Долгая дорога домой

Поделиться
Открыта именная галерея художника Петра Оссовского «С каждым годом жизненного пути в моей душе крепла незримая духовная связь, соединяющая меня с ласковым и погожим детством...

Открыта именная галерея художника Петра Оссовского

«С каждым годом жизненного пути в моей душе крепла незримая духовная связь, соединяющая меня с ласковым и погожим детством. Часто, стоя в маленькой мастерской у окна, выходящего на юг, я устремлял свой взор туда, где в сотнях километров простираются безграничные степи моей большой родины — Украины…» За словами художника Петра Оссовского, которыми открывается его именная галерея, — не один год настойчивого воплощения идеи — возвращения на родину своими работами.

Еще в конце 1980-х он переписывался со своими земляками-маловисковцами (родился в степном городке Малая Виска), надеясь именно там открыть музей или галерею собственных произведений. Неоднократно приезжал и в Кировоград. И все как-то так получалось, что представители власти, от которых зависело принятие необходимого решения, то ли не понимали, то ли не воспринимали его идею.

Только в позапрошлом году, когда Петру Павловичу исполнилось 80, началась конкретная работа. Сейчас в Кировограде создана галерея произведений художника-земляка Петра Оссовского, действующая на постоянной основе.

Бесспорно, он, как и многие другие художники, был неотделим от своего времени и отображал эпоху, в которой жил. Но, несмотря на определенную конъюнктурность (Государственную премию СССР получил за циклы картин «Золотой Кремлевский холм», «Века проходят над Кремлем», «Солнце над Красной площадью», «Дворцовая площадь»), сумел найти свой стиль, названный искусствоведами «суровым». Им написано немало сюжетных картин, отличающихся своеобразной колористикой, а это дает возможность говорить о его творчестве как своеобразном явлении в искусстве.

В постоянной экспозиции Кировоградской галереи, открытой, кстати, в день рождения художника («Я особенно четко осознаю, что мне 18 лет... осталось до столетнего рубежа» — пошутил, выступая на открытии галереи Петр Павлович), 52 картины. Это серии работ «Мать и отец», «Славянские портреты», «Сказание о Байкале», художественные впечатления от многочисленных поездок по миру (кстати, галерея так и называется — «Мир и Отчизна»), циклы «Чехия и Словакия», «Польша», «Болгария», «Куба», «Мексика». Уже в этом году специально к открытию картинной галереи Петр Оссовский написал триптих «Степная Эллада» и «Автопортрет» на фоне степного пейзажа Кировоградщины.

— Однозначно, Петр Оссовский — выдающийся художник, — сказал краевед Владимир Босько. — В Москве выходит уникальная серия художественных альбомов «Мастера живописи», в которой представлены произведения неординарных художников всех стран и народов мира. Уже вышло 200 альбомов. Среди попавших на их страницы двое наших земляков — Петр Оссовский и Иван Похитонов. Радует, что открыта галерея первого из них, но хотелось бы иметь в городе хотя бы одну картину Ивана Павловича Похитонова. Кстати, в Украине нет ни одной монографии или исследования о его творчестве. И это парадоксально, ведь его можно назвать одним из известнейших в мире украинских художников. Именно украинских — и по происхождению, и по образу жизни, и по отношению к Украине, и по тематике картин.

Любопытно, что Похитонов после первой городской художественной выставки, состоявшейся в 1913 году, приложил немало усилий, чтобы создать в тогдашнем Елисаветграде художественный музей. Более того, он намеревался подарить этому музею все свои картины. Музей есть, но ни одной картины Ивана Павловича там нет. Конечно, если бы он мог, как Петр Оссовский, позаботиться о возвращении своих произведений на родину, то они, очевидно, были бы здесь. Но Похитонов умер в эмиграции еще в 1923 году. Теперь хотя бы о символическом представлении его творчества в родном городе должны были бы позаботиться чиновники от культуры.

А в Кировограде вообще следовало бы выработать стратегию формирования целостного представления современников о художественном наследии художников-земляков. Ведь наш город в этом плане уникален. В 1880 году при земском реальном училище (где, кстати, учились Евгений Чикаленко, Николай Садовский, Панас Саксаганский, Евгений Маланюк, Юрий Яновский) академик портретной живописи Петр Крестоносцев открыл так называемые Вечерние рисовальные классы для вольноприходящих. В сущности это была общественная школа искусств, бесплатная и доступная буквально для всех, кто хотел научиться рисовать. Она просуществовала почти сорок лет, из нее вышли многие выдающиеся художники — Осмёркин, Покржевский, Фойницкий, Нюренберг, в том числе и еврейские классики, например Сахарбер Рыбак, в честь которого в Израиле создан художественный дом — что-то вроде открытой в Кировограде галереи. Если говорить об именных музеях наших земляков, то кроме художественно-мемориального музея Александра Осмёркина, уже более десяти лет действующего в Кировограде, в Симферополе открыт музей христианской живописи Георгия Бострима, тоже, кстати, выпускника елисаветградских вечерних рисовальных классов.

Поэтому инициатива Петра Оссовского должна была бы стать толчком к системной стратегической работе по возвращению нашему городу его уникальной художественной ауры и хотя бы части произведений художников, имена которых связаны с этим краем.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме