«ДЗИГА» КАК МОМЕНТ ВЕЧНОСТИ

Поделиться
Это именно тот случай, когда личный порыв, направленный в нужное русло, дает плоды, полезные для общества...

Это именно тот случай, когда личный порыв, направленный в нужное русло, дает плоды, полезные для общества. Речь - о культурно-творческом объединении «Дзига» во Львове, идея создания которого принадлежит в частности Маркияну Иващишину. Маркиян был известен в свое время и как лидер «Студентського братства», он - один из организаторов исторической студенческой голодовки: сам тогда «от звонка до звонка» был рядом с единомышленниками с белой повязкой в черных своих кудрях.

Внешне он действительно напоминает громадного льва, уверенного в своих движениях и действиях. И вот после политических баталий вектор его жизненного движения направился в сторону культурных инициатив. Да, сработали «общественно-полезные» амбиции: хотелось быть первым в поддержке молодых художников, музыкантов, писателей. Так Маркиян стал директором объединения «Дзига».

Кризис гуманитарной культуры, незатребованность искусства - проблема не только украинского общества.

- Культура и духовный мир человека вошли в конфликт с технологизацией жизни. Хлынул настоящий поток «попсы», этой пародии на искусство, - размышляет Маркиян Иващишин. - Перед деятелями культуры всего мира как никогда остро стала проблема коммуникации, приложения общих усилий против конъюнктуры - во имя высших духовных ценностей и донесения их широкому кругу людей. Подрастают целые поколения, в которых многие ни разу в жизни не бывали в музеях, театрах. Время «добровольно-принудительных» культпоходов минуло, а что вместо них?

«Дзига» - это уникальная «самодвижущаяся» система. В ее структуре - 4 артистических кафе, Центр мод, 4 небольших предприятия, шьющих одежду для Европы, и художественная галерея (соучредитель «Дзиги» - Ярослав Рущишин). Таким образом работа организована по принципу «самообслуживания», но денег, конечно, хронически не хватает на задуманные акции и проекты. А сюда входит и поддержка отдельных творческих коллективов - к примеру, знаменитой группы пения а капела «Піккардійська терція» или уникальной детской студии иконописи из Дрогобыча (проект «Діти - надія - палітра»).

Концепция «Дзиги» - минимализация дистанции между искусством и потребителем. Кстати, шоу-бизнес не входит в творческие планы объединения - совместный проект «Дзвінкий вітер» с Русланой Лыжечко показал, что «дзигівці» «пойдут иным путем». Каждому - свое. Что именно? Вот цифры и факты. С 14 мая этого года, дня своего открытия, по 3 октября центр «Дзига» организовал и провел 12 выставок, 20 концертов, 9 творческих вечеров, 7 презентаций книг и музыкальных проектов, театральный эксперимент, 2 мини-фестиваля (кузнечного ремесла и поэтический), осуществлено 2 проекта, один из них - международный. Что это за проекты? Первый, проект «Є» (автор - Олег Сук, «Джон»): собрали 50 музыкантов, предоставили возможность трехдневного интенсивного общения в звукозаписывающей студии, «забросали» их поэтическими текстами львовских поэтов 30-х годов, прежде всего - гениального Богдана-Игоря Антоныча. И в последний вечер студия была насыщена музыкальными импровизациями по мотивам лирики. Таким образом создавались совершенно новые «временные коллективы» в прекраснодушном порыве творчества. Проект второй, международный, с длинным названием - «Весна є весна і у Львові, і в Празі, і у Варшаві, і в…». Действительно, как пишется в аннотации каталога этого проекта, это «акция, которая еще раз подтверждает аксиому: искусство не ведает границ». Шесть львовских художников и музыкантов и шесть из Варшавы и Праги, будучи выразителями трех современных национальных культурных пластов, параллельно создавали единую картину мира, этакий художественный меланж из музыки, живописи, инсталляции. Символично, что акция эта осуществлялась во Львове, городе, где исторически пластовалась культура разных времен и народов в своеобразной гармонической эклектике.

А что в планах на ближайшее будущее? Творческий вечер чешского поэта и прозаика Яхима Тополя, представителя чешского андерграунда 70-80-х годов. На очереди - проект «De Novo», посвященный конструктивизму, в котором участвуют художники с Украины, Словакии, Австрии. В декабре - презентация международного музыкально-поэтического проекта «Вогні великого міста». Международный симпозиум скульпторов - май 1998-го. Международный фестиваль кузнецов - июнь этого же года. «Дзига» набирает обороты.

- Собственно, почему - «Дзига»? - спрашиваю Маркияна Иващишина.

- Я - человек, спустившийся в гор, родом из Рахова, - поясняет он. - А в наших краях дзига до сих пор используется в некоторых народных ритуалах. Моя бабця так и говорила об этой вещи как о символе вечности: «Мы пришли ниоткуда и пойдем в никуда…» Здесь не пессимизм, а ощущение бесконечности в малом. Вот мы и пробуем не упустить свой шанс: фиксируем наше время как моменты вечности - в музыке, живописи, творческих акциях.

«Вещественные доказательства» существования «Дзиги» - каталог «Львів 1997» (упоминаемый проект «Весна є весна…»), набор художественных открыток «Галерея «Дзига», каталог работ детей из студии иконописи (г.Дрогобыч), аудиокассеты с записями «Піккардійської терції», также - «Вогні великого міста» - фрагмент большого проекта, автором которого является Юрий Покальчук - как переводчик и вокалист-исполнитель, проект «Є» и др. В работе - проект «Арт-бук»: оригинальные книжные издания в Украине, осуществляемый совместно усилиями «Дзиги» и Международного фонда «Відродження». Самое плодотворное сотрудничество у Центра сложилось именно с этой организацией, а также - с Народно-демократической партией, которая поддерживает многие начинания «Дзиги». Наметились и творческие контакты с Ассоциацией украинских писателей. Имела возможность наблюдать, как львовская молодежь была привлечена и вовлечена в поэтические вечера и конкурсы.

М.Иващишин: «Наши литературные вечера построены таким образом, чтобы продлить общение с автором. В нашей мини-библиотеке, к примеру, из рук в руки переходят книги Юрия Андруховича. А ведь его проза - не из «легкоусвояемой». Считаю, многие не читают потому, что отсутствует информация о новинках нашей литературы. Кроме того, довлеют стереотипы. Мы в своей практике так или иначе стараемся разрушать шаблоны провинциальности, «шароварности», которые отпугивают молодежь. Пропагандируем национальное в современных формах и высокого художественного уровня. Вовлекаем в свои акции не только молодежь, но и тех, кому «за 35», - необходимо организовывать и их досуг, а это - проблема незряшная. «Дзига» формирует круг своих «завсегдатаев», расширяя его. Так у публики воспитывается вкус, исчезают барьеры между автором и потребителем культуры. А кто сказал, что это не длительный процесс, наполненный не только творческой, но и рутинной работой? Это нам по силам. И уповать, и дождаться, чтобы общество поняло: инвестиции в культуру - веление времени».

Под конец - интересная деталь. В свое время главный архитектор Львова В.Швец «подкинул» идею: реставрировать помещение бывших мастерских на улице Армянской и создать там галерею. На реставрацию и ремонт ушел год. Таким образом «Дзига» стала членом Европейской сети культурных центров, расположенных в зданиях историко-архитектурной ценности. А в сентябре этого года «Дзига» получила диплом мэрии Львова как лучшая галерея города. Достойное применение исторической застройки уникального европейского города. Будете во Львове, приходите в «Дзигу» - улица Армянская, 35.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме