Неужели простота хуже воровства?

Поделиться
Неужели простота хуже воровства? Игорь Шумило
Как восстановить финансовую стабильность и способны ли на это нынешние руководители Украины?

Хотя в последнее время доверие к экономической политике Кабинета министров и Национального банка Украины выросло, оно все еще остается очень низким. Девальвация гривни достигла угрожающего, экономически необоснованного уровня. Она уже провоцирует значительную инфляцию, которая может выйти из-под контроля и нанести еще один сокрушительный удар и по экономике Украины, и по благосостоянию ее людей.

Действия по стабилизации государственных финансов и поддержке внешней ликвидности, демонстрируемые нынче правительством, не решают главных проблем, которые порождают значительные бюджетные дисбалансы. Так, правительство не затрагивает интересы крупных финансово-промышленных групп, перекладывая основное бремя по наполнению бюджета на плечи простых украинцев, особенно путем сверхвысокой девальвации и инфляции. Как следствие, мы получим значительное снижение спроса домохозяйств, способности украинского бизнеса к инвестированию и соответствующее падение экономической активности (ВВП).

Политика и нового правительства, и нового-старого руководства НБУ все еще остается неоткрытой и непрозрачной. Поэтому громкие заявления высоких должностных лиц о валютном курсе только усиливают недоверие и провоцируют страхи и негативные ожидания. Административные действия НБУ на валютном рынке ни в коем случае не были подкреплены крайне необходимыми мерами на денежно-кредитном. А попытки обеспечить достаточную ликвидность банковской системы в этих условиях, да еще и при сохранении нескольких ставок рефинансирования, приводят только к еще большей дестабилизации валютного рынка и девальвации гривни.

В чем именно заключаются главные ошибки нового-старого руководства НБУ и какими должны быть действия Нацбанка Украины?

Главные ошибки

Первая серьезная ошибка нового руководства Национального банка заключается в том, что была допущена существенная дестабилизация валютного рынка - девальвация гривни достигла угрожающего, экономически необоснованного уровня.

По оценкам украинских аналитиков, накануне отказа Национального банка от удержания гривни практически на фиксированном уровне ее курс к доллару США был завышен приблизительно на 15% (оценка с учетом динамики роста заработной платы). Оценка, базирующаяся на индексе потребительских цен, наоборот, показывает, что гривня была даже недооценена.

Традиционно считают, что при наличии девальвационных ожиданий при переходе от фиксированного к плавающему валютному курсу возможно кратковременное дополнительное ослабление национальной валюты на 5–10% от так называемого равновесного курса с довольно быстрым возвращением к его долгосрочному тренду. Исходя из этих расчетов, при переходе к плавающему валютному курсу в условиях экономики Украины девальвация гривни должна была быть не более 10,5 грн за доллар с дальнейшим ее усилением до уровня менее 10 грн. Именно такого развития событий и ожидали большинство украинских и иностранных экспертов, особенно с учетом успешности переговоров с МВФ и четких обязательств украинской власти по выполнению договоренностей. Впрочем, на самом деле курс гривни снизился значительно больше, достигнув в конце прошлой недели отметки в 13 грн/долл.

НБУ как государственный орган, непосредственно отвечающий за проведение монетарной политики, должен предоставлять обществу имеющуюся у него аналитическую информацию согласно лучшим международным практикам. В том числе информацию о динамике реального эффективного обменного курса (РЭОК) и его влиянии на ключевые макроэкономические показатели, прежде всего на динамику внешней торговли. Однако Нацбанк этого, к сожалению, не делает, что значительно усложняет процесс оценки влияния курса гривни на платежный баланс.

Вторая ошибка - ничто так не дестабилизирует валютный рынок, как провокационные непрофессиональные заявления высоких должностных лиц. Наверное, все помнят стабилизацию гривни в начале марта на уровне около 9,4 грн/долл. И очень громкое и результативное в наихудшем смысле заявление министра финансов, что правительство закладывает в проекте изменений в бюджет на 2014 г. курс на уровне 10 грн/долл. Не прошло и несколько дней, как курс пересек эту границу и понесся дальше.

Так же, наверное, все помнят не менее результативное заявление премьер-министра - уже в начале апреля, когда при полнейшей бездеятельности НБУ курс достиг уровня 11,5 грн/долл. Тогда премьер заявил, что такой курс плюс-минус 10% отвечает экономическим реалиям - и, опять-таки, без каких-либо объяснений и обоснований. Но самой ошеломляющей частью этого заявления было утверждение премьер-министра, что курс стабилизируется только после получения в начале мая Украиной кредита МВФ. А чтобы тот факт, что девальвация и в дальнейшем будет продолжаться, поняли даже те, кто не поверил премьер-министру, через два дня своим авторитетом ее усилил глава НБУ.

Впрочем, к сожалению, когда глава НБУ и премьер-министр заявляют, что валютный курс отражает текущее реальное состояние экономики, они говорят неправду. В любом случае, не всю правду. Так же, когда господин Кубив говорит, что на ситуацию на валютном рынке влияют спекулянты и политические обстоятельства, он снова говорит не всю правду. Ведь в первую очередь на валютный курс и на валютный рынок в целом влияют некачественная и непрозрачная монетарная политика НБУ и бюджетная политика правительства.

Необходимы кардинальные изменения

Прежде всего, это переход к качественно иной монетарной политике, а именно - к публичному определению четких целей относительно инфляции на 2014 г. и на среднесрочную перспективу; провозглашению принципов монетарной политики и немедленному использованию всех имеющихся инструментов денежно-кредитной и валютной политик на достижение цели по инфляции.

Первым и самым важным шагом на этом пути должна была стать стабилизация девальвационных ожиданий и ситуации на валютном рынке. Для этого административные действия НБУ на валютном рынке нужно было подкрепить крайне необходимыми мерами на денежно-кредитном. Речь идет о повышении учетной ставки до положительного относительно прогнозируемого уровня инфляции.

Согласно объявленной главой НБУ оценке, в 2014 г. инфляцию можно ожидать на уровне 12–16%. Таким образом, уровень учетной ставки НБУ должен быть не меньше, а возможно, и значительно больше 17% (по крайней мере, до стабилизации ситуации на валютном рынке). И вообще, учетная ставка Национального банка должна быть гибкой и превышать уровень инфляции, ожидаемый на следующие 12 месяцев.

Соответствующим образом должны быть повышены как ставки рефинансирования, так и ставки по депозитным сертификатам НБУ. При этом разрыв между ними должен быть минимальным - не более 5–6 п.п.

Кроме того, НБУ должен как можно скорее внедрить четкие правила валютной политики (на данном этапе их лучше сделать публичными, но можно и оставить во внутренней, конфиденциальной форме). Основными аспектами этой политики являются, во-первых, определение параметров операционного коридора, в рамках которого Национальным банком допускается колебание обменного курса гривни (относительно доллара США или корзины валют евро-доллар); во-вторых, определение шага перехода Нацбанком на другой уровень поддержки гривни и его стоимости для НБУ.

В этом контексте необходимо публичное заявление главы НБУ о возможности изменения курса в обоих направлениях (как в сторону девальвации, так и в сторону ревальвации) и четкое обязательство НБУ не удерживать курс гривни на фиксированном уровне в дальнейшем. Интервенции относительно покупки-продажи валюты на межбанковском валютном рынке должны проводиться НБУ только перед закрытием рынка и только по курсу, который сложился на нем в этот день.

Повышение прозрачности действий НБУ требует нескольких шагов:

- регулярного информирования общества о приоритетной цели монетарной политики (обеспечения ценовой стабильности) и мер по ее достижению;

- обнародования:

– графика заседаний правления НБУ (на которых принимаются решения по монетарной политике);

– результатов рассмотрения вопросов повестки дня;

– разъяснений обоснованности принятых решений в виде пресс-релизов, протоколов заседаний и т.п.;

– ключевых документов, являющихся основой для принятия решений НБУ (например, "Инфляционный отчет" согласно принятым центральными банками стандартам);

- внедрения практики регулярных выступлений и интервью, публикации статей руководства НБУ, встреч с представителями общества (целевыми аудиториями), проведения Нацбанком конференций и т.п.;

- разработки и принятия коммуникационной стратегии НБУ;

- создания раздела "Денежно-кредитная политика", on-line-документа по инструментам денежно-кредитной политики, а в среднесрочной перспективе - базового нормативного документа "Инструменты и процедуры монетарной политики" и разъяснительного документа "Монетарная политика Национального банка Украины".

Задача для правительства

Чтобы экономика Украины смогла ответить на текущие вызовы в валютной и денежно-кредитной сферах, действия НБУ должны быть поддержаны правительством, прежде всего в бюджетной сфере.

Правительство также не должно ограничиваться провозглашением макроэкономических целей только на 2014 г. и принятием бюджета текущего года. Тем более что шаги, уже осуществленные правительством по стабилизации государственных финансов и поддержке внешней ликвидности, не решают главных проблем, порожденных значительным бюджетным дисбалансом. Ведь не задевая интересов крупных финансово-промышленных групп, они перекладывают основное бремя изменений на плечи рядовых украинцев.

Например, при формировании изменений в государственный бюджет Украины вне внимания власти остались возможности ускоренного применения норм уже принятых решений по трансфертному ценообразованию. Или, к примеру, использование имеющейся у налоговых и таможенных органов информации для выведения на свет неформальных платежей, которые осуществлялись бизнесом (особенно крупным и средним) в пользу представителей предыдущей власти. Эти средства можно было бы прозрачным образом направить в бюджет.

Кроме того, правительство могло бы значительно уменьшить расходы на государственные закупки, значительно не уменьшая при этом физических объемов самих закупок. Мы все уже неоднократно слышали цифры откатов при предыдущей власти и заявленные намерения нового руководства страны повысить прозрачность государственных закупок и конкурентность тендерных процедур, что должно существенно уменьшить коррупцию при их проведении.

Также нынешняя власть, к сожалению, не учла и предложения по введению разового налога на активы (10–15–25%?) с одновременной их легализацией (декларированием) для действительно богатых украинцев.

Реализация этих и аналогичных предложений могла бы обеспечить значительную детенизацию украинской экономики и кардинально изменить к лучшему ряд макроэкономических параметров, в том числе и бюджетных. Но вместе с тем мы видим отсутствие кардинальных изменений в бюджете на текущий год, молчание по поводу целей и задач на последующие годы, динамики бюджетных параметров (особенно дефицита бюджета) и ключевых действий относительно их соблюдения. Все это порождает значительное недоверие ко всей экономической политике новой власти.

Но такая информация тем более важна, что сегодня есть четкое понимание: существующий в Украине уровень перераспределения ВВП через бюджет слишком большой как для страны, мечтающей о высоких и стабильных темпах экономического роста. Недавно известный экономист А.Гальчинский вновь напомнил об этом в своей публикации в ZN.UA. Вместе с тем уже существующий уровень государственного долга и стоимость его обслуживания являются высокими и крайне обременительными для страны. Это ограничивает возможности маневра для власти и служит причиной высокой стоимости заимствований для нее. А значит, и для бизнеса, и для домохозяйств.

К сожалению, сознательно или нет, но властью был выбран путь лечения всех проблем и, прежде всего, большого дефицита текущего счета платежного баланса (и сокращения потребительского спроса домохозяйств) с помощью значительной девальвации гривни и, как следствие, высокой инфляции.

Власти нужны новые профессиональные лица

Кардинальные изменения в политике требуют новых людей. Назначение нового главы НБУ и нового состава Кабинета министров, их первые публичные заявления о борьбе с коррупцией, о европейской интеграции, нацеленности на глубокие структурные реформы, восстановлении сотрудничества с МВФ и существенном усилении взаимодействия с другими международными финансовыми организациями и т.п., были положительно восприняты большинством украинского общества, иностранными инвесторами, международным сообществом. Все понимали, какое тяжелое наследие оставила нам предыдущая власть, насколько ржавчина коррупции разъела государственный механизм, насколько низка способность значительного числа государственных служащих к выработке и проведению качественно новой экономической политики.

Впрочем, прошло не так много времени, а уже дали о себе знать и традиционные недостатки бывшей оппозиции - нынешней власти. Это отсутствие и большой команды на ключевые позиции в органах власти; и стратегии действий, не говоря уже о программе и подробных планах (вряд ли кто-либо действительно считает, что тот набор задач-деклараций, который был утвержден Верховной Радой, отвечает требованиям к программе действий правительства).

Кроме того, у старой-новой команды нет навыков и знаний по анализу политики. Прежде всего оценки возможных потерь/выгоды от осуществления тех или иных мер; четкого определения общественных групп интересов и эффективной коммуникации с ними; обеспечения максимально возможной общественной поддержки принятых решений, особенно непопулярных.

К этому можно прибавить склонность к популизму, правда, теперь уже не социальному, а реформаторскому. Речь идет, например, о решении о ликвидации и разделе Министерства доходов и сборов вместо его трансформации в службу по администрированию доходов и сборов под руководством Министерства финансов, или о призывах значительно, на десятки процентов, сократить численность госслужащих, не анализируя их функций, которые остаются за государственными учреждениями.

Наконец, опять можно вспомнить и громкие публичные заявления нового руководства страны о ее возможном дефолте, реструктуризации долгов, значительных объемах необходимой внешней финансовой поддержки и т.п.

При формировании Кабинета министров не были задействованы наилучшие международные антикоррупционные практики - по декларированию не только доходов, имущества, активов, но и расходов как членов правительства, так и их родных, выявлению возможного конфликта интересов и т.п. Это же касается и дальнейших назначений - заместителей министров, руководителей государственных ведомств, учреждений и предприятий, руководителей банков, членов разнообразных наблюдательных советов.

Но отсутствие прозрачности и конкурентности при выборе новых должностных лиц порождает недоверие не только лично к ним, но и к власти в целом, ее способности провести задекларированные реформы. Поэтому, очевидно, и не удивляет такая низкая производительность первой половины первых ста дней правительства. Те положительные изменения, которые сделаны, чаще всего являются результатом наработок прошлых времен, прежде всего экспертного сообщества при поддержке ряда чиновников-реформаторов.

Конечно, весомым успехом нового правительства являются проведение переговоров с МВФ и начало выполнения предварительных мер. Хотя остается под вопросом, в какой степени подготовленный меморандум является результатом предложений и наработок украинской стороны, а в какой - требований МВФ. А также то, насколько качественны заложенные в нем меры, ведь ряд уже осуществленных шагов (новая версия государственного бюджета, введение сбора с покупки иностранной валюты, отсутствие изменений в денежно-кредитной политике) вызывают немало вопросов.

Надеемся, что правительство предоставит обществу значительно больше информации о политике, заложенной в меморандуме, еще до его утверждения советом директоров МВФ, и сделает его доступным для общественности путем размещения на сайтах Кабмина и НБУ - после утверждения руководством фонда. Также надеемся, что новая власть страны наконец даст согласие на обнародование Обзора МВФ по Украине по ст. 4 за 2013 г., который был рассмотрен советом директоров МВФ еще в декабре прошлого года. Этот обзор традиционно содержит развернутый анализ экономических процессов и экономической политики в стране (поэтому еще более странно, что новая власть до сих пор не сделала этот обзор публичным).

С учетом вышеизложенного уже не удивляет то, что после значительного уменьшения от пиковых значений страховая премия за суверенный дефолт и разница между стоимостью ценных бумаг Украины и стран новых рыночных экономик все равно остались на высоких уровнях, а одно из международных рейтинговых агентств даже снизило суверенный рейтинг Украины.

Как не удивляет и то, что напряжение на валютном рынке не снижается. Даже несмотря на такие положительные сигналы, как заседание совета директоров МВФ, запланированное на конец апреля (оно открывает возможность получения значительных объемов финансирования, а это, в свою очередь, закроет потребности Украины во внешней ликвидности).

Новая власть провозглашала, что основными критериями при формировании ее команды будут порядочность, профессионализм и патриотизм. Время, чтобы подтвердить этот тезис практическими действиями, во многом и многими уже бездарно потеряно. Сейчас Украине нужны и решительные шаги, и люди, способные их сделать.

Игорь ШУМИЛО

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме