Хіба ревуть вони, як зали повні? Ария Кризиса у театральных подъездов

Поделиться
иевским муниципальным театрам «прищучили» выплаты. Уже грозно уведомили их о многократном повышении тарифов на коммуналку...

Пока они еще разучивают куплеты снегурочек и снежинок. Вспоминают анекдоты пьяных дедов морозов или монологи «соломенных бычков» (навстречу китайской астрологии — глядя в 2009-й).

В общем, они готовятся к елкам — к побочным заработкам.

И надеются — на «авось».

Но «крысиные бега» високосного 2008-го для украинского театра уже нежно переходят в возможную «скотскую жизнь» (согласно китайской астрологии — гладя в 2009-й).
И «ружье», доселе беспечно маячившее на бутафорской стенке, уже сдуру начинает палить. Киевским муниципальным театрам «прищучили» выплаты. Уже грозно уведомили их о многократном повышении тарифов на коммуналку. Склоняют к «большей заполняемости залов» — и повышению цен на билеты. Кого-то, возможно, отправят в отпуск «за свой счет», а то и подальше.

«Ви ще не в кризі? Тоді ми йдемо до вас!»

Наш театр распахивает перед Кризисом занавес и раскрывает двери пока еще освещенных подъездов.

Вот и мы туда заглянем — как бы с предкризисным «экскурсом» по столице да регионам.

З «вершин»…

Всю текущую неделю говорили о том, что из-за кризиса в столице могут пойти «под топор» 18 муниципальных театров. Как 18 деревцев в «вишневом саду», погубленных варваром Лопахиным. Броские ежедневки ежеутренне меня пугали подобными заголовками — и возможной перспективой.

Все ли так трагично? Не все. Но все равно трагично.

Действительно, целый консорциум театральных ячеек, «болтающихся» на шее казны города, опять как бы в статусе «бесприданницы». Хотят любви, а пуля — близко. Кризис.

Зарплаты за ноябрь и аванс за декабрь — обещаны. Говорят, на днях кое-кому авансы выплатили. Только листики со школьных тетрадок на некоторых служебных входах по-прежнему настораживают: «Денег нет».

Пока недостаточно денег и за коммунальные «удовольствия». Ведь, как известно, не по силам городским театрам платить за самих же себя — по многим статьям. Сколько бы ни заработали. В лучшем случае рассчитывали бы на финансирование из горбюджета — процентов на 80. Среди известных «обреченных» — ТЮЗ на Липках, Молодой С.Моисеева, два кукольных, много других. И, настаиваю, один из лучших украинских театральных коллективов (в «формате» всей страны) — Театр драмы и комедии на Левом берегу Днепра.

В администрация этого театра «ЗН» сообщили, что буквально недавно поступило высочайшее распоряжение — поднять «ставки» на отопление в четыре раза. Платили 20000 в месяц. Теперь плати 76000. Вынь да положь.

Раньше их обязывали (согласно производственному плану) заполнять зал (это называется «загрузка») — на 70%. Теперь — на 85%.

В театре говорят, что таких волшебных показателей нет нигде в мире.

При этом, как ни странно, именно сегодня на примере многих столичных театров можно было бы говорить даже о ситуативном театральном ренессансе. Да! Несмотря на режиссерскую обломовщину (кое-где), на актерскую халтуру (почти везде — сериалы дороже), на забвение классических традиций (как всегда) и на трудоподъемность качественного театрального эксперимента… Тем не менее залы заполняются. Бедные люди попросту убегают от Шустера и его веселых ребят — куда глаза глядят. В первый попавшийся театр. Цены на билеты дешевле, чем в кино, — где межгалактические битвы гадости и заразы для влюбленной пары порою разорительны.

В Театре им. Франко на «Кайдашеву сім’ю» смертоубийство, билетов не достать.

В Русской драме — как в добрые буржуазно-советские времена — аншлаги.

А «Левая драма» — через мост от старших братьев — также мощно притягивает в свой зал население: «Розовый мост» (с Адой Роговцевой), спектакли Митницкого с Горянским, с Линецким, постановки Дмитрия Богомазова — нарасхват.

Им говорят: больше работайте! Так и работаем же с утра до ночи — ежевечерние аншлаги, за год наиграли уже почти 260 спектаклей! А вы работайте еще и жарким летом, и в выходные, и в будни! Так кто ж летом-то к нам придет? А тут уж думайте сами, решайте сами — иметь или не иметь.

Если взять этот конкретный театр за «образец», то государство, в частности, «спонсирует» его в виде зарплат и постановочных средств. Последних — все жиже. Хотя бы на один—два спектакля в этом сезоне расщедрились.

При этом конкретно левобережный театр за 2008-й своими спектаклями заработал уж более двух миллионов. При зале в 400 мест. А надо рассчитаться за НДС (330 тыс. в год), авторские (260 тыс. в год), пожарным, чтоб они были здоровы (130 тыс.), охранникам (90 тыс.)…

А если без энтузиазма фантазировать, что нынешний кризис лишит интеллектуальную прослойку зрителей последних сбережений (здравствуй, новый курс доллара), то я, например, не уверен, что все эти залы — и муниципальные, и национальные — заполнятся на 85%.

Не до жиру, быть бы живу.

Все это серьезные и болезненные проблемы. Не частности, а тенденции.

Потому что — и здесь ключевая мысль для нашего демократического и демагогического общества (как бы парафраз М.Булгакова) — кризис-то не в клозетах (и не в театрах), а исключительно — в головах…

Люди, которые на уровне державы всем и всеми управляют (заправляют), возможно, искренне не осознают: если раздерганное и добиваемое государство уже окончательно плюнет на «гуманитарку» (в виде тех же театров и иного просветительства), то в ближайшее время этому же государству экстренно придется думать об исправительно-трудовых колониях…

Очень скоро. Только кому думать-то? Вот в чем вопрос.

Если никак не сольются в экстазе менеджмент с креативом, а совесть с императивом. А вот менеджмент с кризисом — эти слились. (Видно, прибыль нащупали.)

И под шумок кризисных стенаний (словно специально подгаданных для общественных диверсий), не удивимся, если на том же Левом берегу вдруг вырастет новейшее казино… На том же месте.

Тем не менее не хочу нагнетать... Из-за рубежа на мобилку позвонила Зорина С.И. (начальник городского управления культуры). Говорит:

«Олег, не надо паники! Никто никого закрывать не собирается. Многое в этих вопросах, увы, зависит не от нас, а от Кабмина — будет бюджет, будут и театры… Мы собирали директоров многих коллективов, говорили о некоторых мерах, которые могли бы ослабить последствия кризиса. Да, придется поднять цены на билеты… И к вопросам аренды будем подходить гибко: все-таки это тоже средства для жизнедеятельности театров. Сегодня трудно не только театрам, но и больницам, школам… А это тоже — гуманитарная сфера.

Многое будет зависеть и от менеджерских способностей конкретных руководителей — в том или ином коллективе. А зарплату выплатим — обязательно… Сложнее вопрос со средствами на новые постановки. Но, надеюсь, преодолеем и это…».

Я же надеюсь, что кризисно-тревожная ситуация объединит не только «финансовые потоки» (для театрального выживания или какого-нибудь «отмывания»), но и многих театральных деятелей. Из СТД, из управления, из Киевсовета… В последнем — серьезном — органе более других должны активизироваться митці. Ради Театра. Который надо поддержать на скользких поворотах.

Возможно, пришла пора оставить для темного прошлого и старые обиды, и истлевшие драмы тому же депутату Киевсовета Михаилу Юрьевичу Резниковичу. И громко да по-граждански четко выразить и свою позицию (как он это иногда может) — по поводу текущих событий и возможных перспектив. Чтобы помочь (чем мочь) — как депутат, как театральный деятель, как гражданин — тем-таки разоряемым нынешним беспредельным временем своим же коллегам с Левого берега. У которых нет национального статуса. Но есть потенциал, хорошие творческие результаты.

Господи, да что нам делить-то нынче? Пять пудов любви давно стали пятью пудами печали. Не утопили бы всех — эти люди в космических скафандрах — в коллективной подводной лодке в степях Украины.

Пришла уж пора подняться над прошлым и забыть о личном — и погрустить о будущем. Ведь сколько того искусства осталось — на один квадратный сценический метр нашего продрогшего города?

…Вот бреду по промозглому Киеву (бульвар Леси Украинки). И встречаю «искусство» — в виде броской афиши эстрадной певицы Анжелики Рудницкой… И тут же с теплейшими чувствами вспоминаю еще об одном гуманитарном депутате из Киевсовета — об Александре Бригинце. Весело вы там живете, граждане-депутаты… Все концерты устраиваете? Вот эту афишу вижу — а комплексной антикризисной программы по поддержке «утопающих» (со стороны гуманитариев из Киевсовета) пока на глаза не попадалось. А ведь закончилось уж прежнее наше беспечное житье-бытье… И все чаще нынче вспоминают словом нежным тех, кого «изобличали» еще вчера…

В Москве недавно спросил у В.Вульфа: «Виталий Яковлевич, необъяснимый феномен — при Сталине, когда полстраны сидело в лагерях, — такой расцвет театра, такой уровень искусства, который гипнотизирует даже из темного прошлого… Почему? Что за экстрасенсорика?» Ответ ошеломил: «Потому что Сталин любил театр… Надежда Аллилуева пристрастила его к этому, а уже после ее смерти театр стал для Сталина чем-то сакральным и государственно-важным…»

К чему такая лирика? Просто отвлеченно вспомнил: а кто же из наших-то (будь трижды проклят Сталин) действительно прежде «любил театр»?

Щербицкий любил футбол. Кравчук — «себя в искусстве». Кучма — баянистов, гитаристов и примкнувшую к ним Сердючку. Ющенко Виктор Андреевич — «черепки» прошлого (как эстетический образ) и примкнувшего к ним Киркорова (народный артист Украины).

…Вот и живет этот театр без любви — взаимной. В частности, в регионах — куда мы сейчас и отправимся.

… і «низин»

Региональный украинский театр похож на Мюнхгаузена. Так же сам себя вытягивает за гриву из социального болота. Говорить, что везде — ужас-ужас, естественно, несправедливо. Где активней «Мюнхгаузен» — там и толку больше.

Побывав этим летом на некоторых театральных мероприятиях, не могу сказать, что везде «на местах» уж так срочно требуется кадило вкупе с песнопениями — «Аминь!». Вроде живы... Эти выживающие.

На Минкульт у них никаких надежд. Там, кажется, по-прежнему одержимы идеей «централизации» всего: один большой театральный форум в центре (чтоб легче с бюджетом «впоратись»), а на местах хоть бузина расти (говорят, уж вроде стерилизовали смотр-фестиваль молодой режиссуры — правильно, у нас же ее, талантливой, в изобилии…). «Местные» театры за глаза называют столичный штаб Минкульта по-остеровски — «Вредные советы». Имеют в виду штат советников, который раблезиански прекрасен. А коэффициент полезности их действий — просто невычисляем. Ну да это иные мизансцены.

Вроде хорохорятся сегодня в Одессе — на то и Одесса. В театре русской драмы директор Александр Копайгора убеждает, что труппу сохранит при любом кризисе. Выпустил «Дядю Ваню», готовится к пьесе Гольдони. «Бегущую по волнам» Грина пока отодвинул — большие затраты. В Одесской украинской драме директор Валентина Прокопенко также надеется, что коллектив «резать» не придется. На постановку пригласили одного из самых талантливых режиссеров: Дмитрий Богомазов займется «Гамлетом».

Не утихают, правда, страсти вокруг отремонтированной Одесской оперы. Там кое-кого из музыкантов «попросили» — методом конкурса на замещение вакантных должностей. Одна певица даже в суд подала — не известно выиграет ли.

В оперном же говорят о возможности приглашения самого Романа Виктюка — на постановку «Саломеи». Но дело это требует слишком больших затрат — посему выжидание.

В Севастопольском драматическом тоже не паникуют. «Как там у вас с кризисом?» — спрашиваю у худрука. «Все идет по плану…» — отвечает Владимир Магар. «По плану Путина, что ли?» — иронизирую.

И в Харькове вроде без внешних эксцессов. Ждут «с моря погоды».

В оперном планируют к юбилею Н.Гоголя «Черевички». Но на большой музыкальный спектакль требуется около 30—40 тыс. Тем временем творческим деятелям «на местах» уже снимают академические надбавки. Бурного протеста это не вызывает. Поскольку ждут, что будет еще хуже… Ведь именно в Харькове, кстати, артисты Театра имени Шевченко поначалу было взбунтовались, угрожали голодовкой. Но попритихли.

Как сказал «ЗН» один из актеров: «Никто же не знает, что будет завтра… Поэтому и бережем силы — для дальнейших битв».

И в Днепропетровске — тревожное спокойствие. О сокращениях вслух не говорят. Сетуют лишь о том, что государство не дает денег на новые постановки. Хотя в оперном планируют четыре больших спектакля — украинский (отдельной строкой), оперный, балетный, детский. Собираются ставить на свои — заработанные. Названия не афишируют — боятся сглазить. Сегодня все стали такими суеверными…

В нашей второй театральной Мекке — во Львове — и жизнь, и слезы, и любовь. Но действительность берет свое — и Оперный театр имени Крушельницкой намедни принят в престижную ассоциацию «Европа-опера». До кризиса оперники успели подогнать ремонт, «выровняли» акустику (так сказал Т.Эдер). Театр также находит возможности приглашать в свои постановки хороших киевских солистов. О премьерах, правда, тоже не загадывают. Зато говорят о фестивале памяти Пуччини, которого в свое время поддержала мадам Крушельницкая.

Слезы, тем временем, в Театре Курбаса — меньше зрителей. А местные власти не дают средств (и возможностей) для расширения штата и открытия новых ставок — кризис.

Планировали влить в коллектив студентов Владимира Кучинского — «не за что» вливать. Тем не менее театр будет работать над спектаклями по произведениям Богдана-Игоря Антоныча и Владимира Винниченко. Новый «керманыч» бывшего «военного» театра, а ныне уже муниципального, Алексей Кравчук тоже ждет от города (и мира) обещанных ставок и вакансий. И заявляет, что будет созидать на военном пепелище сугубо украинский театр. Для этого и взял пьесу Павла Арьева «Кольори», где сразу шесть женских ролей.

В Театре имени Марии Заньковецкой надежды только на бюджет. И надежды на художественные результаты в связи с постановками «Холстомера» и «Наймички» (над последней работает Федор Стригун).

Директор театра Андрей Мацяк уже провел важное совещание и придумал, как спастись от подлостей нынешнего кризиса. Для этого надо… Меньше ездить (с гастролями). Меньше говорить (по телефону). Меньше тратить (на постановки)...

…Таки эффективный лозунг для нашей новой — кризисной — театральной эры: лучше меньше, да лучше!

Кое-кто кое-когда, помнится, подобное уже говорил.

Одним из самых успешных украинских театров — «внестоличной» дислокации — считается Донецкий музыкально-драматический. Как ему «аукается» кризис? В какой степени к донецким театралам применим известный слоган «спасение утопающих — дело рук самих утопающих»? Вот что поведал «ЗН» Марк БРОВУН, руководитель коллектива:

— В 2008-м наш театр был хорошо профинансирован из областного бюджета. В полном объеме получили деньги на заработную плату с учетом выплат за выслугу лет, на материальную помощь и вознаграждения, а также на оплату энергоносителей. Такое финансирование позволило достичь неплохих творческих и экономических результатов — и дало возможность подготовиться к будущему году.

Кроме того, в уходящем году мы практически завершили работы по ремонту здания театра и на хозяйственной территории — освоено 1 млн. 700 тыс. грн. Стабильно работают жизнеобеспечивающие системы, созданы условия для работы цехов, отлажена работа автотранспорта...

Понимаю, что среди всех «бюджетников» под серьезным ударом могут оказаться именно театрально-зрелищные учреждения. Поэтому есть определенные опасения и по поводу предстоящего финансирования, и по поводу сохранения штата театра…

Сейчас же в театре хорошая укомплектованная труппа… Было бы жаль кого-то потерять — из-за недостатка финансирования. Ведь у актеров не такие и большие зарплаты. А что уж говорить о работниках цехов.

Тем не менее постарались как можно больше обезопасить коллектив. Разговоры о кризисе ведь начались давно. И мы понимали, что это как раз тот случай, когда сани нужно готовить летом.

В первую очередь постарались продумать, как сможем заработать сами. Зрителей ведь легче привлечь в театр именно новыми постановками. Поэтому в период межсезонья подготовили большую часть премьерных спектаклей. С октября показали семь новых работ: «Сорочинская ярмарка», «Стеклянный зверинец», «Фэн Шуй» — на большой сцене, «Дочки-матери», «Эдит Пиаф. Репетиция любви» — на малой сцене. И еще две детские сказки — «Аладдин» и «Принцессы и горошины».

На январь запланирована премьера «Зойкиной квартиры». На начало марта — балетный спектакль. На апрель — «Утренняя фея». На июнь — детская сказка.

Причем все необходимые для постановки этих спектаклей материалы постарались приобрести в 2008-м (закупки сделаны на 90%).

Кризис, конечно, внес определенные коррективы и в выбор жанровой палитры, и в ценовую политику. Вынуждены поднять цену на премьерные постановки и на спектакли, пользующие большим спросом. Хотя и тут постарались учесть возможности населения.

Пришли к выводу, что нынче пока выгоднее проводить спектакли на стационаре. Поэтому значительно увеличили количество спектаклей на малой сцене и сократили выездные спектакли.

Одним из самых болезненных для многих театров является вопрос оплаты энергоносителей. Без помощи со стороны театр едва ли это осилит: в лучшем случае тогда останемся без денег на постановку и на доплаты работникам цехов, на премии. В худшем — долги, отключение. Поэтому уже сейчас работаем в жестком режиме экономии электроэнергии, тепла и воды.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме