МИФЫ И ФАКТЫ: ЧЕМУ ВЕРИТЬ

Поделиться
После отпуска коллектив Национального симфонического оркестра Украины ознакомился со статьей «Тридцать лет спустя...» («ЗН» от 3.08.96)...

После отпуска коллектив Национального симфонического оркестра Украины ознакомился со статьей «Тридцать лет спустя...» («ЗН» от 3.08.96). Как нам кажется, автор статьи Елена Зинькевич совершенно напрасно кокетливо отмежевывается от аналогии с А.Дюма и его мушкетерами. Масштабы, понятно, не те, но по части творческой фантазии автор, как говорится, на уровне. Напомним читателям основные сюжетные линии названной статьи.

Оказывается, рядом с нами живет известный «шестидесятник» и дирижер мирового уровня Игорь Блажков. Не в пример иным «шестидесятникам», ушедшим во власть, дабы, по мнению автора, предаваться «ярмарке тщеславия» и потреблять «дарованные привилегии», он и поныне страдает за свои убеждения, подвергаясь преследованиям и расправе. Расправа - это увольнение в прошлом году с должности художественного руководителя оркестра.

Сам оркестр в статье уподобляется сказочному чудовищу, поедающему своих дирижеров. Видимо, чем талантливей дирижер, тем лучше аппетит у этого монстра! Кроме оркестра, во враждебном положительному И.Блажкову лагере - тогдашний и.о. министра М.Яковина, подписавший приказ о его увольнении, советники министра. Все они без музыкального образования и потому, полагает автор, неспособны постичь умопомрачительные сложности организационных коллизий в этой сфере.

Несмотря на консерваторское образование и умение играть на балалайке, не пощажен и нынешний министр Д.Остапенко со своей «командой». В статье даны также указания вице-премьер-министру Украины И.Курасу, который не спешит вторично отдавать в людоедский оркестр почему-то очень стремящегося туда И.Блажкова. Автор уповает на суд, куда и поспешил обратиться уволенный дирижер.

У дотошного читателя может возникнуть ряд вопросов. И о запоздалом расширении рядов «шестидесятников», и о составе первого по рангу симфонического оркестра Украины. Кто там - образованные и квалифицированные музыканты или дебилы, не осознающие радости (выгоды, наконец) творческого труда с талантливым руководителем? Почему они предпочли американца Теодора Кучара, не считающего себя гением и (о, ужас) полагающего полезным для дирижера знание психологии? Что за «большую игру» ведет американец, делая записи «Оды Сталину», «Оды памяти Ленина» и других подобных опусов? Он что, скрытый коммунист или, как говорилось в старое, но не очень доброе время, маскирующийся агент империализма?

Успокоим читателя - такие записи существуют только в фантазиях госпожи Зинькевич. Проблема «шестидесятников» потребовала консультаций, за которыми мы обратились к «некомпетентным», по мнению автора статьи, экс-советникам бывшего минкультуры. Это было делом несложным, поскольку они, в отличие от некоторых обладателей музыкальных дипломов, постоянно ходят на наши концерты, осмеливаясь также выступать в печати с довольно квалифицированными статьями на музыкальные темы.

Итак, слово Максиму Стрихе, кандидату физико-математических наук, члену Союза писателей Украины:

- Действительно, ныне наблюдается прирост «шестидесятников», как когда-то участников субботника, деливших с Ильичем тяжесть бревна. Однако, не следует относить к «шестидесятникам» всех лиц подходящего возраста, чье мнение не совпадало с официальным. «Шестидесятники» были выразителями определенных идей, за которые их преследовали. Так, кроме Василия Стуса, были сосланы в лагеря публицисты Иван Свитличный, Евген Сверстюк и множество других. Из тех лет - трагическая гибель при невыясненных обстоятельствах художницы Аллы Горской. Тогда даже так называемый простой советский человек, уличенный в чтении (а то и хранении), скажем, произведения Ивана Дзюбы «Интернационализм или русификация?», даже некоторых стихов Дмитра Павличко, Лины Костенко и других поэтов, мог лишиться работы. На этом фоне публичный скандал, устроенный «высокому гостю» И.Блажковым по поводу творчества молодых Сильвестрова и Годзяцкого, о чем упоенно сообщает Е.Зинькевич, на политическую крамолу не потянул.

Андрей Кочур, кандидат педагогических наук, доцент, член Союза журналистов, мастер спорта и «по совместительству» известный коллекционер записей классической музыки:

- Никто не отрицает эрудиции И.Блажкова и пользы его просветительской деятельности, но зачем ее «героизировать», писать о «подпольных университетах»? В те годы в магазине на Крещатике, рядом с консерваторией, по доступной каждому студенту цене продавали и «Хронику моей жизни» И.Стравинского, и книги о Дебюсси, Равеле, Рихарде Штраусе, Малере. Где же была бдительная идеологическая цензура, упоминаемая в статье? Более того, после поездки в США и встречи делегации музыкантов, возглавляемой Т.Хренниковым, с И.Стравинским, «запрещенный», по мнению профессора национальной музыкальной академии Е.Зинькевич, композитор в 1962 году гастролировал в Москве и Ленинграде. Кстати, об этом можно узнать из энциклопедического музыкального словаря. В магазинах грампластинок в 60 -

70-е годы почему-то свободно продавали диски композиторов, занесенных Е.Зинькевич в список запрещенных. Особенно много было произведений И.Стравинского и Г.Малера - с К.Кондрашиным и оркестром Московской филармонии, с зарубежными исполнителями. Зачем же «переписывать» историю?

Подобные «зачем» постоянно возникали и у музыкантов оркестра. Зачем сочинять о «выдворении» И.Блажкова из Киева за свободомыслие, когда причина переезда в Ленинград (надо понимать, место ссылки!) была более прозаической.

Оставим на совести автора статьи утверждение о «вящей пользе» знаменитого оркестра Е.Мравинского от появления ассистента дирижера И.Блажкова. Логичней предположить, что полезно это было И.Блажкову. Зачем эти пассажи о возвращении героя повествования «наперекор всему» в Киев? Осчастливленные оркестранты Е.Мравинского его не отпускали или Киев не принимал?

В Киеве, возглавив камерный оркестр филармонии после отъезда в Москву его руководителя А.Шароева, на гастролях во Фрунзе И.Блажков по-настоящему показал, что скандалы - это своеобразная форма его самовыражения. Жертвой его ярости стала оркестрантка (не станем без согласия называть ее фамилию), воспринявшая стихающие аплодисменты как сигнал к окончанию концерта и поднявшаяся со своего места. Маэстро, нацелившийся вновь выходить кланяться, использовал свой «дирижерский аппарат» не по назначению, швырнув женщину на пол в стиле Стеньки Разина, а затем потребовал ее увольнения. Но в итоге сам оказался без работы.

Выяснилось, что скандалы, пощечины, «сеансы» единоборства с оркестрантами, грубость и своеволие - это и есть отличительные черты творческой манеры «украинского Аббадо». Скандалы с музыкантами более высокого рейтинга, чем у него, - Игорем Ойстрахом, Рудольфом Керером, Николаем Петровым. Что осталось в памяти у нас от многолетнего общения с дирижером? Занудные, лишенные творческой атмосферы репетиции, болезненная его убежденность в собственной непогрешимости с неизбежным поиском виновных среди нас, неправда в словах и делах, частые «выпадения» на концертах из музыки, не замечаемые знатоками дирижерской техники.

Знали ли об этом в министерстве? Знали. Это подтверждают докладные начальника отдела музыкального искусства Л.Будзишена, начальника отдела кадров Н.Москаленко, заместителя начальника главного управления искусств В.Рожку. Эти документы пестрят выражениями «некомпетентность», «беспомощность», «действия, дестабилизирующие коллектив», «нарушение существующего законодательства», «игнорирование приказов министра». Приведены и цифры, полезные любителям рассуждений о том, кто кого «кушает»: за 1990 - 1991 гг. из оркестра ушло одиннадцать ведущих музыкантов.

Но министры менялись, как в калейдоскопе, оставляя конфликтную ситуацию последующему руководству. А И.Блажков оставался, умело создавая себе имидж непогрешимого и незаменимого.

В феврале 1993 г. на общем собрании оркестра музыканты категорически отказались работать с таким художественным руководителем. С тех пор худсовет составлял планы, администраторы обеспечивали их организацию, проходили концерты с дирижерами-гастролерами и приглашенными на концерт-другой. И никто не обращал внимания на отсутствие за дирижерским пультом И.Блажкова.

Скандалы прекратились, ибо художественный руководитель с удовольствием сократил свой объем творческой деятельности до аккуратного посещения кассы - разумеется, в дни зарплаты. И так -свыше двух лет. Первым серьезно занялся проблемой в оркестре министр И.Дзюба, а после его ухода М.Яковина довел ее до логического завершения - с помощью работников управления музыкальных искусств. Но «Игорь Блажков - персонаж мифа», тут мы с Е.Зинькевич не спорим. И ныне, достигнув пенсионного возраста, он использует свой досуг для выяснения отношений с оркестром через суд.

Несколько слов о Теодоре Кучаре. Не стоит комментировать его несколько шутливую, но неудачную фразу в интервью, за которую радостно уцепилась бдительная Е.Зинькевич. Приведем несколько фактов о его работе. Успешные (есть отзывы в печати) выступления на гастролях в Гонконге, Испании. Триумфальный итог концертов в городах Австралии, после которых глава Фундации украиноведческих студий Австралии доктор В.Мотыка опубликовал обращение к Президенту Украины Л.Кучме. Он оценил выступления национального симфонического не только как событие в культурной жизни Австралии, но и как своеобразное представление общественности независимого государства Украина, повысившее интерес к ней влиятельных кругов страны. Это принесет пользу построению австралийско-украинских отношений, заключает автор. Это и есть таинственная «большая игра» Т.Кучара, в которую активно включился оркестр: добиваться успеха и признания. Игра, близкая сердцу каждого артиста.

За границей Т.Кучар - великолепный организатор и уважаемый дирижер. В Киеве он также повел себя очень активно: изучал концертную жизнь столицы, искал помещения для концертов, предлагал, находил спонсоров, посещал высокое и не очень руководство. Его внимательно слушали - американец все-таки. Вежливо поддакивали. Иногда что-то обещали. Но в итоге все же оказалось, что он - генеральный директор и художественный руководитель оркестра без собственного помещения для репетиций, без зала для концертной деятельности и, как это теперь принято, без заработной платы. Естественно, энтузиазм его иссякает, и это кое-кого радует. Нас - нет.

Принципиальной нам кажется и такая деталь. Мы гордимся высокой оценкой наших записей, издаваемых фирмой «MARCO POLO», и были рады, что компакт-диски с произведениями Е.Станковича увеличили интерес зарубежных музыковедов к его творчеству. Прежде, чем доверить нам запись своих сочинений, композитор посетил концерты Национального симфонического, побеседовал с оркестрантами, а о дирижере уважительно отозвался в печати. В статье же он занесен в списки возмущенных протестантов против, надо полагать, Теодора Кучара как дирижера. Неужели Е.Станкович мог позволить Е.Зинькевич манипулировать своим именем и представлять себя этаким хамелеоном?

И еще одно. Мы еще не решили, будем ли привлекать к судебной ответственности профессора Е.Зинькевич. Ведь в наше сложное время зарплату задерживают и профессорам. Но хотим напомнить любителям комиссий по заочному решению судеб творческих коллективов, что положение о нашем оркестре начинается так: «Национальный симфонический оркестр Украины является особо ценным объектом национального культурного наследия украинского народа». А не полигоном для интриг и демонстраций чьих бы то ни было амбиций.

Материал в еженедельник «Зеркало недели» подписан по поручению коллектива Национального Академического симфонического оркестра Украины представителями оркестра, членами профсоюзного комитета и членами Художественного совета:

Давиденко Виктор

Заболотный Петр

Федченко Владимир

Черниговский Виктор

Колокольников Владимир

Майданюк Александр

Марухно Валентин

Росул Вера

Бутко Тарас

Бардина Елена

Кот Геннадий

Павлов Геннадий

Полтавец Елена

Чайкин Михаил

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме