Кто услышит голоса обетованные. Дирижер Эмил Сокач: «В целом наши хоры перепевают друг друга»

Поделиться
В Ужгороде состоялся IV Фестиваль современной духовной музыки — событие, которое за шесть дней поз...
Эмил Сокач

В Ужгороде состоялся IV Фестиваль современной духовной музыки — событие, которое за шесть дней позволило ознакомиться с широким спектром европейской музыки на примере произведений классиков современности (Арво Пярта, Пьера Булеза, Софии Губайдулиной) и наших соотечественников — композиторов Валентина Сильвестрова, Игоря Щербакова, Виктории Полевой, Святослава Лунева, Вадима Ларчикова. На фестивале представили свои развернутые программы киевский пианист Евгений Громов, львовский струнный оркестр «Leopolis» (дирижер Роман Ревакович), львовское фортепьянное трио во главе с пианистом Йожефом Эрминем и собранный из разных городов ансамбль камерной музыки «Фрески». Бесспорно, концептуальным событием стало исполнение вокального цикла Пауля Гиндемита «Жизнь Марии» (Светлана Глеба — сопрано, Йожеф Эрминь — фортепиано). Однако основную музыкальную нагрузку фестиваля вынес на себе ужгородский камерный хор «Cantus», в программы которого на этот раз были включены фундаментальные произведения польского композитора Анджея Никодемовича и украинцев Евгения Станковича, Александра Щетинского и Юрия Ланюка. О новых тенденциях хоровой музыки (духовного жанра в частности) и современного исполнительского искусства в интервью «ЗН» рассказал художественный руководитель хора «Cantus» дирижер Эмил Сокач.

На фестивале вы не ограничились хоровым жанром...

— По нашему мнению, в первую очередь следовало представить на фестивале духовной музыки творчество композиторов, которые исповедуют это мировоззрение в широком смысле. Мы отказались от приоритетного исполнения авангарда. Нам ближе философия, которую исповедуют такие композиторы, как Пярт, Тавенер, Шнитке. Фестиваль позволяет создавать новые интересные программы, на что, в принципе, в таком маленьком городе нет большого спроса — один концерт, и все. Хотелось выйти за эти рамки. Уже на третьем нашем фестивале два года назад сказалась тенденция сотрудничества хора Cantus с композиторами и презентация премьерных исполнений, чего ранее у нас не было.

— На закрытии фестиваля вы осуществили мировую премьеру хоровой симфонии харьковского композитора Александра Щетинского «Познай себя» на слова Григория Сковороды...

— Думаю, Александр — один из идеологов нового направления в современной музыке, человек чрезвычайно требовательный к себе и принципиальный. Из-за чего он, наверное, и страдает — у его хорового творчества, к сожалению, печальная история. До недавнего времени ни разу его музыка в этом жанре в Украине не исполнялась! Осенью прошлого года на львовском фестивале «Контрасты» состоялась премьера его кантаты на старославянские тексты «Мир во откровение», которая была написана еще в 1980-х годах с явным осознанием, что эта музыка не сможет быть исполнена. Тогда же я ознакомился с партитурой хоровой симфонии «Познай себя» — этого, бесспорно, глубокого, сильного произведения. Знаете, во время работы с музыкальным произведением такой сложности очень часто, почти всегда, основная проблема — найти общий язык с коллективом, убедить его в том, что на это стоит тратить силы и время. Бывает, процесс растягивается на годы, а результат не оправдывает надежд. А здесь произошло наоборот. Благодаря какой-то силе, магии эта музыка в коллективе с первой минуты вызвала интерес, и дело пошло с азартом. По-моему, это произведение — бомба, ради которой нужно было делать фестиваль. Оно — этапное не только для нашего хора, а, возможно, и для композитора. Основа текста — слова Сковороды, его главные идеи, труды, цитирование им древнегреческих философов. Это очень точный портрет Сковороды-философа, настоящая реабилитация его в контексте нашей культуры, где это имя по-настоящему оценено лишь узким кругом научных работников. Эта симфония имеет перспективу на долгую жизнь.

— Можно ли это же сказать о Литургии Евгения Станковича, которая тоже была исполнена в фестивальных рамках?

— Я с нетерпением ждал, скажет ли Станкович что-то новое в этом жанре. Ведь когда после вакуума советской эпохи открылся занавес, духовную музыку начали писать буквально все, и мало что из этого хочется петь. И я думаю: а почему в это время молчал Станкович? Ведь он обратился к духовной музыке значительно позже — в конце 1990-х: псалмы, хоровые концерты. И вот следующий шаг — литургия... Первое впечатление оказалось неоднозначным и вызвало определенную растерянность. Какие-то фрагменты нравились, некоторые идеи, наоборот, были непонятны. Язык казался чересчур упрощенным, а ритмическая, гармоническая сторона, так сказать, немного «попсированной». Складывалось впечатление, что в этой музыке композитор слишком стремится стать доступным для широкого круга. Это была абсолютно ошибочная мысль, которая развеялась с углублением в материал. На самом деле это очень сложное произведение — даже с технической стороны, исполнительской, вокальной. И когда углубляешься в эти вещи, начинаешь понимать тонкости этой музыки, даже простейших элементов: движения какой-то интонации или гармоничного сочетания. Даже в светлых, лирических моментах не исчезает драматическое напряжение — нотка, присущая его творчеству вообще.

Конечно, эта музыка писалась с расчетом на большой состав, а не на камерный хор. Композитор мыслит масштабно и требует соответствующего воспроизведения. После исполнения можно было услышать разные мнения: понятно, когда от слова «литургия» многие ждут церковной музыки, произведения, которое можно петь во время службы. Но Станкович сознательно не ставил себе такой цели. Он писал абсолютно светское произведение на канонические тексты, рассчитанное на концертное исполнение. Хотел быть абсолютно свободным в способах выражения, не ограниченным никакими канонами. Литургия состоит из 17 частей, связанных тонально, с драматургически построенными кульминациями. Час беспрерывной акапельной музыки (а в службе это отдельные номера, которые никогда не поются вместе). Этого нет даже у классиков: даже Леонтович и Стеценко писали свои литургии с расчетом на церковный обряд. Музыка Литургии, в смысле мелоса, чрезвычайно национальная. Но и в этих мелодиях он нашел много интересных и неожиданных, неизбитых оборотов, что само по себе — чрезвычайно сложно. Недаром после концерта, как анекдот, он рассказал такую историю: когда к Прокофьеву обратились с заказом написать что-то проще его обычных произведений, он ответил: «Это будет дороже стоить!»

Смысл в этом, конечно, есть: в течение своей жизни Станкович «наигрался» авангардом, затронул в творчестве исторические, эпохальные темы, связанные с историей Украины. Думаю, теперь он пришел к такому состоянию, когда ощущаешь органическую внутреннюю потребность двигаться в направлении простой, чистой музыки, обращаться к глобальным мировоззренческим проблемам, а не к эффекту. Главное — не сфальшивить с самим собой.

— Это произведение было написано несколько лет назад по заказу киевского дирижера Николая Гобдича и его хора и исполнено на учрежденном ими фестивале «Златоверхий Киев». По предварительным данным, для этого же хора и форума уже написана Литургия Валентина Сильвестрова...

— Фестиваль «Златоверхий Киев» — очень важная инициатива. У Гобдича есть возможность приглашать к себе хормейстеров со всей Украины. Такие своеобразные мастер-курсы: прослушивание коллективов, программ, общение, обмен мнениями. Но, по-моему, фестиваль, несмотря на всю его важность и значение, мог бы выполнять еще одну немаловажную функцию — быть законодателем определенной репертуарной политики. Я бы хотел, чтобы хормейстеры, приезжая в столицу и ориентируясь на лучшие коллективы, имели возможность увидеть перспективу движения украинского хорового искусства вообще, его приоритеты. Тем не менее на фестивале почти все концерты, кроме двух (где хор «Киев», соответственно, представляет какого-то классика и современного украинского композитора), — это, как правило, сборные программы: от духовной музыки Бортнянского до наивных спиричуэлов. Я вспоминаю себя десять лет назад. Мы тоже проходили через эти «салаты», но уже вдоволь напелись. Такое впечатление, что некоторые хоры просто не знают, что им делать. Лишь у единиц есть концепция. Как, например, у хора Gloria Владимира Сивохипа во Львове. Его интересует концепция, а не технология, что является определенным недостатком хоровиков — все идут послушать своеобразное соревнование голосов. В целом наши хоры перепевают друг друга: один и тот же репертуар, небольшой набор композиторов, популярных, модных произведений в жанрах духовном или народной песни. Превалирует музыка любительского характера, рассчитанная на любительские коллективы, конъюнктура, которая пришла еще от самодеятельности. В этом скрыта большая опасность — это не дает надлежащего движения, роста, хоровая культура замыкается на самой себе. И это в то время, когда в Украине создано много профессиональных коллективов, в том числе муниципальных, имеющих широкие возможности. Возникает проблема: как дальше развиваться, в каком направлении двигаться? Думаю, нужно ориентироваться на более глубокую музыку, более серьезные программы, авторские концерты.

— Что планирует представить на фестивале именно «Cantus»?

— В последние годы каждая программа нашего хора — что-то своеобразное, не случайный набор произведений. Но программу «Еxаudі» (в переводе «услышь» — начальный стих из псалма «Услышь, Господи, молитву мою) я считаю для хора и для себя лично очень важной. В основу ее положен григорианский хорал, и название происходит от него. Эта программа появилась вроде сама по себе: просто однажды захотелось быстро сделать программу из того, что было в репертуаре, и вспомнить то, с чего мы начинали, — старинную музыку. В процессе возникла идея объединить ее с музыкой современной, что продолжает старинные духовные традиции и манеру полифонического письма. Как объединить в ней разные эпохи и стили, вроде несовместимые? Тем более что каждое из произведений программы — самодостаточное и гениальное: будь то отрывки из месс Марчелло, Палестрины, Машо, произведения Мессиана, Тавенера или «Покаянные стихи» Шнитке. Мы нашли определенное драматургическое решение: создали не программу концертного плана, а «мистерию» с определенными признаками мессы. Это происходило спонтанно — даже к премьере не могли представить, во что это выльется. Мы пригласили для первого исполнения католического священника, и каждый хорист во время концерта будто причащался: подходил к свече и забирал с собой частицу света. Это было очень органично — не лицедейство, а ощущение соборности духа. Помню, мы очень волновались: обычному слушателю имена композиторов в программе ничего не говорили, даже тексты — и то для единиц, которые понимают. Но впечатление у большинства присутствующих на концертах было одинаковое: будто что-то важное случилось в жизни. Это и есть подтверждение того, что такая музыка имеет большую силу влияния и на любом уровне может делать свое дело.

Досье «ЗН»: Хор «Cantus» создан в октябре 1986 года при Ужгородском доме учителя как ансамбль старинной музыки. С 1992-го — профессиональный хоровой коллектив. Лауреат международных конкурсов (Дебрецен, 1990, 1992). Активно гастролирует в странах Европы и США. Сотрудничал с такими дирижерами, как Ханс Михаэль Боэрли, Кент Ногано, Роман Ревакович, Владимир Сивохип. Репертуарные приоритеты — музыка Ренессанса, произведения современных композиторов. Основатель Фестиваля современной духовной музыки и серии международных мастер-курсов «Бах-академия» в Ужгороде.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме