TRADE-IN: выход из тени. Легальный обмен старого автомобиля на новый может оживить авторынок

Поделиться
Об услуге trade-in — системе взаимозачета, при которой подержанный автомобиль клиента принимается автосалоном в качестве частичного взноса за новый автомобиль, — слышали, наверное, большинство украинцев.

Об услуге trade-in - системе взаимозачета, при которой подержанный автомобиль клиента принимается автосалоном в качестве частичного взноса за новый автомобиль, - слышали, наверное, большинство украинцев. Однако число автолюбителей, реально воспользовавшихся данной услугой, ничтожно мало. По всей видимости, это связано как с особенностями менталитета нашего народа, так и с реально существующими законодательными пробелами в плане обеспечения функционирования рынка подержанных автомобилей. Впрочем, уже в текущем году ситуация может кардинально измениться, а trade-in - стать тем локомотивом, который вытянет автомобильный рынок Украины из состояния стагнации.

Авторынок: надежды на пробуждение

Отечественный рынок легковых автомобилей переживает далеко не лучшие времена. Откровенно провальный 2009 год и далеко не оптимистичный 2010-й опустили Украину с седьмой на 15-ю позицию по объемам автомобильного рынка в Европе. Напомним, в 2010 году рынок новых легковых автомобилей в Украине насчитывал 162595 единиц - прирост составил всего 0,19% по сравнению с наиболее кризисным 2009 годом.

2011 год участники рынка встретили более обнадеживающими результатами. Итоги января нынешнего года даже превзошли их ожидания. Усилиями всех операторов удалось реализовать 11,2 тыс. автомобилей, что на 50% больше, чем в январе прошлого года. Успех первого месяца настроил рынок на оптимистический лад. Участники украинского рынка легковых автомобилей ожидают, что тот отложенный спрос, который формировался на протяжении двух лет, наконец-то будет реализовываться, и прогнозируют в 2011-м по сравнению с 2010 годом рост продаж на 15-25% - до 200-230 тыс. единиц.

Результат января во многом был обеспечен активизацией автокредитования. Ликвидность банков уже позволяет им серьезно заниматься кредитами. Кроме оживающего автокредитования, локомотивом рынка автомобилей в текущем году достаточно неожиданно может стать Налоговый кодекс, в котором, помимо неприятных нововведений для мелкого частного бизнеса (косвенно негативно сказавшиеся на всех рынках страны, в том числе и автомобильном), содержится и ряд позитивных положений. В частности, кодекс фактически легализует в Украине широко практикуемую во всем цивилизованном мире систему продаж trade-in.

История trade-in в Украине

На Западе все подержанные автомобили продаются или на автомобильных аукционах или по системе trade-in. В Украине же подавляющее число владельцев сами пытаются продать автомобиль, помещая объявление на интернет-сайтах, в печатных изданиях или выставляя машину на автомобильном рынке. Впрочем, по мере становления цивилизованных отношений на авторынке Украины, спрос на услугу trade-in заметно вырос. На первый взгляд, trade-in очень удобная система. Для потребителя в ней все понятно и просто. Пришел в автосалон, выбрал себе новый автомобиль, сдал старый, доплатил разницу и уехал на новенькой машине.

Но реально до вступления в силу Налогового кодекса официально работать по схеме trade-in было неинтересно и автосалонам и их клиентам. Торговать в Украине подержанными автомобилями легально, через автосалоны, вообще было невыгодно. Связано это было с определенными коллизиями в украинском законодательстве.

Основная проблема, на которую сетовали трейдеры, заключалась в необходимости уплаты НДС с полной стоимости автомобиля. Кроме того, ставка налога с дохода физических лиц при продаже авто через автосалоны составляла 15% от его стоимости, уплату которых клиентом должен был контролировать автосалон как налоговый агент.

В результате услуги trade-in как таковой в Украине не существовало. Было просто красивое иностранное название, под которым каждый автодилер подразумевал собственный набор услуг. При этом для реализации подержанных автомобилей и одиночные продавцы и автосалоны вынуждены были использовать пробелы в законодательстве. Как правило, оформлялась сделка между двумя физлицами. То есть юридически в сделке салон не участвовал, чтобы не платить абсолютно невыгодный двойной НДС. Сами же сделки чаще всего проводились через биржевые договора. Причем, как правило, цена автомобиля указывалась в районе 100-200 грн. Чем, естественно, продавцы вызывали небезосновательный и далеко небезопасный гнев налоговых органов. Запрет биржевых сделок в прошлом году мало что изменил в самой идеологии торговли подержанными автомобилями. Люди, естественно, нашли другие схемы оформления продаж, минимизирующие убытки.

В принципе граждане Украины один раз в год имели право продать автомобиль и без оплаты подоходного налога, но при условии оплаты госпошлины в 5%, однако эти 5% исчислялись уже от суммы, указанной в акте оценки автомобиля. То есть 5% от оценки получалось больше, чем 15% от тех 100-200 грн., что люди заявляли, регистрируя продажу на бирже. Кроме уплаты госпошлины, существовал вариант уплаты 1% от суммы договора купли-продажи, заверенного нотариально. Однако нотариусы для расчета пошлины также использовали акт оценки. Именно по этим причинам данный вариант также скончался, практически не начав работать.

Нельзя утверждать, что абсурдность положения никто не замечал. Ситуация не устраивала ни налоговые органы, ни автосалоны, ни клиентов. Однако многочисленные законопроекты, направленные на урегулирование налогообложения при осуществлении схемы trade-in, далее первого чтения в отечественном парламенте почему-то не проходили.

Другой немаловажной причиной, по которой автодилеры не спешили внедрять схему trade-in, является необходимость замораживания средств. Пока зданный на trade-in автомобиль не продался, сумма, в которую его оценили, «зависает». По словам участников рынка, срок продажи машины средней ценовой категории составляет от двух недель до трех месяцев. При этом реализация б/у автомобилей еще и достаточно затратный процесс. Во-первых, нужно место, чтобы их хранить. Во-вторых, нужен персонал, который будет заниматься подачей объявлений в Интернет и в печатные издания, снятием автомобилей с учета в ГАИ и собственно продажами. В-третьих, необходим автосервис, так как очень часто старые машины находятся в «убитом» состоянии. У дилеров, как правило, есть свой сервис, специализирующийся на определенной марке авто, но обслуживать другие марки часто оказывается накладно и неоправданно дорого.

«Тех, кто занимался этим бизнесом в 2010 году официально, было не так много. Год был очень сложным, и не каждый дилер мог позволить себе вынуть из оборота определенную сумму денег, - рассказал Максим РАБИНОВИЧ, директор департамента корпоративного и стратегического развития концерна «НИКО». - В основном люди оставляли автомобили недорогие и среднего класса. Да и забирать дорогие автомобили, срок оборачиваемости которых достаточно большой, автосалоны тоже не спешили».

Шаг из тени

Новый налоговый кодекс решил две основные проблемы, препятствующие развитию trade-in в Украине. В частности, теперь предприятия, которые осуществляют розничную продажу авто, при реализации таких автомобилей будут выплачивать НДС только из разницы, полученной в результате купли-продажи автомобиля, то есть с прибыли.

Кроме того, ставка налога с дохода физических лиц установлена на уровне 1% от стоимости авто при продаже одного автомобиля за год и 5% - при реализации более чем одного автомобиля за год. Автосалон получает право самостоятельно без привлечения нотариуса как налоговый агент контролировать уплату физическим лицом 1% налога от стоимости авто и выдавать ему справку-счет.

Плюсы и минусы trade-in

На сегодня программы trade-in предлагают лишь отдельные игроки украинского авторынка. По оценкам экспертов, целенаправленно развивают услуги trade-in компании «Автомобильный дом «Украина-Мерседес-Бенц», «ВиДи Групп», Группа компаний «НИКО», «Тойота Центр Киев «Автосаммит». В этих компаниях работают отделы, специализирующиеся на приеме и продаже б/у автомобилей. Кроме trade-in, такие подразделения принимают автомобили с пробегом на комиссию и оказывают другие услуги. Впрочем, о предоставлении услуг trade-in заявляют еще порядка десяти компаний.

Интерес к программам trade-in в Украине постепенно растет. «Спрос на данную услугу за последний год существенно увеличился по сравнению с предыдущим периодом, - подтверждает тенденцию Максим Рабинович. - Программы trade-in привлекают клиентов надежностью проведения сделок купли-продажи в официальных дилерских центрах, а также возможностью экономии личного времени благодаря быстрому решению всех организационных вопросов, связанных с продажей старого автомобиля. При этом покупателям доступны различные дополнительные сервисы. Например, желающим приобрести новую машину в кредит стоимость б/у автомобиля засчитывается как первый взнос».

Однако главное, что дает trade-in автолюбителю, это экономию времени и нервов. Процедура оценки старого автомобиля, как правило, занимает лишь несколько часов, причем каждый дилер в этих вопросах придерживается индивидуального подхода. Попытки внедрения зарубежных программ оценки б/у авто на украинском рынке, подверженном значительным колебаниям цен, пока себя не оправдали. Дилерам приходится постоянно отслеживать цену конкретных моделей на вторичном рынке. Представленные в салонах дилера марки, как правило, оцениваются дороже, а постоянным клиентам часто предлагаются более выгодные условия как продажи, так и покупки.

Главный же недостаток системы trade-in, на который традиционно указывали потенциальные клиенты, а именно - серьезное занижение оценочной цены, по словам дилеров, уже ушел в историю. «Разница между оценочной стоимостью автомобиля при его сдаче по схеме trade-in и его рыночной ценой на сегодняшний день небольшая, - утверждает Максим Рабинович. - Если говорить о классическом trade-in как услуге, помогающей автосалону продать новый автомобиль, то в среднем классе (в котором обычно и работает данная схема) речь идет о разнице в 300-500 долл. Если у предприятия есть еще цель заработать на этом автомобиле, то соответственно это может быть 1-2 тыс. долл. Давно нет той разницы в 20-30%. Это уже история. С каждым годом эта услуга набирала все больше оборотов и становилась цивилизованней и дешевле. Клиентам эта услуга очень выгодна, и те 300 долл. разницы по сравнению с рынком их совершенно не пугают. Мы открыто объясняем, откуда берется такая цена. Мы проводим техническое обследование автомобиля, готовим его к продаже, он стоит у нас на площадке. Кроме того, в любом случае мы платим НДС, платим налог 1%. По сути, эти 300 долл. для нас являются лишь компенсацией предоставляемых клиенту услуг. Мы не ставим цель зарабатывать на данной услуге. Наша главная задача - продажа нового автомобиля».

В свою очередь новый хозяин принятого по trade-in подержанного автомобиля также получает ряд существенных преимуществ. Официальный дилер минимизирует риски, связанные с техническим состоянием и юридической историей, так как продает автомобили, снятые с учета и проверенные на своей СТО. Такие технические риски, как неисправность автомобиля, легко выявляются и по желанию клиента устраняются на фирменном сервисе. Юридические риски, которые могут быть связаны с приобретением автомобиля, не прошедшего должного таможенного оформления или находящегося в розыске, также исключаются сотрудниками отдела trade-in.

При приобретении подержанного автомобиля через автосалон покупатель, так же, как и при покупке нового авто, должен заплатить отчисления в Пенсионный фонд и налог на регистрацию. При этом с 2011 года не нужно будет платить транспортный сбор, который вошел в акциз на бензин.

Перспективы

По всей видимости, цивилизованный формат работы trade-in позволит оживить салонные продажи и на рынке новых автомобилей. По оценкам участников рынка, около 10-15% нынешних автовладельцев, желающих приобрести новое авто, наличие легальной и недорогой услуги trade-in подтолкнет к покупке в салонах. Особенно велик потенциал реализации автомобилей трех-, пятилетней давности. Учитывая, что автомобильный бум в сегменте новых авто в Украине пришелся на 2003-2008 годы, компании могут неплохо подзаработать на вторичной перепродаже этих автомобилей. Автомобильные эксперты утверждают, что потенциально дилеры уже сегодня способны реализовывать по системе trade-in до 30% автомобилей, тогда как в прошлом году с помощью данного инструмента салоны продали от силы 5%.

Как показывает российский опыт, официальный рынок увидел двукратное увеличение продаж в течение первого года после принятия закона, легализующего trade-in. Сейчас каждый четвертый автомобиль в Москве продается по этой схеме. Скорее всего, украинские результаты введения системы trade-in будут близкими к российским.

Впрочем, по мнению самих участников рынка, резкого увеличения продаж по системе trade-in в 2011 году не будет. Нужно определенное время, чтобы люди об этом узнали, привыкли к этой мысли, для того чтобы операторы рынка начали данную услугу продвигать официально. Нужно время для формирования спроса (уже официального), подготовки инфраструктуры и т.д. Однозначно будет мешать финансовое состояние дилеров. Не все дилеры смогут внедрять эту услугу достаточно активно. В 2012 году структура рынка потихоньку начнет выравниваться в сторону официального trade-in. В любом случае схема trade-in является одной из основополагающих сфер рынка автомобилей в большинстве стран мира, и Украина (рано или поздно) не будет исключением.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме