Муза и муки. «Киевскую постановку «Катерины Измайловой» бойкотировали, не замечали, но по сей день я считаю ее лучшей», — призналась «ЗН» Ирина Шостакович

Поделиться
Музыкальная общественность в год столетия композитора Дмитрия Шостаковича считает особой честью отметить эту дату...

Музыкальная общественность в год столетия композитора Дмитрия Шостаковича считает особой честью отметить эту дату. В Национальной музыкальной академии Украины прошла международная научно-практическая конференция, в Луганске состоялся международный музыкальный фестиваль, а в посольстве России — музыкальный вечер, посвященный 100-летию композитора. Несмотря на замечательный концерт, главным событием этого вечера все же стало присутствие на нем вдовы композитора — Ирины Антоновны Шостакович. Она не была в Украине более тридцати лет.

— Ирина Антоновна, кажется невероятным то, что вы столько времени не были в Киеве и лишь память о «Катерине Измайловой» связывала вас с нашим городом.

— Я действительно счастлива снова оказаться в Киеве. И тогда, почти тридцать лет назад, нас с Дмитрием Дмитриевичем и сейчас меня окружают тепло и благожелательность. Шостакович никогда не позволял себе пропускать свои постановки и всегда принимал участие в подготовке новых спектаклей. «Екатерина Измайлова» действительно была незабываемой премьерой, незабываемой работой театра, и отношение музыкальной общественности Киева было замечательным. Именно тогда Дмитрий Дмитриевич сказал: «В Киеве прекрасная постановка, и если бы я умел петь — пел бы, как в Киевском оперном, если бы умел играть — то играл бы, как играют в Киевском театре. Здесь впервые была прочитана партитура так, как я ее чувствовал…».

Напомним, что «Екатерину Измайлову» в 1965-м поставила Ирина Молостова, которая долгие годы хранила в своем архиве 22 адресованных ей письма Дмитрия Шостаковича. Этими посланиями она очень гордилась. Как вспоминает исполнительница партии Екатерины Измайловой известная украинская певица Евдокия Колесник, письма Шостаковича Молостовой были написаны характерным почерком уже тяжело больного композитора, который, превозмогая боль писал сам, не прибегая к услугам секретаря и не пользуясь пишущей машинкой. Это как-то особенно трогало Ирину Александровну. Так как неровный, нелегко читаемый почерк как бы сохранял частичку душевного тепла потрясающего музыканта и мужественного человека необычайной силы духа…

— Вам ведь приходилось видеть и оценивать не одну режиссерскую трактовку «Измайловой». Почему такой особый благожелательный взгляд именно на киевскую постановку, художниками в которой выступили Боровский и Климентьев?

— Я видела много постановок. Но хочу сказать, что постановка Ирины Александровны Молостовой наилучшая, с моей точки зрения. Сейчас очень часто просто иллюстрируют музыку какими-то телодвижениями на сцене, что для музыки вообще разрушительно. Этого не нужно делать. Ирина Александровна обладала большим талантом и понимала это. В одном из писем к ней Шостакович написал: «И Вы, и Константин Симеонов (дирижер. — О.С.) доставили мне столько радости, что при воспоминании я буквально задыхаюсь от волнения...». Но при этом, как вы знаете из истории, был бойкот официальных лиц, молчание украинской прессы, в которой не появилось ни одной рецензии. Тем не менее то была очень красивая постановка. Я бы сказала — умная. И я рада тому, что Молостова со временем вернулась к этой работе уже на сцене Мариинского театра, куда ее пригласил Валерий Гергиев.

— При жизни Шостаковича его музыку исполняли крупнейшие музыканты: Мравинский, Ростропович, Вишневская, Ойстрах, Рихтер. Кого из современных интерпретаторов его музыки вы считаете лучшими?

— Очень много хороших интерпретаторов музыки Шостаковича в старшем и новом поколении. Гергиев, Янсонс, Максим Шостакович, Китаенко, Хайтинк записали полные циклы симфоний Шостаковича. Много его музыки исполнял Бернстайн. И молодые солисты часто приглашают меня на концерты. Я с удовольствием хожу. В последние годы появился активный интерес к музыке Шостаковича в восточных странах: Китае, Тайвани, Корее.

— Единственный театр, где идут все три балета Шостаковича — «Светлый ручей», «Болт» и «Золотой век», — это Большой. Два из них поставил киевлянин, а ныне руководитель балетной труппы Большого театра Алексей Ратманский. Ваше отношение к его трактовкам?

— Я считаю Ратманского выдающимся хореографом. И не так давно была на вечере его балетов в Большом. Все его балеты чрезвычайно интересны. Он талантлив. Его любят, ценят и не хотят с ним расставаться. Так что я большая поклонница Ратманского и стараюсь смотреть все, что он ставит.

— Вы основали ассоциацию по наследию Дмитрия Шостаковича. Но эта организация почему-то не в России, а во Франции…

— Действительно, в Париже лет 10 назад я основала международную ассоциацию «Дмитрий Шостакович», которая оказалась очень востребованной, потому что там большая коллекция записей сочинений композитора, ноты, книги о нем. Из разных стран туда приезжают люди работать и относятся к ассоциации с большим интересом. Раз в год мы устраиваем открытые публичные концерты и небольшие камерные, основываясь на изысканиях в архивах. Такие концерты, которые в другом месте не услышишь.

Надо сказать, что французы нас признали и посещают мероприятия. Париж возник потому, что в Москву оказалось многим ездить сложно и дорого. Во Франции, до того как у нас появилось собственное помещение в старом центре Парижа, мы долгое время работали в помещении Университета Леонардо да Винчи, которое муниципалитет Дефанс выделил нам бесплатно. Они уверены, что для имиджа престижно иметь под своей крышей ассоциацию Шостаковича. У нас так не считают… Потом нашелся человек, который возглавил это дело, — Эммануэль Утвиллер. Он филофонист, собирал записи Шостаковича и составил самую большую в мире коллекцию, которую передал в ассоциацию. Я выделила деньги на ее ежегодное пополнение. И теперь к нам обращаются исполнители послушать разные трактовки сочинений, получить информацию, фотографии. Мы проводим в Сорбонне собрания, и в этом нам помогает Элен Арвейлер, президент ассоциации, известный византолог, являющаяся также президентом Университета Европы. Кроме того, издательство DSCH сейчас выпускает Полное собрание сочинений Шостаковича в 150 томах. Надеюсь создать Международный фонд Шостаковича.

— Недавно в Петербурге в доме по улице Марата, 9, в квартире номер 7 Галина Вишневская и Мстислав Ростропович открыли первый в России музей Дмитрия Шостаковича. Какая часть архива Шостаковича хранится в нем?

— Это заурядная небольшая квартира, в которой Дмитрий Дмитриевич жил до женитьбы. Мстислав Ростропович и Галина Вишневская создавали музей с нуля! Несколько лет назад специально для этой цели расселили коммуналку, купив для жильцов отдельные квартиры. Затем занялись ремонтом и отделкой в стиле 30-х годов, как говорит госпожа Вишневская, «восстанавливающих, насколько это возможно, интерьер квартиры Мити Шостаковича». После ремонта супруги принялись скупать на аукционах и через личные контакты вещи, принадлежавшие композитору, а также его рукописи, архивные документы, оригиналы концертных афиш, партитуры с его пометками. Самое трогательное, что ленинградцы стали сами приносить туда у кого что сохранилось: какие-то программки, афиши, бюсты. Одной из таких дарительниц стала учительница одной петербургской детской музыкальной школы, которая лет двадцать назад затеяла прямо у себя в школе музей, для которого сумела раздобыть кое-какие документы и рукописи. Ее труд не пропал, собранные документы стали частью музейной экспозиции.

— Ирина Антоновна, извините за совсем личный вопрос, но все же, как вы познакомились с Дмитрием Дмитриевичем?

— Я работала литературным редактором в издательстве «Советский композитор», когда там печаталась его оперетта «Москва, Черемушки». Один из авторов либретто сделал по моей просьбе поправки, я пришла согласовать их и передать еще текст с предложением написать дополнительную сцену. Дмитрий Дмитриевич сказал: «Я больше ничего писать не буду!» Даже читать не стал. Прошло много времени. Был пленум композиторов, там играли симфонические миниатюры Кара-Караева к «Дон Кихоту», я хотела послушать и попросила сослуживца, члена Союза композиторов, провести меня. Он обещал, а потом позвонил, сказал, что не может, но попросит это сделать Дмитрия Дмитриевича. Он провел. Я думала, он пойдет по своим делам, но он прошел со мной в зал, мы сели, и в этот ряд никто больше не сел, что меня поразило, все шли и смотрели на нас. Но это другая история. Он мне нравился, и я ему, наверное, нравилась, но... А потом он позвал меня прийти к нему на Кутузовский. Я пришла. И он объяснился. И довольно быстро сделал мне предложение. А я так же быстро сказала, что это невозможно.

— Почему?

— Потому что возраст. Его дети — почти мои ровесники. Потому что он знаменитость, и многие говорили бы: «Поймала!» Прошел еще год, когда мы не виделись. А потом встретились и — сразу оба пошли навстречу друг другу.

— Вас все-таки не смутила разница в возрасте?

— Знаете, он был совершенно очарователен. Ясно, что такие люди не вдруг встречаются на свете.

Не только творческая, но и личная жизнь Шостаковича складывалась очень непросто… Первый раз он собрался жениться совсем юным — на Татьяне Гливенко, дочери известного филолога, с которой познакомился в Крыму. Его мама не допустила этого брака. Не жаловала она впоследствии и вторую любовь Шостаковича — Нину Варзар, дочь известного юриста. Колебания Дмитрия были так сильны, что он не пришел даже на собственную свадьбу. Но через полгода они помирились и поженились. У них родились дети — Галина и Максим. Нине Варзар композитор посвятил чувственную музыку «Леди Макбет». Через шесть лет после смерти Нины Васильевны был еще один брак... А третьей и последней супругой композитора стала Ирина Антоновна.

— Все-таки трудно было жить рядом с гением?

— Дмитрий Дмитриевич никогда не считал себя гением. Он считал себя одним из всех и писал о том, что чувствовали все. Может, в этом залог непрекращающегося интереса к музыке Шостаковича. Он всегда оставался верен себе и своим правилам. С ним было очень легко. Он был чрезвычайно тактичным человеком.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме