Краса Украины, Подолье, плюс джаз-фестиваль

Поделиться
В столице Подолья прошел 15-й международный фестиваль «Дни джазовой музыки в Виннице». Вмещающий семьсот человек концертный зал областного телецентра через край переполняли поклонники жанра...

В столице Подолья прошел 15-й международный фестиваль «Дни джазовой музыки в Виннице». Вмещающий семьсот человек концертный зал областного телецентра через край переполняли поклонники жанра. Они буквально разметали билеты, цену которых (20 гривен) нахожу чисто символической для нашего времени. Выступления записывались и в тот же день транслировались в региональном телеэфире. Всего состоялось шесть концертов при участии семи коллективов, объединяющих музыкантов тринадцати стран. Из них три состава выступили также в параллельно проходившем одесском «Джазовом карнавале».

Открыл фестиваль секстет артистов из Туниса, Польши и Швеции. Его изюминки — братья Амин и Хамза Мраихи — играют на древних струнно-щипковых восточных инструментах уде и кануне. Уд — предок европейской лютни, а канун напоминает старинную цитру. В сочетании с современными электробасом, перкуссией, кнопочным аккордеоном и саксофоном тембры возникших в древности инструментов Магриба образовали свежее звучание, своеобразный стиль, близкий world-music. Однако профессиональный уровень ансамбля не оставил ощущения зрелости, мастерства, выглядел несколько неприглаженным. Впрочем, как и сценический имидж участников...

Во втором концерте было два отделения. В первом прозвучал отлично сыгранный, подающий большие надежды молодой квартет из Великобритании. Двое из состава уже бывали в Украине, участвуя во львовском фестивале Jazz Bez-2008. Нынче группа сменила название на The Groove Syndicate и обновила участников. В нее входят англичане Джефф Бартоломью (труба), Эван Дуффус (рояль), Роб Патерсон (контрабас) и польский барабанщик Шимон Фортуна. Все учились на джазовом отделении Лондонского университета Миддлсекс (Middlesex University). Впечатлило полное, насыщенное, глубокое звучание отличного контрабаса, привезенного организаторами из Киева. Остро-ритмично, несколько суховато звучал добротный рояль, предоставленный компанией Yamaha. Запомнились уверенный интересный барабанщик и достаточно подвижный, умелый, хотя не всегда тембрально идеальный трубач. Музыку играли умную — спокойно, точно, сыгранно, уверенно опираясь на молодое мастерство, гармоническую свежесть и полиметры. Очень перспективный коллектив...

Британцев сменило трио в составе канадской вокалистки Сиенны Дален и двух датчан: пианиста Мадса Берентцена и басиста Кристора Брёдсгаарда. В начале нынешнего года группа концертировала в пяти городах Украины и знакома нашим слушателям. Начали четырьмя песнями, написанными пианистом для готовящегося к премьере альбома. Берентцен — талантливый инструменталист и композитор, его манера воспринималась живо, естественно. А вот пение магистра джазового вокала (Дален имеет соответствующий диплом университета в Торонто и там же преподает) было каким-то холодным, эмоционально «дозированным». Голос хорош, чего греха таить, певица умеет импровизировать, владеет разнообразными приемами, но очень уж скупо их расходует. Соглашусь с ведущим концерта Олегом Семко, назвавшим манеру исполнительницы «романтическим джазом»: в первых песнях обозначилась смесь шансона и кула в стиле 60-х. Позже трио несколько раскрепостилось. Посвежела гармония, оживились однообразные темпы, расширились вокальный диапазон и тембры, певица стала больше импровизировать, но все же оставила зал довольно прохладным. Общая энергетика вечера снизилась.

Завершил вечер квартет Шахаба Толуи из Ирана. Лидер хорошо владеет гитарой и разнообразил программу игрой на персидском инструменте сетаре (не путать с ситаром, индийским струнным инструментом), немного пел по восточной традиции в унисон с наигрышами. С ним в ансамбле вышли крепкие музыканты из Чехии и Словакии: второй гитарист Томас Вичитил, контрабасист Мартин Капусник и перкуссист Томас Рейндли. Антураж солиста напомнил имидж Ала Ди Меолы (иранец тоже был одет в белое и окружен черными фигурами коллег). Ассоциации возникли и в музыке: американская звезда и Шахаб не избежали мощного воздействия фламенко. На этом, пожалуй, параллели заканчиваются, поскольку в стиле иранского музыканта очень сильны персидские корни. Что делает его неповторимо непохожим, интересным. Большинство композиций строились по принципу сольного гитарного или вокального запева, которые подхватывал перкуссист, играющий на сajon (кайоне, или кахоне, деревянном «ящике», на котором сидят верхом), табле (парных небольших индийских барабанчиках), маленьких бонгах и тарелочках. Выступление запомнилось добротным ансамблем, продуманностью композиций, ярким колоритом, крепким уровнем всех участников.

На следующий день в дневном концерте пели дети. В Виннице под руководством Сергея Отюгова работает муниципальный джазовый оркестр «Винбенд». Его слаженное исполнение стандартов и аккомпанементы оставили позитивное впечатление, а пение маленьких джаз-леди звучало трогательно и непосредственно.

В очередном музыкальном «заезде» участвовал квартет певицы Шенгетаи. Молодую исполнительницу из Зимбабве опекало французское инструментальное трио. К джазу это имело отдаленное отношение, особенно простейший аккомпанемент на уровне самодеятельности парижских окраин. Гармоническое сопровождение южноафриканских песен отличала преувеличенная простота, инструменты звучали прямолинейно-элементарно, импровизацией не пахло. Оcобенно огорчил барабанщик.

Зато все здорово закончилось. Хедлайнер фестиваля, американская звезда Эл Фостер был в ударе. 66-летний барабанщик знаменит тринадцатью годами сотрудничества с Майлзом Девисом — легендарным трубачом, основателем нескольких стилей джаза. Партнерами Фостера в разные годы были и другие прославленные джазмены. С 1996 года Фостер гастролирует со своей группой, в которой работают контрабасист Даг Вайсс, пианист Адам Бирнбаум и израильский саксофонист Эли Деджибри. В этом составе музыканты дали по всему миру свыше 1000 концертов, недавно играли в России и Беларуси, а теперь и до Украины добрались. Фостер и партнеры в сентябре отыграли в Коктебеле, Киеве и на одесском «Карнавале». Говорят, в Украину их заманила винницкий продюсер Ирина Френкель.

Культура, мастерство, сыгранность, точный расчет, изысканная импровизация квартета приковывают и завораживают. Играют без нот (еще бы, после тысячи концертов!). Фостер не только создает ритмическую «подушку», у него волшебный, бархатный, насыщающий слух тембр. Лидер ни разу не «вылез» из ансамбля, никто не использовал никаких броских приемов либо внешних музыкальных эффектов. Все было подчинено содержанию, музыке, красоте. Не зря Майлз Девис в своей книге назвал Фостера «по-настоящему одухотворенным парнем».

И если бы организаторы меньше увлекались вручением дипломов, грамот и праздничными речами, фестиваль получился бы вполне европейский.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме