МЕЛОДИИ УГЛОВОГО ДВИЖЕНИЯ

Поделиться
Был обыкновенный теплый день уходящей зимы. Недалеко от Лавры можно было уловить обрывки разговоров, которые разносил неугомонный ветер...

Был обыкновенный теплый день уходящей зимы. Недалеко от Лавры можно было уловить обрывки разговоров, которые разносил неугомонный ветер. О чем же шептал вечный бродяга? О... Высоком Искусстве. Это собирались счастливчики, которые еще не потерялись в бешеной гонке за хлебом насущным.

Люди шли на вечер, посвященный великому художнику Украины Александру Богомазову. Собирались там, где почти тысячу лет назад родились и пробивались к свету ростки украинской культуры. Где на границе ХI-XII веков расцвело созвездие талантов. Где жили и работали Нестор-летописец, лекарь Агапит, художник Алипий. Где возникла и расцвела прославленная художественная школа - Лаврская мастерская.

Вечер проходил в Исторической библиотеке. Белыми мотыльками на столиках читального зала мелькали листочки с цитатами из теоретической работы Богомазова «Живопись и элементы». А над ведущими, в роли которых в тот вечер выступали профессор Дмитрий Горбачев и доктор искусствоведения Александр Федорук, застыли в воздухе «мелодии углового движения линий». (Так называл Богомазов ритмический сплав простейших элементов живописи.) Эти грандиозные картонные композиции над сценой созданы внучкой художника Татьяной Поповой, они послужили прекрасной зрительной метафорой вечера. Из небытия оживал голос художника и, словно на спиритическом сеансе, обращался к Тычине, Плужнику, Йогансену - именно так была построена поэтическая композиция в исполнении юных актеров. Театрализованная форма подачи поэтических и прозовых текстов Богомазова прекрасно сочеталась с их символическим наполнением. Будто из воздуха возник целиком реальный образ художника.

Культуролог Анатолий Макаров очень тонко подметил своеобразный «космизм» литературных произведений Богомазова, что было совершенно не присуще футуристам, к творческому направлению которых относил себя художник. По сведениям все того же исследователя, космичность некоторых киевских творцов прекрасного объясняется тем, что местная пресса начала века вся пестрела сведениями о посещении города НЛО...

Таким образом научный стиль выступлений, начало которому положил Дмитрий Горбачев на основе международных выставок украинского авангарда в Тулузе, Загребе и архивных материалов, плавно перешел в восхищенные эмоциональные отзывы.

Разговор шел о тесном переплетении взглядов и взаимном влиянии двух мастеров кисти Малевича и Богомазова - «Теслі» и «Малярів».

Исследователь эпистолярного наследия художника Николай Шудря помянул добрым словом и мэтров украинской культуры: Кавалеридзе - Довженко - Курбас - Богомазов. Несогласным была предложена иная параллель: Пикассо - Архипенко - Богомазов(Асеева).

Много говорилось о сохранении архива художника и о возможности издания писем Богомазова, адресованных жене, которые содержат тайну рождения трактата «Живопись и элементы». (Для представителя символизма Богомазова был бы особенно приятен тот факт, что архив его находится в стенах Святой Софии, в руках у профессионалов-архивистов.)

Вечер подходил к концу. Многочисленные гости поздравляли хозяйку вечера - дочку художника Ярославу Александровну. Она щедро одаривала почитателей своего отца экземплярами его книги. Вечер продолжался...

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме