Понятно, что реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве давно назрели и даже перезрели. Но с чего начинать? Чем обернется привлечение в отсталый, но прибыльный сектор экономики частника, стремящегося заработать? При этом чрезвычайно важно, как будут выстраиваться взаимоотношения между населением и бизнесом, между бизнесом и муниципальной властью. Но самое главное — способна ли власть при этом отстаивать интересы населения, а не коммерческих структур. Скудный опыт показывает: уверенности никакой.
В нынешнем году Одесса начала пилотный проект реформирования ЖКХ и уже первыми шагами дала повод говорить о себе как об очередном испытательном полигоне для отработки новых схем приватизации. На сей раз — прибыльных объектов жилкоммунхоза. Начали одесские власти с самого главного — с воды. Не успело население опомниться, как сессия горсовета дала согласие на передачу в аренду сроком на 49 лет целостного имущественного комплекса коммунального предприятия «Одесводоканал» некоей коммерческой компании «Инфокс». Кстати, сами депутаты горсовета узнали об этой новости лишь дней за десять до сессии.
Невероятно, но столь важное решение власть готовила втихую, не считая нужным проинформировать горожан о деле, касающемся абсолютно всех. Теперь, когда в ответ слышится резкая критика, власть уверяет: это не что иное, как политика, ничего общего не имеющая с экономикой. И просит оппонентов не переводить данный вопрос в политическую плоскость.
Все тайное становится явным
Дело, разумеется, не в том, что политические партии и общественные организации пикетировали сессию горсовета, выступая против передачи водоканала в аренду, назвав эту операцию аферой столетия. А в том, каким образом власть решает судьбу водоканала. Это действительно похоже на сделку. И не исключено, что сделку политическую.
Известно, что в нашей стране политика определяет большинство процессов в экономике. Поэтому первый вопрос, возникающий у каждого, кто слышит новость об аренде, — кто за этим стоит? Кто стоит за фирмой, которой власть отдает водоканал? В местных оппозиционных СМИ тут же появилось сообщение, что стратегический объект передается коммерческой компании, связанной со структурами СДПУ(о). Дело в том, что бывшие президент ООО «Инфокс» Николай Лисин и вице-президент этой компании Николай Злочевский являются народными депутатами Украины, прошедшими в парламент по списку объединенных эсдеков. Именно эти фамилии фигурируют в решении Антимонопольного комитета Украины (от 5 сентября 2003 года) о даче согласия компании «Инфокс» на аренду активов КП «Одесводоканал». В нем говорится, что ООО «Инфокс» (г.Киев) действует на рынке оптовой торговли нефтью и нефтепродуктами, а также инвестиционной деятельности и связано отношениями контроля с гражданами Украины Лисиным Н.П. и Злочевским Н. В., а также такими субъектами хозяйствования, как ООО «Пари» (г. Киев), которая на протяжении 2003 г. не осуществляла деятельности, ООО «Энергосервисная компания «Еско-Північ» (г. Киев), ООО «Нибор» (г.Киев), с момента регистрации не ведущей хозяйственной деятельности, ООО «Интер-Трейд», совместно с которой осуществляет контроль над ЗАО «Ильичевский топливный терминал», выполняющим функции дирекции по строительству терминала. Согласно информации, предоставленной депутатам горсовета, «Инфокс» является крупным холдингом, контролирующим также ОАО «Херсоннефтепродукт», ОАО «Кременчугская нефтяная компания» и ряд других предприятий. Ее годовой оборот за 2002-й — более 900 млн. грн.
Одесский городской голова, которого нынче критикуют за то, что не был проведен тендер среди инвесторов, уверяет: кроме фирмы «Инфокс» и французской компании, которая до этого на протяжении двух лет вела переговоры на предмет инвестирования, а затем отказалась, никто больше интереса к водоканалу не проявил. Что же касается тайн вокруг переговоров между руководством города и фирмой «Инфокс», то Руслан Боделан утверждает, что сообщать было нечего: все то же, дескать, что и с французами. Однако город знал о французах, знал, что ведутся переговоры, — проводились пресс-конференции с их участием. Хотя об условиях передачи водоканала иностранцам тоже подробностей не было. Но тогда власть не скрывала, с кем и зачем ведет переговоры. С «Инфоксом» ситуация иная.
Распоряжение городского головы о создании инвентаризационной комиссии в связи с передачей водоканала в аренду было издано 14 августа с.г. Переговоры, разумеется, начались гораздо раньше. Однако все это время информация оставалась закрытой. Откуда такая таинственность и чего власть опасалась? Реакции общественности? Требований провести независимую экономическую экспертизу условий договора? Именно этого сегодня требует от городской власти местная оппозиция.
Аренда таких стратегических объектов, как водоканал, играющих важнейшую роль в жизнеобеспечении города-миллионника, — дело для страны новое. Чем она обернется для Одессы в будущем, не знает никто. С какими истинными намерениями пришла частная компания: вложить или только заработать — тоже до конца не ясно. Поэтому поведение власти, которая в спешном порядке провела через сессию горсовета решение об аренде, дает основания думать о самом худшем.
Тем более что ряд депутатов настаивали на необходимости хорошенько проработать данный вопрос, а уж потом выносить его на сессию. Однако власть почему-то слишком торопилась. Чтобы «протащить» решение, городской голова поставил вопрос на поименное голосование. Правда, боясь провала, он вынужден был изменить формулировки: вместо пункта «поручить городскому голове заключить договор аренды» значилось «поручить депутатской комиссии доработать дополнительные условия договора и вынести его на утверждение следующей сессии».
Но все же существенные условия договора депутатам предложили согласовать. Эти условия, теперь уже проголосованные, и стали сегодня предметом обсуждения. И хотя предложенный вариант, как уверяет власть, не окончательный, он проливает достаточно света на происходящее.
Вопросов больше, чем ответов
Соль в том, что за возможность получить инвестиции в размере 500 млн. грн. в течение семи лет город отдает компании «Инфокс» не убыточное предприятие, каким пытаются представить КП «Одесводоканал», а лакомый кусок с уже заложенными готовой сверхприбылью и ежегодными инвестициями в размере 20 млн. грн. При этом передача осуществляется по нулевой арендной ставке, поскольку городская власть решила освободить фирму от арендной платы до 2007 года и одесские депутаты за предоставление такой льготы проголосовали. Власти также намерены освободить компанию «Инфокс» и от налога на землю. И собираются, как видно из проекта договора аренды, и в дальнейшем поддерживать водоканал за счет средств бюджета и предприятий—потребителей воды.
Убеждая депутатов в необходимости передачи водоканала в аренду, Руслан Боделан еще раз акцентировал на этом внимание. «Если мы пересилим политические эмоции и примем решение, — говорил он на сессии горсовета, — то ежегодно в реконструкцию водоканала 71 млн. грн. будет вкладывать «Инфокс», 20 млн. будет поступать за счет инвестиционной составляющей, заложенной в тарифе для иных потребителей, кроме населения, и еще 10 млн. — из госбюджета. Итого — 100 млн. А через семь лет город будет получать в виде арендной платы ежегодно около 9 млн. грн. А что имеем сегодня?..».
По словам градоначальника, для обновления производства при нынешних поступлениях понадобится лет 50. Ибо старение водоканала происходит быстрее, чем восстановление. Поэтому нет другого выхода, как искать средства, а необходимо около 1 млрд. В противном случае водоканал будет доведен до полного развала.
Такова позиция мэра Одессы. Все как будто верно, но возникает вопрос, почему «Одесводоканал», который будет эксплуатировать частная компания и зарабатывать на этом прибыль, должны инвестировать бюджет, предприятия и организации — потребители воды или природоохранный фонд? Недавно местная пресса (со ссылкой на заместителя городского головы) сообщила, что из вышеназванного фонда в следующем году на реконструкцию объектов «Одесводоканала», в частности станции биологической очистки, Одесса может получить чуть ли не 25 млн. грн. Кстати, в проекте госбюджета на 2004 год на реконструкцию водоканала было заложено 10 млн. грн., но в окончательном варианте осталась общая сумма на развитие водного хозяйства ряда городов. А кому и сколько — неизвестно. Зато местный бюджет, как видно из договора аренды, будет дойной коровой водоканала — вместе с предприятиями и организациями города, которые начиная с января 2003-го и заканчивая 2007-м будут целенаправленно перечислять на его развитие около 20 млн. грн. ежегодно. Эти расходы заложены в тариф на воду, который в начале года был увеличен почти в полтора раза и составил 1,47 грн. за кубометр плюс 94 коп. за канализацию. Кстати, с 1 ноября произошло очередное повышение тарифов для иных потребителей, кроме населения, и теперь за 1 куб. м водоснабжения и водоотведения им придется платить 3,69 грн.
Включение в тариф инвестиционной составляющей власть называет вынужденной мерой, поскольку взять средства для развития водоканала было неоткуда. Но теперь пришел инвестор. Почему же промышленные потребители и, кстати, бюджетная сфера должны помогать далеко не бедной частной структуре возрождать арендуемый ею объект? Возникает и ряд других вопросов.
Инвестиционная составляющая — это ни много ни мало почти 98 млн. грн. Под эти деньги была разработана городская программа развития водоканала на период до 2007 года. Ею предусматривается, к примеру, наладить к 2005 году ежесуточную подачу воды в квартиры одесситов, сократить потребление электроэнергии на 4 %, добиться уменьшения потерь воды на 3—5 %, улучшения уровня обслуживания, повышения качества работ, надежности эксплуатации систем и так далее. Но вот что интересно. Такие же улучшения предусмотрены и планом развития водоканала, который был разработан позже и основывается уже на 500 млн. инвестиций компании «Инфокс». При этом, естественно, возникает вопрос: кто же кого в действительности будет финансировать? Если 98 млн. грн., которые будут получены от «инвестиционной составляющей», — деньги «живые» и гарантированные, то каковы гарантии вложения инвестиций компанией «Инфокс», в чем эта инвестиция будет выражаться и как оцениваться? Пока неясно. К примеру, уже звучат сомнения насчет выгодности использования стеклопластиковых труб для восстановления систем водоснабжения, которые будет использовать компания. Дело в том, что она является соучредителем завода по их производству.
И наконец, самый болезненный вопрос — тарифы. По словам городского головы, вопрос об их повышении реально будет возникать раз в год. И так будет всегда, если технически не перевооружить предприятие и резко не сократить энергопотребление. В качестве веского аргумента Р. Боделан приводит в пример мэрию Москвы, которая в течение года реконструировала все котельные города, и их КПД составил 82%, а не 20, как в Одессе.
Но если предположить, что фирма «Инфокс» действительно в ближайшее время обновит водоканал (во что мало верится), в какую сумму данная реконструкция обойдется городу и горожанам? Власть, к примеру, постоянно твердит, что «инвестиционная составляющая» предусмотрена для «иных потребителей» и населения она не касается. Но в конечном итоге высокую стоимость воды, которую покупают заводы и фабрики, оплачивает в товаре все то же население. Что же касается одесситов непосредственно, то на сессии горсовета заместитель мэра Виктор Прокопчук заявил, что фирма «Инфокс» готова подписать любое заявление о том, что на период инвестирования, то есть до 2010 года, она не будет инициировать вопрос о повышении тарифов. Правда, потом уточнил: кроме случаев, связанных с повышением цен на электроэнергию, увеличением зарплаты и пр.
Словом, какие бы аргументы власть ни приводила, а в договоре о сотрудничестве между Одесским горсоветом и ООО «Инфокс», который является неотъемлемой частью договора аренды, о тарифах все сказано четко и ясно. А именно: в случае изменений ставок платежей, налогов, минимального уровня заработной платы, других обязательных платежей и сборов, изменения цен и тарифов на топливно-энергетические материалы компания разрабатывает предложения по внедрению новых тарифов или корректировке действующих и предоставляет их на утверждение горисполкома. В случае их неутверждения горсовет принимает решение о предоставлении компании дотации. Иными словами, если не само население, то бюджет возместит фирме малейший рост затрат. А это, как известно, средства налогоплательщиков, то есть тех же самых граждан...
В общем, первая реакция одесситов на принятое горсоветом решение в основном сводится к одному: за все придется платить населению. Такой же точки зрения придерживаются не только рядовые горожане. Временная следственная комиссия Верховной Рады по проверке законности изменения тарифов на жилищно-коммунальные услуги в Одессе, которая была создана после повышения в начале года тарифов на воду, приняла решение обратиться в Генпрокуратуру с просьбой дать правовую оценку передачи водоканала в аренду.
Скрытая приватизация
По словам председателя этой комиссии, народного депутата Украины Алексея Козаченко, аренда водоканала есть не что иное, как скрытая приватизация. То есть сегодня мы наблюдаем одну из традиционных для нашей страны схем приватизации через аренду — за счет списания и приобретения имущества. Вот его аргументы.
«В договоре аренды четко сказано: все, что вложит инвестор, является его собственностью. Он вкладывает 500 млн. грн. и берет имущества стоимостью свыше 470 млн. Половина основных фондов изношена. При этом арендатору дается право списывать с баланса самортизированное имущество. Это значит, что в течение трех-пяти лет 95% основных фондов, которые числятся как собственность города, будет самортизировано до нуля. И фактически собственников всего станет арендатор или тот, кому инвестор переуступит или перепродаст право аренды на водоканал. В договоре это все прописано.
В случае прекращения или расторжения договора город должен будет возместить инвестору все затраты, понесенные им на улучшение имущества, которое нельзя будет отделить от водоканала. А как и кто будет оценивать, сколько вложил инвестор? Скажем, в замену части теплотрассы? И где бюджет возьмет потом на это средства?
Понятно, что предприятие, которое вкладывает деньги, хочет иметь максимальную степень свободы. Другое дело — власть, которая выступает второй стороной в договоре. Она не вольна поступать так, как ей заблагорассудится. Хотя бы потому, что это не ее собственность, а городской общины. Да, нужно учитывать интересы бизнеса. Но и платежеспособность населения тоже. Власть в первую очередь должна отстаивать интересы граждан, чего мы в данной ситуации не наблюдаем.
Принятие решения о передаче водоканала в аренду на сегодняшнем этапе развития экономики чревато последствиями, которые мы наблюдаем в ситуации с облэнерго или газовщиками, когда муниципальная власть не имеет никакого влияния на эти предприятия, хотя от них зависит жизнеобеспечение города. То есть мы видим, как ведет себя бизнес, цель которого — получение прибыли. И это нормально с точки зрения рынка. Поэтому в ситуации с водоканалом будет происходить то же самое. Любой бизнесмен, вложив деньги, захочет их вернуть и еще получить прибыль. Поэтому я убежден, что Одесса в течение семи лет заплатит полмиллиарда, которые будут заложены дополнительно в тарифе на воду, плюс заложенную предприятием прибыль. Ведь в договоре аренды ничего не сказано о норме рентабельности.
Причем в данной ситуации речь идет не только о гражданах Одессы. Сегодня «Одесводоканал» снабжает Ильичевск, Белгород-Днестровский, Овидиополь, Теплодар, Южный, Беляевку. Поэтому наша комиссия была вынуждена обратиться в Генпрокуратуру с просьбой дать правовую оценку данному договору. Дело еще и в том, что сегодняшние тарифы на воду, которые будут являться для арендатора базовыми, уже сформированы неверно. Эксперты, которые по заданию нашей комиссии проверяли обоснованность их повышения, пришли к выводу, что они завышены порядка на 10%. Это лишь по одной, но основной статье затрат — электроэнергии, которая в структуре себестоимости услуг составляет свыше 50%. Объясняется это тем, что в тариф водоканал заложил плановые показатели потребления воды, которые гораздо выше фактических. Объемы потребления с каждым годом снижаются. Это данные водоканала. Более того, в этих дополнительно запланированных объемах потери и неучтенные затраты воды составляют 82%. Хотя, по данным водоканала, этот показатель у них официально закреплен на уровне 41%, что тоже является одним из самых высоких в стране. В итоге в расчете на один кубометр воды тариф завышен на 6 копеек. Только, подчеркиваю, по электроэнергии. Но если детально изучать и другие затраты, то происходит примерно такая же игра с цифрами. Сказывается и несовершенство методики формирования тарифов.
Комиссия свою работу не закончила. Это лишь промежуточные выводы. Но могу сказать: то, что обнаружили эксперты, — а нюансов множество, о которых мы даже не подозревали, — свидетельствует, что жилищно-коммунальная сфера экономики прибыльна, но «умышленно» запущенна. И эту запущенность оплачивает сегодня население».
Судя по материалам комиссии, даже при старых тарифах, не покрывавших всех затрат, КП «Одесводоканал» не было убыточным, хотя в балансе за 2002 год оно и показывало убытки. По данным экспертов, те образовались в результате неправильно сформированного резерва сомнительных долгов, который был использован для списания якобы безнадежной дебиторской задолженности. Областное КРУ, как видно из акта проверки от 4 апреля 2003 года, пришло к такому же выводу. Дело в том, что безнадежные долги имеют срок исковой давности — три года и по истечении его могут быть списаны. «Одесводоканалу», как коммунальному предприятию, не было и трех лет, потому срок списания не истек. Это во-первых. А во-вторых, долги были не безнадежными. В итоге расчеты экспертов ВР показывают, что при ином подходе к долгам чистая прибыль предприятия могла бы составить ориентировочно свыше 17 млн. грн.
Вообще, долги — тема особая. Три года назад «Одесводоканал» имел статус ЗАО, потом его превратили в КП, но ЗАО не ликвидировали, оставив за ним долги водоканала. Что за долги, сколько их — покрыто мраком. Попытки парламентской комиссии проверить предприятия наталкиваются на резкое сопротивление. Кстати, как видно из акта проверки КРУ, заместители начальника КП «Одесводоканал» являлись одновременно и руководителями ЗАО «Одесводоканал». Однако установлено, что работали они в ЗАО и в КП в одни и те же часы. То есть с 8.00 до 16.30 табелировались как на одном, так и другом предприятии, что практически невозможно. Но зарплату за 2001—2002 годы в ЗАО они получили в размере свыше 54 тыс. грн.
В общем, после повышения тарифов и без того финансово стабильное и прибыльное КП «Одесводоканал» превратилось в очень прибыльное. А само резкое повышение тарифов в начале года многие теперь связывают с планами одесских властей отдать водоканал в частные руки.