объеме.

Жанровый диапазон «Київ Фесту», охвативший музыку от инструментальных «сольников» до симфонически-хоровых полотен и театральных представлений, дает определенное представление о некоторых процессах в сфере творчества (одних лишь премьер было свыше 80!) и в области исполнительства.

Профессиональная музыкальная культура Украины явно держится сейчас, прежде всего, на трех китах — международных фестивалях в Киеве, Одессе («2 дня и 2 ночи новой музыки»), во Львове («Контрасты»). Среди них «Київ Музик Фест» занимает свое определенное место. Если его младшие коллеги в Одессе и Львове предпочитают современную музыку, фест стремится воспроизвести всю «базу данных» профессиональной музыки Украины и отражает реальную ситуацию современного музыкального искусства. На мой взгляд, в этом и заключается особенность форума, в котором скептики почему-то усматривают кальку с прежних пленумов Союза композиторов. Отчасти с этим можно согласиться в том смысле, что они воспроизводили значительную часть тогдашней художественной жизни. «Київ Музик Фест» фокусирует ее на нынешнем этапе и в значительно более широком объеме. Фестиваль проходит под конец годичного календаря и тоже становится своеобразным итогом музыкального года Украины, своеобразным барометром колебаний творческих процессов. И если кто-то действительно заинтересован узнать, что же происходит в современной профессиональной музыкальной культуре, он так или иначе должен открыть для себя музыкальную шкатулку феста, доверху наполненную разными мелодиями и сюжетами. Одних только концертов было свыше 50, кроме этого — театральные представления, презентации изданий, мастер-классы, научные конференции, вернисажи. В день количество таких мероприятий иногда доходило до восьми! Подобная перенасыщенность событий ежегодно вызывает справедливые нарекания. Впрочем, возможно, так и должно быть: заинтересованный слушатель находит в фестивальной партитуре свою звуковую группу, свою музыкальную нишу.

Так, в сложной симфонии феста отдельным разделом выписана хоровая часть. Концерты в храмах и церквях столицы в который раз продемонстрировали уникальную певческую культуру Украины (осанна главному режиссеру современной хоровой жизни Лесе Дычко!). Разнообразие программ и исполнительского мастерства поражало даже специалистов. Рядом с духовной и народной музыкой наравне звучали произведения, написанные в ХХІ ст. Одним из них является кантата Г.Ляшенко «Містерія тиші», в которой композитор дал личностную — лирическую проекцию на творчество Тараса Шевченко. Его современную интерпретацию хоровой звукозаписи, утонченные интонации музыкального стиха полностью раскрыл камерный хор Credo под руководством Б.Плиша. Этот коллектив, состоящий преимущественно из студентов, стал открытием для феста, он убедил в направленности хорового творчества на поиск лирической интонации в недрах национальной поэзии. В акварельно-лирической ауре прозвучали, в частности «Затінок, сутінок» молодого композитора Б.Працюк на стихи Лины Костенко и «Моя одинокая зірка» В.Тыможинского на поэзии Леси Украинки.

Как и предыдущие четырнадцать, юбилейный «Київ Фест» продемонстрировал доброжелательное соседство музыки прошлого и созданной уже в третьем тысячелетии, толерантность к любым стилевым поискам, что никак не могло произойти на прежних пленумах, как невозможно было представить сопоставление, скажем, симфонического творчества с искусством джаза. А именно такую полифонию музыкальной среды и предлагает фест. Два концерта при участии ведущих джазменов Украины и французского саксофониста Ф.Жанно и презентация «Української енциклопедії джазу» стали событием фестиваля. Так же, как и «Дискотека для фортепианного дуэта», на которой «ди-джеями» были пианисты Ю.Кот и И.Алексийчук и которая, к тому же, представила и свою композиторскую продукцию. Или же мюзикл «Ромео и Джульетта» В.Назарова, адресованный, прежде всего, подросткам, оказавшимися признательными слушателями.

Вместе с тем фестиваль показал абсурдность своего соседства с маргинальной звуковой средой площади. Эта несовместимость стала очевидна во время концерта-открытия феста, когда за окнами элитного концертного зала ритмично «бухала» уличная попса: с эстрады Европейской площади звучала «децибельная» агитация за одного из кандидатов в президенты. «Недецибельная» музыка В.Лютославского, В.Сильвестрова, М.Скорыка, Е.Станковича, конечно же, извне не смогла противостоять звуковой нахальности улицы. Присутствующий в зале Валентин Сильвестров своим протестом пытался хоть как-то защитить музыку коллег и собственную. (С грустью вспомнилась печальная фигура Дон-Кихота.)

Многоярусная фестивальная шкатулка оказалась открыта для разных творческих проектов и даже иных фестивалей. Один из них — «Дни музыки Кракова» — предложил свой фестивальный блок с участием польских музыкантов (эти мероприятия проходили в рамках Года Польши в Украине). Директор Краковского фестиваля Ежи Станкевич высказал надежду, что роль пропагандиста украинской музыки в Польше будет выполнять не только Краковский фестиваль, но и один из известнейших европейских форумов «Варшавская осень». А концерт камерного хора «Глория» и камерного оркестра «Леополис» под руководством В.Сывохипа, состоявшийся в зале Киевского национального университета имени Т.Шевченко (фест успешно продолжает поиск новых залов и новой аудитории), стал посланцем львовских «Контрастов». Каждое из произведений, прозвучавших в концерте — Реквием О.Щетинского, Kurie eleison Б.Фроляк, «Благовіщення» Ю.Ланюка, — обогащает духовный пласт современной украинской музыки. Еще один фестиваль, становящийся все заметнее на музыкальной карте Украины, «засветился» в фесте — «Фарботони». Его руководитель И.Тараненко одновременно выступил и как автор Кантаты на стихи немецкого поэта В.Абреша. В рамках феста также принимал участие проект «Музыкальные диалоги»: два концерта «Украина—США», проведенных совместно с посольством США, были посвящены 130-летию рождения Чарльза Айвза — композитора, которого И.Стравинский назвал предвестником новых путей в музыке. «Диалоги» показали, насколько современно звучат произведения 100-летней давности в контексте музыки В.Сильвестрова, Е.Станковича, И.Карабица, Ю.Ищенко. Так же неожиданно свежо прозвучали ранние произведения Я.Сибелиуса — проект, осуществленный совместно с посольством Финляндии бывшим киевлянином, скрипачом Э.Идельчуком. Знаменательно, что на фест слетаются наши соотечественники, которые уже давно работают на искусство других стран. Среди них виолончелистка М.Чайковская, флейтист А.Коган, не только с блеском исполнивший виртуозный Концерт Г.Сасько, но и представивший уникальную концертную антологию «Три столетия флейты соло».

«Київ Музик Фест» отдал должное и творчеству женщин в современной мировой музыке, которой уделено особое внимание. Гендерную тематику на фесте презентовал украинско-нидерландский проект С.Пилютикова. Возглавляемый им ансамбль новая музыка «Рикошет» в очередной раз демонстрирует мастерство исполнения современной музыки и способность воплощать творческие идеи. Именно такой стала концертная серия, благодаря которой современная музыка нашла своих слушателей в Дрогобыче, Ривном, Чернигове, во Львове и Киеве. Один из концертов феста соединил творчество Л.Самодаевой, К.Цепколенко, Л.Юриной с музыкой представительниц Греции, Кубы, Польши, США, проживающих сейчас в Нидерландах. Одна из них, Ванесса Ланн, поделилась впечатлением: «Я чувствую, что украинская музыка намного глубже создаваемой сейчас на Западе и являющейся, в сущности, лишь набором звуков. Людей страны, где я проживаю, больше интересует именно суперзвучание, часто очень громкое, нежели внимательное, углубленное восприятие. Во время прослушивания музыки украинских женщин-композиторов мне казалось, что я погрузилась в мир раздумий и ощущений». Возможно, эти слова хотя бы частично опровергнут довольно схематическое разделение композиторов по полу. Эту искусственность подчеркнула музыка только что написанной симфонии внешне хрупкой В.Полевой. Новое произведение поразило силой философских образов, связанных со сферой самого эфемерного и сложного — подсознанием человека, где сталкиваются демонические силы и хрупкость души. Звание «композитора» подтвердил также Концерт для виолончели с оркестром Ж.Колодуб, прозвучавший в одном из симфонических концертов. Этот ряд можно продолжить: ведь на фесте, кроме упомянутых, звучали произведения Л.Дычко, Ю.Гомельской, Н.Боевой, О.Гнатовской, В.Дробьязгиной и многих других «членкинь» Союза композиторов Украины.

В очередной раз засвидетельствовал свой творческий потенциал композитора, дирижера, продюсера и генератора идей В.Рунчак. Концерт Киевского камерного оркестра под его руководством может быть образцом профессионального подхода к музыке, еще раз подтверждая: качество произведений зависит от отношения к ним исполнителей. Напомню слова Стравинского: «Пропаганда музыки всеми возможными средствами — вещь сама по себе прекрасная. Но распространять это искусство на скорую руку, значит, кормить публику абсолютно несъедобным блюдом». Не случайно концерт-открытие и закрытие феста были поручены Национальному симфоническому оркестру Украины под руководством Владимира Сиренко, и понятно, почему композиторы стремятся попасть именно в его руки: Маэстро одинаково ответственно относится и к симфонии Г.Малера, и к партитуре В.Губаренко, и к опусу молодого композитора, который, возможно, будет звучать один-единственный раз.

Так же, с пиететом отнесся к авторам и их детищам Государственный эстрадно-симфонический оркестр под руководством В.Здоренко: исполнение музыки А.Коломийца, Чен Бао Хуа, О.Нежигая, Н.Боевой раскрыли художественный смысл партитур. Но, к величайшему сожалению, во время фестиваля мы встретились и с противоположной позицией дирижера, из-за которой исполнение доходило до финала или со сплошными творческими потерями, или вообще как неподготовленное снималось с программы.

Завершающим аккордом феста стала исполненная под руководством В.Сиренко симфония «Пять песен об Украине» Ивана Карабица — основателя и инициатора фестиваля. Символично, что н*ачался он с открытия памятника в виде эмблемы «Київ Музик Фесту» на могиле композитора. В.Сиренко возвратил украинской музыке шедевр тридцатилетней давности — симфонию, которую в свое время обвиняли в конъюнктурности.

Конечно, кроме упомянутых, фестиваль имел и много иных сюжетов и мелодий. Конечно же, некоторые из них могут стать превосходной пищей для критиков (лишь бы это пошло на пользу!). В свое время Артюр Онеггер жаловался на ситуацию в его родной Франции — стране, благополучной в плане музыкальной культуры, сетуя, что даже маститые композиторы (имея в виду себя и всю «Шестерку») не могут услышать свои произведения, а о молодых и говорить нечего. Современного композитора он называл «непрошеным гостем» и шутил: для того чтобы исполнили его музыку, автору для начала следует уйти из жизни. Надеемся, в Украине, благодаря музыкальным фестивалям, «проблема Онеггера» успешно решается!

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме