25 ЛЕТ РОК-Н-РОЛЛА В ПЯТИ ТЕЗИСАХ

Поделиться
Я пришел на этот концерт Не затем, чтобы здесь скучать Б.Г., раннее творчество ля чего люди ходят на рок-концерты?..

Я пришел на этот концерт

Не затем, чтобы здесь скучать

Б.Г., раннее творчество

ля чего люди ходят на рок-концерты? Чтобы увидеть звезду и послушать живую музыку. Вспомнить юность и раствориться в потоке энергообмена зал - сцена - зал. Повидать друзей и просто послушать музыку. Движимый всеми означенными мотивациями, а также обещанием написать нижеследующую статью, на концерт двинул и ваш покорный слуга.

Судя по рекламе и названию, концерт во Дворце спорта 13 марта сего года представлялся мне явлением ностальгическим: дяденьки и тетеньки слушают старые песни, исполняемые на сцене взрослым Б.Г.

Но реальность всегда разрушает попытки предсказать себя: подавляющее большинство зрителей оказалось 15-летними девушками и юношами. Некоторые из них привели родителей. Когда удивление прошло, я попытался вместить новые впечатления в знакомую схему: «Greatful Dead» - легенда американской сцены - собирает уже три поколения: дедушек, пап и детей. Примерим схему к реалиям.

Б.Г. Ты забыл еще бабушек и мам.

- Как ты считаешь, вы занимаете ту же нишу, что и «The Who», «Rolling Stones» и «Greatful Dead»?

Б.Г. В ниши кладут мумий. Я не вижу «ниши, которую мы занимаем». Бывает, что мы собираемся и репетируем, но чаще мы собираемся и играем концерты.

- Для кого вы играете, для себя или для публики?

Б.Г. А для кого человек занимается любовью, скажем, мужчина с женщиной - для себя или для женщины?

Борис откидывается в кресле, закуривает и улыбается знаменитой улыбкой чеширского кота. Интервью для него - не просто беседа, а еще и фехтование - словами.

- Сколько интервью ты дал за те самые 25 лет?

Б.Г. Одиннадцать тысяч восемьсот тридцать пять. По моим подсчетам, это примерно 0,77 интервью в день. Да, нелегкая это работа...

Ко мне приходит мотив

Я подбираю слова

Б.Г., раннее творчество

- Как ты относишься к интервью - тяжелая работа или бесполезные разговоры?

Б.Г. Бесполезные разговоры. Все, что мы можем сказать, мы говорим песнями. Вспомни Пушкина, ужасно обижавшегося на издателей писем Байрона - это же личная жизнь. Но что поделаешь, нам интересно, что же происходит в голове и в жизни у «человека со сцены».

- Это называется «В постели с Мадонной». Но ведь для осмысления нетривиальной поэзии нужны какие-то зацепки-ключи и подсказки - как быть с этим?

Б.Г. Для этого существуют книги.

- А что ты читаешь сейчас - в данный момент?

Б.Г. Недавно я скупил всего Майкла Муркока, когда-либо издававшегося, и перечитываю с удовольствием.

Особенно близка нашему герою эпопея об Эльрике из Мельнибоне - тщедушном воителе. Силы Эльрика поддерживали лишь колдовские снадобья или волшебный меч. Кстати о снадобьях:

- Как ты относишься к наркотикам?

Б.Г. Я не понимаю, что человек может искать в космосе - на Земле полно дел. Кроме того, еще можно взять топор и отрубить себе голову. Кстати, не советую ни того, ни другого - болезненно и неприятно.

«Сидя на красивом холме»

Б.Г., раннее творчество

Путь, дорога - ключевые слова в стихах Гребенщикова. Дорога туда, на «красивый холм», была нелегкой и долгой. А как там, на вершине славы?

- Тяжелая ли это работа - быть Борисом Гребенщиковым 24 часа в сутки?

Б.Г. Я себя так не воспринимаю. Мне не приходит в голову называть себя так. А что, я Борис Гребенщиков?

- Да!

Б.Г. А где это написано?

Как написал тот же автор: «Здравствуй, моя смерть...»

- А ты можешь так же просто, как когда-то, зайти на концерт, в бар, на выставку?

Б.Г. Увы, нет.

- Значит, тяжело?

Б.Г. Да нет, скучно как-то.

«Но мы продолжаем петь,

Не заметив, что нас уже нет»

Что же происходит в конце века с музыкой? Сохраняет ли она то же влияние на человечество, как в 60-70-е на Западе и в 80-е у нас?

Б.Г. Нет, конечно. Но если раньше, скажем, было десять хороших групп, то сегодня сотни полторы нехороших.

- А что ты слушаешь сегодня?

Б.Г. Вчера мы закончили часов в 5 утра - так что уже сегодня - слушали Bob Dylan, Steely Span и Jethro Tull.

- Как ты относишься к цифровой музыке - техно, рэйву и т.д.?

Б.Г. Я с ней не соприкасаюсь.

- Не тесны ли для тебя рамки сцены? Ты не хочешь снять, например, кино?

Б.Г. Ни малейшего желания.

- Почему?

Б.Г. Мне нечего сказать.

- То есть, ты все говоришь песнями?

Б.Г. Да я вообще ничего не говорю! Если песня получается, моей заслуги здесь нет - это происходит помимо моей воли.

- То есть, что это - некая сила?

Б.Г. Нет, я бы не позволил никакой силе использовать себя. Это разлито в атмосфере - многие песни мог бы написать и ты. Я их записываю - и отдаю обратно. Но это происходит, если песня получается.

- Тебе не тесны инструментальные рамки «Аквариума», не хочется каких-нибудь компьютеров, семплеров?

Б.Г. Знаешь, это зависит от того, что человек делает. Кому-то и одной гитары многовато - можно одним голосом все спеть. Нам пока хватает того, что у нас есть. Если что-то понадобится - появится. Но это все средства, к цели они не имеют отношения.

Ага! Вот оно, самое главное!

- А в чем, по-твоему, цель?

Пауза. Борис задумчиво курит и смотрит в потолок. Опускает голову, на лице появляется знакомая улыбка - с ленивой хитрицой.

Б.Г. Не знаю. Если бы знал - писал бы книги по философии, а не пел бы в «Аквариуме».

Это успокаивает. Если даже Б.Г. не знает, в чем цель, нам с вами это и вовсе простительно. С другой стороны, приятно - никаких назиданий - типа «Цель это...». Спасибо.

«Где ты сейчас, с кем ты теперь»

Там же.

Каждый из нас, появляясь на свет, несет в себе нечто, что впоследствии, вступая в контакт с окружающим миром, охраняет нашу личность и фактически, создает ее, то есть каждый из нас отчасти несет на себе отпечаток окружения.

-Чем для тебя был Питерский рок-клуб, и может ли что-то подобное существовать сегодня?

Б.Г. Это было место, придуманное и созданное КГБ, чтобы не ходить в пять разных мест на концерты, а ходить в одно. Он остался в прошлом.

- Тебе никогда не хотелось вернуться в то состояние?

Б.Г. А тебе хотелось вернуться в младенчество? Снова писать в пеленки? Мне - нет.

- Ну хорошо, ты уже взрослый, а для молодежи, для начинающих музыкантов?

Б.Г. Это невозможно - что, Брежнева вернуть, что ли? Это все в прошлом, история. Историю хорошо читать, а не переживать заново.

- А писать?

Б.Г. Как раз здесь, сидя в Киеве, я закончил книгу, завтра сдаю рукопись в издательство. Это будет что-то вроде 2-го тома моих сочинений. Там есть целый кусок, аппендикс, что ли, об истории. Называется «16 лет звукозаписи».

- То есть, все же почувствовал потребность в слове?

Б.Г. Нет, просто показалось интересным запустить некоторый текст для Интернета. Я надеюсь, что это не отнимает ничего у музыки «Аквариума», а для тех, кого это интересует, будет представлять занимательное чтиво - некий Pulp Fiction.

- Скажи, приятно было вспомнить историю «Аквариума»? Ты любишь воспоминания?

Б.Г. Нет, поскольку это пустая трата времени. Человек погружается в воспоминания, когда ему нечего делать в дне сегодняшнем. Это отнимает массу энергии, которую лучше потратить на то, что происходит сегодня.

«А вода продолжает течь

Под мостом Мирабо»

Здесь, пожалуй, стоит поставить точку.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме