Культура как капитал

Поделиться
Чем измеряется экономика? Культурой. Чем измеряется культура? Экономикой. К осознанию такой аксио...

Чем измеряется экономика? Культурой. Чем измеряется культура? Экономикой. К осознанию такой аксиоматической взаимозависимости страны Западной Европы пришли еще четверть века назад, когда начали поддерживать первые ростки предпринимательства в культуре — независимые музыкальные центры, дизайнерские мастерские, киностудии и т.п. Но глубокое понимание того, что основной целью экономического развития является создание культурных ценностей и что культура играет роль главного двигателя и показателя экономических изменений, появилось относительно недавно — в середине и в конце 90-х годов прошлого века. «Несомненно, экономическая деятельность сама по себе не является целью, но имеет ценность только в том случае, если способствует человеческому счастью». Эти слова принадлежат не деятелю культуры или психологу, а профессору экономики Цюрихского университета, известному исследователю Бруно Фрею. На протяжении последнего десятилетия были начаты серьезные исследования культурного сектора и разных видов экономической деятельности, подпитывающих и развивающих его. Именно тогда вошли в употребление такие понятия, как «новая экономика», «творческая экономика», «культурные индустрии», «карта культурных ресурсов» и т.п.

Украина включена в общеевропейский творческий процесс и, более того, играет в нем заметную роль. Именно это подчеркивали участники третьего общего собрания Организационного комитета по вопросам культуры Совета Европы, состоявшегося в Страсбурге 11–13 октября. Одним из вопросов собрания была реализация проекта Совета Европы «Создание культурного капитала», в котором Украина представлена наибольшим по сравнению с другими странами Европы количеством участников — 15 пилотными городами и районами. Украинский опыт реализации проекта был положительно оценен, дальнейшая его поддержка одобрена. О чем речь? О наработке новых механизмов и методов культурного развития. Именно в Украине в рамках европейского проекта на протяжении пяти месяцев — с мая по сентябрь — состоялись три международных учебных семинара при поддержке Международного фонда «Відродження» и Британского совета в Украине.

Проблемы местного уровня национального значения

Говоря о реформировании культуры, мы вкладываем в эти слова широкий смысл. Это и необходимость реформировать традиционно успешные области, которые переживают кризис, — кинематограф, книгоиздание, музеи, театр, и насущная необходимость пересмотреть и трансформировать инструменты управления культурной сферой, инструменты финансирования и планирования, и необходимость изменить подходы к сохранению и приумножению культурного и духовного наследия, гармонизировать законодательную базу, всесторонне исследовать и сделать эффективной существующую сеть культурных учреждений, и многое другое.

Британский опыт менеджмента в искусстве, конечно, не панацея: как и у любого другого опыта, у него есть и свои достижения, и свои просчеты. Но мировая слава британского искусства и его деятелей — яркое свидетельство того, что недостатков в британской системе все-таки меньше, чем положительных аспектов. К величайшему сожалению, сегодня уровень присутствия украинского искусства на международной арене отнюдь не соответствует тому огромному творческому потенциалу, которым обладает Украина. Наше общее желание — исправить такую досадную несправедливость.

Роберт Бринкли,
Чрезвычайный и Полномочный Посол Великобритании в Украине

Но, очевидно, важнейшей задачей является реформирование культуры на местном уровне, на уровне территориальных общин, где граждане получают базовые культурные услуги (в частности и гарантируемые государством, согласно Конституции), где постоянно проживают и работают, то есть чувствуют на себе влияние окружающей среды, которое либо вдохновляет их на самореализацию, либо же побуждает искать другие, более благоприятные условия. Насущная проблема сельских районов и небольших городков Украины — отток талантов, одаренной молодежи, специалистов, которые едут в областные центры, столицу, а то и за границу. Способна ли культура переломить такую ситуацию, ведущую постепенно к социально-экономическому и культурному упадку указанных местных общин? Опыт многих европейских стран показывает, что да — способна, если эти реформы находят поддержку на местном и центральном уровнях, если они осуществляются не за счет развития других сфер, являются ключевым компонентом стратегии общего развития той или иной общины.

Долгое время в Германии мы не воспринимали утверждение о том, что культура может иметь отношение к экономике, к прибыли. Мы не привыкли мерить экономическими мерками такие понятия, как культурное или духовное наследие — то есть все, что служит основой культурного развития. Теперь понятно, что это была ошибка. И мы до сих пор усваиваем уроки этой ошибки. Первыми их усвоили немецкие бизнесмены: расширяя рынки сбыта своей продукции или услуг, они представляют свое государство, инвестируя немалые средства в проведение культурных акций — выставок, концертов, театральных спектаклей — в странах, где намерены работать. Бизнес поддерживает немецкие музеи, художественные галереи — тот культурный продукт, который олицетворяет Германию. И потому немецкие концерны «Симменс» или «БМВ» ассоциируются сегодня с Германией так же, как Гете ли Марлен Дитрих...

Дитмар Штюдеманн,
Чрезвычайный и Полномочный Посол Германии в Украине

В Украине, как и во многих других постсоциалистических странах, сложилось так, что сеть культурных учреждений, унаследованная от советских времен, почти полностью находится в компетенции местных общин. Эта сеть коммунальных учреждений культуры и искусства, содержащихся за счет местных бюджетов, составляет 45,8 тысячи единиц, или 98,5 процента общего количества учреждений культуры Украины. То есть культурная политика отдельного региона и государства в целом наиболее успешно может осуществляться именно на местном уровне. Но здесь и возникают проблемы, которые местные власти самостоятельно решить не могут.

Прежде всего следует отметить, что последовательной культурной политики, которая системно оценивала бы ситуацию, учитывала интересы всех субъектов и ориентировалась на мировые тенденции развития культуры и общества, в Украине просто нет. Главным и неизменным приоритетом политики, проводимой в области культуры Украины на протяжении последнего десятилетия, было сохранение существующей сети учреждений культуры и искусства, и это в основном удалось при относительно небольших потерях в количестве клубных и библиотечных учреждений. Но какой ценой? Старение и разрушение клубных помещений, устаревшие, не обновляющиеся библиотечные фонды, отток кадров — эти и многие другие проблемы являются следствием такого подхода, при котором мощная сеть учреждений культуры была, так сказать, сознательно законсервирована, лишена возможностей для развития.

Эта негативная тенденция, к сожалению, сохраняется до сих пор. Местные бюджеты вынуждены направлять средства со всех программ, касающихся развития, на покрытие главных статей расходов, продиктованных существующей политикой, — на выплату зарплаты работникам учреждений культуры и оплату коммунальных услуг. Несмотря на общее увеличение объема финансирования культуры из местных бюджетов в 2003 году почти до
1 млрд. грн. (927 852 тыс. грн. по сравнению с 646 тыс. грн. в
2002 г.), трансферты из государственного бюджета обеспечивают в среднем лишь около 60% (!) суммы, требуемой на выплату зарплаты работникам культуры из местных бюджетов. Съедая львиную долю ресурсов на финансирование культурной отрасли, зарплата работников культуры вместе с тем остается наиболее низкой среди бюджетных работников, а кое-где до сих пор составляет 0,5 мизерной ставки. Понятно, что таких доходов работнику культуры не хватает даже на элементарное выживание.

Вообще доля расходов местных бюджетов на оплату работы, начисление, оплату коммунальных услуг и энергоносителей по итогам 2003 года составляет в бюджетах сел 89,2%, поселков — 80,5%, городов районного значения — 66,9%, районов — 83%, городов республиканского (АРК) и областного значения — 75,6%. При этом следует отметить, что большинство клубных учреждений в сельской местности (в некоторых селах свыше 90%) не отапливается. Не надо быть экономистом, чтобы понять, насколько опасна такая тенденция для развития украинской культуры в современных условиях.

Время мыслить творчески

Как свидетельствуют те, кто встал на путь изменений, главное сегодня — научиться мыслить творчески, по-новому, искать ответы на неудобные вопросы, определять проблемы и инновационные пути их решения. Более года экспертно-аналитическая группа при комитете Верховной Рады по вопросам культуры и духовности работала над проектом концепции государственной политики в области культуры на ближайшие годы. Многочисленные круглые столы и обсуждения засвидетельствовали, что при полнейшем расхождении во взглядах, интересах и подходах разных групп и субъектов культурной деятельности не хватает какой-то новой творческой идеи, от которой и вокруг которой могло бы начаться согласованное движение. В конце концов разработчики концепции предложили такой проект политических мер, реализация которых может заложить основы перехода на качественно новый уровень понимания, формирования и осуществления культурной политики, преодолев негативные тенденции, характеризующие нынешнюю ситуацию. В частности, это предусматривает на протяжении трех последующих лет проведение научного исследования существующих проблем на разных уровнях, широкое национальное обсуждение актуальных вопросов культурного сектора, изучение мирового опыта, наработку образцов лучшей практики — моделей развития и т. д. 8 октября этого года Верховная Рада поддержала предложенную концепцию как закон. А в начале года парламентский комитет по вопросам культуры и духовности поддержал идею практического внедрения «Инновационной модели развития территорий на основе эффективного использования культурных ресурсов».

Такая модель (или модели) может стать следствием реализации одноименного проекта, который благодаря усилиям информационно-аналитического центра «Демократия через культуру» вошел в состав более широкого проекта Совета Европы «Создание культурного капитала», о котором упоминалось выше. Наверное, впервые развитие отдельного города или района Украины непосредственно связывают с теми культурными ресурсами, на которые до сих пор так щедра наша земля. Причем речь идет не о каком-то универсальном шаблоне или догматической схеме — скорее о наборе современных знаний, подходов, методов, практик, инструментов, с помощью которых отдельная местная община сможет сама творчески сформировать наиболее выгодную для нее модель использования культурных и человеческих ресурсов. И то — в границах инновационного проекта — с помощью отечественных и международных экспертов, в сотрудничестве с аналогичными местными общинами Европы.

Европейская практика свидетельствует, что успешное развитие местных общин путем использования культурных ресурсов и создания культурных индустрий определяют три предпосылки. А именно: необходимость изменений (кризисная ситуация, которая требует решения; угроза упадка города или района вследствие экономического и социального кризиса; нежелание местной общины жить в существующем состоянии — отток сил и т.п.); наличие людей, способных генерировать изменения (у нас их называют энтузиастами или реформаторами, хотя последнее определение вследствие допущенных ошибок, которых избежать невозможно, получило слегка отрицательную окраску); и наконец — готовность местной власти поддержать, а то и возглавить такие изменения.

Если вопрос необходимости изменений стоит практически перед каждой местной общиной в Украине как вопрос ее будущего, если и до сих пор нет недостатка творческих сил, способных выступить генераторами изменений, то далеко не всегда местные руководители поддерживают эти изменения, а особенно, если они выводят на первый план вопросы культурного развития.

Именно это условие стало пробным камнем для пилотных городов и районов: инициатива должна была исходить от городского или районного руководства. В итоге было отобрано 15 участников — восемь городов и семь районов из 10 областей Украины. А именно: города Бердянск, Нежин, Конотоп, Прилуки, Вознесенск, Славянск, Бровары, Путивль и районы Кременчугский, Решетиловский и Хорольський (Полтавская область), Мелитопольський (Запорожская область), Радехивский (Львовская область), Владимирецкий (Ривненская область) и Гусятинский (Тернопольская область).

Проект Совета Европы осуществляется по трем основным направлениям деятельности: составление карты культурных ресурсов и их оценка, развитие культурных ресурсов и культурных индустрий и создание агентств культурного развития на местном, национальном и международном уровнях. «Создание культурного капитала» — первый настолько масштабный проект Совета Европы в культурной сфере, осуществляемый в Украине, потому он имеет особое значение и крайне важен для нас. Особенность его заключается в том, что он обращен не только непосредственно к местным общинам, способствуя их культурному и экономическому развитию, но и к местным производителям культурного продукта, предоставляя им возможность выхода на национальный и международный рынки. Важным инструментом в этом процессе станет электронный Культурный портал, который объединит между собой сеть партнерских общин разных стран Европы.

Создание Культурного портала позволит любому городу или городку Украины, творческим людям, в нем работающим, молодежи, в нем живущей, культурным учреждениям и организациям с легкостью выйти на мировые просторы и рынки культурной продукции. В сущности, Культурный портал означает сеть информационно-культурного обмена, сеть отдельных культурных порталов. Каждый город или район — участник проекта сможет генерировать собственный культурный портал, представляющий собой эффективную операционную систему, которая позволит городу распространять информацию о себе, предоставлять услуги и предлагать свои культурные, туристические и информационные продукты на региональном, национальном и международном уровнях. Таким образом, создание сети культурных порталов, с одной стороны, позволит сформировать единое национальное информационно-культурное пространство через систему интранет — внутренней связи порталов; а с другой стороны, интегрировать эту систему через Интернет в мировое пространство. Активная поддержка со стороны Совета Европы гарантирует, что такие виртуальные ворота не только откроются для Украины, позволяя ей включиться в европейское культурное пространство, но и станут привлекательными для Европы, стремящейся войти в Украину.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме