Фасад театра имени Леси Украинки давно украшает эта мемориальная доска: силуэт Марка Кропивницкого и текст: «В цьому будинку 1882 року під керівництвом великого артиста і драматурга М.Л.Кропивницького відбувся перший виступ українського професійного театру». В октябре исполняется 125 лет со времени основания Кропивницким «Товарищества актеров», более известного в нашей истории как «Театр корифеев». Прямой наследник и внук драматурга — Игорь Алексеевич Кропивницкий — на днях гостил в редакции «ЗН», поведав немало сюжетов о знаменитом деде, о своем семействе... И о миссионерстве тех, кто в трудные времена зажигал звезды украинского национального театра.
Иван Франко впоследствии напишет: «В начале 1880-х неожиданно возник настоящий украинский театр…» И появился этот театр вопреки сложной социально-исторической обстановке. Реализовать саму идею украинского национального театра тогда казалось маловероятным, почти немыслимым. Но со временем под крылом Кропивницкого обрели сценический блеск и народную славу такие мастера, как Мария Заньковецкая, Мыкола Садовский, Любовь Линицкая (позднее к ним присоединились братья Тобилевичи, многие другие).
Статус Кропивницкого как отца-основателя вроде ни у кого не вызывал возражений, сомнений… Хотя, возможно, в истории театра о его главной роли — именно основателя отечественного театра — сказано меньше, чем он того заслуживает… Во всяком случае так считает внук корифея — Игорь Алексеевич Кропивницкий.
В свое время внук Кропивницкого окончил консерваторию. Но Игорь Алексеевич не только композитор, он еще и журналист. По собственному признанию, очень любит фотографию — его снимки распространялись по всему миру (в разных газетах, в агентстве «Новости»). К слову, отец Игоря Кропивницкого — тоже незаурядная личность в нашей культуре. Это известный композитор и дирижер Алексей Рябов, автор более тридцати музкомедий, среди которых и «Сорочинская ярмарка», и нашумевшая «Свадьба в Малиновке» (фактически Рябов стоял у истоков отечественной оперетты, сумев соединить украинские музыкальные традиции и классические западноевропейские).
Дочь Марка Кропивницкого (жена Рябова), Ольга Марковна, во многом помогала супругу. Она была знатоком фольклора, так как с ранних лет жила среди сельской детворы и обожала народную песню…
Семья Рябовых-Кропивницких переехала из Харькова в Киев еще в 1939 году (до этого Рябов руководил Харьковским театром музкомедии). И Игорь Алексеевич— их единственный ребенок…
***
Марко Кропивницький |
Понятно, что отец его — Лука Иванович — тем временем потерял всякую надежду сделать из сына «хозяина», «приличного человека»…
***
М.Кропивницький у ролі Тараса Бульби |
Так мало-помалу он и начинает создавать свою труппу. Параллельно пишет свои пьесы. Кстати, он почти все свои произведения писал гусиным пером. Говорил: «Металлическое перо — мертвое перо!» Всегда работал при свечах. Даже гримировался при свечах.
Некоторые рукописи Марка Лукича сегодня частично хранятся в театральном музее в Лавре. Но большинство — в Мемориальном музее Кропивницкого на Кировоградщине. Я там бываю... Музей функционирует. Филологи и театроведы изучают творчество Марка Лукича как основателя украинского театра — театра мировой славы. О нем, кстати, так и сказал Франко.
Известно, что в Украине в середине XIX века функционировали лишь небольшие разрозненные аматорские труппы. Там играли пьесы социально-бытового характера — любовь, песни-танцы, такие «антрепризы». Фундаментальных пьес, кроме «Наталки Полтавки» и «Назара Стодоли», конечно, не было. Да и те если игрались, то в лучшем случае раз в году. По указанию «сверху» эти труппы ни в коем случае не должны были дислоцироваться в одном месте больше одного месяца! То есть они постоянно кочевали — как цыгане. Да и больших сборов не было. Часто эти аматоры просто-напросто разорялись. Но, как птица феникс, возрождались из пепла.
***
— Марк Лукич Кропивницкий был женат трижды… Его последняя супруга — Гладущенко Надежда Васильевна — и есть моя бабушка. Она была врачом по профессии. С Марком Лукичом познакомилась во время его гастролей в Санкт-Петербурге. Кропивницкий увидел ее там и сразу влюбился. Вскоре они сыграли свадьбу — уже в Украине. У Кропивницких родилось трое детей — Александра, Владимир и самая младшая — Ольга Марковна, моя мать…
***
— Игорь Алексеевич, в своих воспоминаниях ваша мама как-то отражала тему непростых отношений между Кропивницким и братьями Тобилевичами?
— Больше скажу… Этих братьев — Карпенко-Карого, Садовского и Саксаганского — дед то ли в шутку, то ли всерьез называл братьями-разбойниками. Это можно объяснить тогдашними театральными разборками. Конечно, в любом театре без конкуренции невозможно. Но, по воспоминаниям моих близких, братья Тобилевичи оказались не очень порядочными людьми. Всякое было в их отношениях с Кропивницким… Братья, например, не всегда соглашались играть в пьесах Марка Лукича. Не всегда были честны в кассовых сборах. Еще присваивали себе статус «отцов театра», тем самым унижая Кропивницкого еще при его жизни... Якобы смеялись и радовались: дескать, «подрезали Марку крылья!». Мне рассказывали, будто бы они специально нанимали рецензентов, а те критиковали спектакли и роли Марка Лукича. Было, к сожалению, и такое печальное противостояние. Ведь впоследствии работало параллельно уже несколько украинских трупп. Мой дед трижды пытался оставить театр, поскольку не мог терпеть таких постыдных унижений...
— Как сложилась судьба вашей мамы? Она увлекалась театром?
— С малых лет она проявляла незаурядные артистические способности — хорошо пела, замечательно читала Шевченко. Родилась она на хуторе Затышок Харьковской губернии, где тогда было поместье Марка Лукича. И, конечно же, театр не обошел ее судьбу стороной — хотя бы в связи с ее мужем и отцом, Алексеем Рябовым.
— Историки театра говорят об особо трепетном отношении Марка Лукича к Марии Заньковецкой…
— Он не мог не разглядеть ее талант. Когда-то еще Садовский заинтересовался этой актрисой. И посоветовал Марку Лукичу пригласить ее. Своего мужа — офицера Хлыстова — она бросила из любви к украинскому театру, приехав в Киев. Садовский встретил ее на вокзале и сразу проводил к Кропивницкому. Это было как раз то время, когда создавалась знаменитая труппа корифеев. Марк Лукич «коллекционировал» талантливых самородков из народа, чтобы впоследствии сделать из них мощную украинскую труппу.
Он был в восторге от таланта Заньковецкой. Она прямо с поезда пришла на так называемый экзамен, и Марк Лукич сразу же задал ей вопрос: «А вы владеете украинским?» Она прочла Шевченко… Да так, что он заслушался. К тому же она прекрасно пела, замечательно играла на фисгармонии. А на том самом «экзамене» она исполнила романс, в котором можно было показать весь диапазон ее голоса. Одним словом, Кропивницкий был сражен. Ее громкий дебют в труппе Кропивницкого состоялся 27 октября 1882 года, Заньковецкая играла Наталку.
Когда она только-только начала играть в спектаклях «Наталка Полтавка», «Назар Стодоля», Кропивницкий стал на колено и произнес: «Мария, я венчаю тебя со сценой…» Он достал свой перстень и надел ей на палец. Он как бы благословил эту большую актрису…
— Закат жизни Марка Лукича Кропивницкого… Что было в тот период его судьбы?
— Он жил на своем хуторе Затышок. К нему часто приходили гости. Марк Лукич их постоянно развлекал рассказами. Бывало — ни с того ни с сего — он куда-то исчезал. Гости его ждали, затем начинали расходиться. А он неожиданно появлялся: «Подождите! Сейчас я вам покажу, что я начарапал!» И тут же начинал читать отрывки из только что написанной им пьесы. Читал он все необычайно выразительно. Демонстрировал своих персонажей идеально. Его голос завораживал. Были обсуждения и, естественно, споры. Но к критике он относился спокойно. Многие замечания принимал. Еще дед прекрасно играл на различных инструментах. Говорил: «Хочу усовершенствовать бандуру!»
Я и раньше говорил, и сейчас могу повторить, что Марк Лукич своим подвижничеством и своим творчеством всегда утверждал приоритеты украинской культуры. К примеру, во время гастролей в Санкт-Петербурге труппа Кропивницкого гремела. Ее признали мощным коллективом, который можно отнести к лучшим образцам европейского театра. Император Александр III был в восторге от Марка Лукича и предложил ему место в Императорском театре. Тем не менее Марк Лукич отказался. Хотя это гарантировало ему зажиточную жизнь, гастроли по всему миру. Он говорил: «Не треба мені срібла, не треба мені золота, не треба мені слави, не треба мені пошани, бо я буду служити любій своїй Україні до останніх років свого життя, наскільки дасть мені сили Бог, а там хай вже оцінують те, що я залишу...» Он был подлинным патриотом, боролся за украинский язык всю свою жизнь.
— А как складывались отношения у Марка Лукича с Михаилом Старицким — еще одним крупнейшим драматургом тех лет?
— Михаил Петрович был дворянского происхождения. Он организовал свою антрепризу, и Кропивницкий тоже принимал участие. Мне известно, что они дружили, много общались. Старицкий был в восторге от некоторых пьес Марка Лукича. Например, ему очень нравилась драма «Глитай, або ж Павук…» Насколько мне известно, серьезных разногласий между ними не существовало. Старицкий вкладывал огромные деньги в антрепризу, помогал Кропивницкому. Помогал именно материально.
— Остались ли в вашей семье какие-то вещи, предметы, которые непосредственно связаны с Марком Лукичом?
— Знаете, для истории украинской культуры стало большой трагедией то, что в 1917 году во время октябрьского переворота подожгли хутор Затышок… Сгорела большая библиотека Марка Лукича. Погибли многие его рукописи. Мало что осталось. А уже Великая Отечественная сравняла с землей даже развалины хутора. После войны появился колхоз «Дружба», и его председатель построил хорошую усадьбу, которая сейчас находится на том самом месте. Исследователи по крупицам собирали сведения о творчестве деда — через прессу того времени, через архивы, которые остались в Санкт-Петербурге.
— А как сложились судьбы остальных детей Марка Лукича?
— Александра Марковна, его первая дочь, была одаренной девушкой: пела, играла на рояле. Позже стала известной певицей. Сначала она закончила императорские курсы в Петербурге, а потом получила образование в Италии и начала выступать как солистка оперы в сопровождении симфонического оркестра. В афише так и писали — Александра Кропивницкая. Владимир Маркович, его сын, работал в Мариинском театре Санкт-Петербурга хормейстером…
В семье, увы, постоянно были проблемы с финансами. И свой хутор Марк Лукич время от времени закладывал. Хотя моя бабушка, Надежда Васильевна, была очень экономной женщиной и не давала тратить лишнюю копейку. Собственно, и дед был хорошим хозяином. Он разбил у себя в поместье прекрасный сад! Еще Марк Лукич увлекался также пчеловодством, шелководством, виноградарством. Даже из Франции выписывал какие-то черенки. И еще очень любил лошадей.
— Кто был в последние дни рядом с ним?
— Хутор Затышок никогда не пустовал. К деду приезжала интеллигенция — писатели, актеры, музыканты. У него жили даже родственники Тараса Григорьевича Шевченко. Он как мог помогал им. Творчество Шевченко боготворил, оно для него было как Евангелие. Марк Лукич обладал очень красивым голосом — бас-баритоном. Сохранились записи песен в его исполнении — «Думи мої, думи», «Реве та стогне...».
В общем, Марк Лукич был многогранной личностью с различными талантами — актера, драматурга, режиссера, певца, художника, композитора, дирижера. Сам он в свое время переиграл около пятисот ролей на русском языке! Но строил только украинский театр…
Марк Лукич Кропивницкий (1840—1910) родился в селе Бежбайраки на Херсонщине в семье управляющего усадьбой помещика.
Всю жизнь Кропивницкий боролся против тенденции рассматривать украинский народ как «племя», а его язык — как «южнорусский диалект». В своих произведениях выступил новатором жанра социально-психологической драмы. Написал более 40 украинских пьес. Среди самых известных — «Дай серцю волю — заведе в неволю», «Доки сонце зійде, роса очі виїсть», «Глитай, або ж Павук», «По ревізії», «Олеся», «Замулені джерела», «Дві сім’ї».
С именем Кропивницкого связано первое общественное исполнение песни композитора Д.Крыжановского на слова Т.Шевченко — «Реве та стогне Дніпр широкий». Это исполнение едва не стоило ему ареста. Ведь читать произведения, печатать тексты к нотам на украинском было запрещено. Как известно, подписанный Александром ІІ Эмсский указ 1876 года запрещал все украинское.
Марк Кропивницкий впервые внедрил в украинском театре принципы профессиональной режиссуры.
Кропивницким было сыграно множество ярких образов. По воспоминаниям Марьяненко, он замечательно играл Тараса Бульбу: «Кремезна постать — у широких червоних шароварах, таких же червоних чоботях... Білі довгі вуса, біла чуприна-оселедець, закладена за ліве вухо, сиві наклеєні брови і горбинка на носі...» Зрителей потрясала сцена гибели Тараса. «Це були висоти художньо-реалістичної героїки», — вспоминал Марьяненко.
Созданный им театр был на протяжении нескольких десятилетий, пожалуй, единственным публичным очагом культурной жизни нации. А современники называли Кропивницкого отцом украинского театра.
Иван Франко отмечал: «Такої чистої, блискучої всіма блесками поезії і гумору народної мови не у многих писателів случиться подибати... Широкою струєю пливе мова в драмах Кропивницького. Автор, очевидно, сам знає свій дар слова і любується переливами його чудових красок і блесків».
Кропивницкий занимался также художественными переводами. Впервые перевел на украинский язик «Ревизора», «Отелло», многие другие произведения.
Иван Репин в свое время изобразил Марка Лукича рулевым казацкой лодки, который плывет среди волн бушующего моря, — символическая картина тернистого пути, выпавшего на долю отца украинского театра.