Общеизвестно, стандартный путь решения проблем отечественных предприятий лежит через министерские кабинеты. Еще лучше, если им удается получить помощь правительства или пролоббировать «под себя» закон в Верховной Раде. Предприятия — производители картона и картонной упаковки (60% из них — это малые и средние предприятия), вооружившись цифрами и фактами, тоже обращались в высокие кабинеты. Ведь картонный сегмент бумажной индустрии уже вырос из коротких штанишек (годовой оборот перешагнул 1 млрд. грн.), и у него есть шанс развиваться, обгоняя экономику страны. Тем более что в условиях стремительно растущего спроса на тару и упаковку не так-то много надо, чтобы возможности превратились в реальность: решить сырьевой вопрос и восполнить недостаток производственных мощностей.
Не получив ожидаемой реакции от чиновников, производители обратились к коллегам на Западе. И теперь будут решать свои бизнес-проблемы при содействии Европейской федерации производителей гофрокартона (FEFCO). Об этом сообщил генеральный секретарь FEFCO Вим Хуберт на международной конференции в Киеве. Разумеется, некоммерческая FEFCO не заменит правительство, но поделится своим опытом решения аналогичных проблем, а ее деловая репутация позволит отрасли подняться на другой уровень, поможет обратить на себя внимание в собственной стране.
Отрасль, которая есть
Есть реальная продукция, рабочие места, технологические наработки, есть миллионные отчисления в бюджеты разных уровней, наконец. Однако до сих пор для производителей гофрокартона и тары из него не нашлось места в государственных программах развития.
Да, сегодня спрос на картонную тару опережает предложение и будет расти дальше. Продукция уходит с колес, хотя каждый год ее производство увеличивается в среднем на 10—15%. Перспективы еще более впечатляющие — ну что такое 9—10 кг гофрокартона на душу населения Украины, если австрийцы и немцы потребляют в шесть раз больше!
Правда, если все пустить на самотек, то высокий потенциал отрасли может и не быть реализован — вот лейтмотив международной конференции «Производство гофрированного картона и гофротары», которую организовали отечественные производители под эгидой Украинской ассоциации производителей гофрокартона (УАПГ).
От реальности не уйдешь, ныне в Европе более 40% всей упаковки содержат картон или бумагу. Соответственно, судьба украинского производителя упаковки во многом будет зависеть от того, сумеет ли он удовлетворить растущие потребности в таре, обеспечить выполнение требований, предъявляемых транснациональными корпорациями и украинскими экспортерами к дизайну картонной упаковки.
Если да, то ему обеспечено завидное будущее. Заработанных денег хватит не только на потребление и налоги, но и на развитие технологий, которые, по мнению участников конференции, уже сейчас необходимы для повышения прочности картонных изделий, их влагостойкости, снижения веса, придания им огне- и биозащитных свойств… Тогда не страшны ни капризы потребителя, ни конкуренция.
На «импортную иглу»?
Иная картина вырисовывается, если таропроизводители не выдержат задаваемые клиентурой темп и качество. Ведь рынок не терпит пустоты. Все, чего не хватит внутри страны, будет компенсировано импортом (тем более что ставки ввозных таможенных пошлин сейчас нулевые для стран, подписавших с Украиной соглашение о свободной торговле). И чем большим будет отставание, тем большей в итоге окажется доля импорта на украинском рынке гофроупаковки. С учетом того, что до цивилизованного уровня потребления картонной упаковки еще расти и расти, риск потерять перспективный рынок тоже значительный.
Грустной реальностью сегодняшнего дня является то, что вот уже три года подряд темпы роста производства гофротары на 15% превышают темпы роста производства отечественного сырья для нее. По данным УАПГ, только в 2005 году из России, Беларуси, Германии, Австрии и других стран в Украину было импортировано около 60 тыс. тонн картона тарного и бумаги для гофрирования, что соответствует 14% отечественного производства этих материалов.
Такая тенденция особенно угнетает мелких и средних операторов рынка, ведь им недоступны внешние рынки. В настоящее время они производят более 20% отечественной гофроупаковки (преимущественно мелкосерийной), а могли бы гораздо больше, ведь уже сейчас ощущают сырьевой дефицит.
Большие операторы, самым крупным из которых является Рубежанский картонно-тарный комбинат (Луганская обл.) с 30-процентной долей рынка, тоже могли бы производить больше. Для этого им нужны в достаточном количестве макулатура, целлюлоза и дополнительные производственные мощности.
— Будущее отрасли Украины за вторсырьем, так как лесных угодий в стране не так много. Потребность в целлюлозе тоже может удовлетворить внутреннее производство. Скептикам советую изучить опыт целлюлозного производства Германии. При правильном лесопользовании и лесопроизводстве успешный опыт можно повторить и в Украине, если претворить в жизнь правительственную программу, предусматривающую льготы для развития отрасли, — считает Геннадий Минин, президент УАПГ.
Дело спасения утопающих
Казалось бы, нужно проявить государственный подход и засучив рукава строить перспективную отрасль, от которой, между прочим, зависит конкурентоспособность других отечественных товаропроизводителей и прежде всего экспортеров. Ныне без современной упаковки продать товар на мировых рынках нереально.
Только вот у государства не доходят руки до перспективных направлений хозяйственной деятельности. Страна живет выборами, на которые, как в песок, уходят колоссальные средства. Экономика перестала быть приоритетом правительства. Зачем? Если дыры в бюджете научились латать деньгами от продажи очередной порции госсобственности, а деньги от продаж перечислять на счет предприятий-банкротов (печально известный пример Понинковского картонно-бумажного комбината).
Так где же здесь экономика? И о каком развитии может идти речь, если спасение утопающих остается делом самих утопающих? А, между прочим, российские участники конференции, где картонная и бумажная промышленность не страдает от недостатка качественного сырья, хвалились тем, что государство еще и стимулирует отсрочкой уплаты НДС ввоз нового оборудования для предприятий отрасли… Так смогут ли отечественные предприятия противостоять российскому импорту, если ничего не будут предпринимать?
Это симптоматично, если страна, обремененная отрицательным торговым балансом, будет вынуждена не только газ с нефтью, но и тару закупать за валюту, хотя вполне могла бы зарабатывать на экспорте продукции в конкурентоспособной упаковке.
Чтобы такого не случилось, производители объединили свои усилия внутри страны в рамках УАПГ и заручились поддержкой Европейской федерации производителей гофрокартона. Теперь посмотрим, удастся ли им сообща утереть нос скептикам и повторить немецкий опыт в Украине по налаживанию целлюлозного производства. Убедить новое правительство взять на вооружение практические наработки стран Балтии, всерьез занявшись сбором бумажного вторсырья. Привить в Украине российский опыт по стимулированию ввоза современного оборудования для производства бумажной и гофропродукции.
Справка. Объем реализации гофрокартона и тары предприятиями Украинской ассоциации производителей гофрокартона в 2005 году составил около 500 млн. грн.
В УАПГ входят Рубежанский картонно-тарный комбинат (Луганская обл.), «Дунапак-Украина» (Львовская обл.), «Восток» (г. Харьков), Трипольский упаковочный комбинат (Киевская обл.), «Центр упаковки и дизайна» (г. Севастополь), «Укртара-Воланпак» (г. Киев), «Херсонтара», «Танаис» (г. Запорожье).