Лучше там, где нас нет, — в Европе

Поделиться
Украинский театральный режиссер Андрей Критенко продолжает собирать европейские театральные премии со своим спектаклем «Где лучше?» Не так давно он привез из Польши в Германию новую«партию» призов...

Украинский театральный режиссер Андрей Критенко продолжает собирать европейские театральные премии со своим спектаклем «Где лучше?» Не так давно он привез из Польши в Германию новую«партию» призов.

Двоякое чувство рождается, когда слышишь, что выходцы из Украины состоялись за границей — и радость, и разочарование… Режиссер Андрей Критенко уехал в Германию сам по собственной воле. В тот период из нескольких претендентов он оказался одним из лучших и выиграл театральную стипендию. После этого несколько раз Андрей появлялся в Киеве, заявлял о себе какой-нибудь привезенной постановкой («Маленька п’єса про зраду» Александра Ирванца с немецкой звездой Барбарой Штоль, «Брехун(и)» Ирванца в совместном проекте штутгартского «Театерхауза» и «Немецкого театра» из Алматы) и уезжал обратно. Речь о возвращении в Украину уже не шла, так как Германия стала более привлекательной в профессиональном отношении страной, чем Украина.

В прошлом году на фестивале «Відлуння», который проходил в театре «Колесо», Андрей показал премьеру спектакля «Где лучше?», созданного с участием актера Феликса Камы (камерунский принц, живущий ныне в Германии). Работа получила «Приз директоров международных фестивалей монодрамы при ЮНЕСКО», приз «Ротари-клуба» и приз как «Лучший авторский спектакль фестиваля». Единственный из всех участников «Відлуння» спектакль был приглашен во Вроцлав на один из престижнейших в мире фестивалей моноспектаклей.

Несколько недель назад спектакль «Где лучше?» привез из Вроцлава в Германию четыре новых приза. Гран-при Герас (его в этом году получили еще двое — киевский актер Алексей Вертинский и легенда польского театра Ян Кишек), приз зрительских симпатий (главный приз фестиваля), приз художников и скульпторов Польши Premija Gallerei Akademija, приз за достижения на польской сцене (лично Андрею Критенко).

На показе спектакля «Где лучше?» польская публика смеялась и прерывала игру аплодисментами. Но успех этой постановки не в эпатирующей выразительности, которая так пугает многих критиков в спектаклях Андрея Жолдака, и даже не в филигранном мастерстве актера, которого, как правило, ждут от моноспектаклей… Секрет в пронзительной искренности текста и в особенностях существования актера. «Где лучше?» — история первой встречи камерунца с цивилизацией западного мира, то есть история жизни Феликса Камы.

Работа Критенко чем-то похожа на то, что делает российский драматург, режиссер и актер Евгений Гришковец, в последние годы так полюбившийся киевской публике. Его постановки с историями из детства, со службы в армии и прочим, построены на стереотипах, где зрители с радостью узнают себя. Спектакли Евгения Гришковца, собирая тысячные залы, ловко балансируют на грани искусства и бизнеса. А спектакль Критенко принадлежит к камерному театру, с его лирикой и интимностью общения со зрителем. Театр, в котором во главе угла не бизнес, а человеческое присутствие актера. В «Где лучше?» Феликс режет овощи для салата и рассказывает историю, полную откровений, недоразумений. Мы вместе с ним изумляемся, узнавая о перипетиях первого человека маленького государства, волею судьбы ставшего одним из миллионов в большом западном городе. «Почему меня не встречают?» — с изумлением восклицает он, когда его герой, привыкший к процессиям и вниманию подданных, прилетев в Германию, спускается с трапа самолета. И тут же недоумевает по поводу уехавших в багажное отделение сумок. Поддаваясь теплому юмору камерунского принца, публика не может не смеяться над его словами.

Но не комизм важен... Речь о разных философиях двух цивилизаций. Феликс читает письмо племянника своего героя: «Ты как всегда был прав, дядя. Звери продолжают размножаться, как и размножались ранее. Солнце по-прежнему всходит и заходит»… Слышишь это и понимаешь, что в жизни нашей главное — не прописные правила цивилизованного мира, а человек, живущий в согласии с природой. Как откровение осознаешь, что люди в маленькой и бедной африканской стране оказываются куда более мудрыми, чем европейцы. Каким-то чудом, почти не играя, актеру удается передать зрительному залу атмосферу тепла африканской земли и воспоминаний.

Для Критенко и Камы важно безграничное доверие актера и режиссера, сотворчество двух независимых личностей. «Где лучше» напоминает путь актера к себе, где нужно не играть, а просто рассказывать зрителям свою трогательную человеческую историю.

«10 лет мы дружим с Феликсом и работаем вместе, — рассказал Андрей Критенко о своей работе. — Премьеру «Где лучше?» год назад мы играли на Sommerfest в Солитюде. В пьесе есть такой текст: «Если спросить улитку: «Откуда ты идешь?», «Кто ты такая?» и «Куда ты направляешься?», то улитка ответит: «Я иду из дому», «Я это я» и «Я иду домой». С нашим спектаклем «Где лучше» мы побывали на театральных фестивалях в Киеве и Вроцлаве. Через три недели должны лететь в Дубай. Приглашены мы и в другие места. Съездим, посмотрим, как у них там, и вернемся домой, в Штутгарт».

Тут, конечно, возникает банальная, но грустная аналогия, что Критенко, как и улитка Феликса, ушел, чтобы вернуться. Но не в украинский дом,
а в европейский. Он ответил на свой вопрос «Где лучше?»

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме