Тарифная недоговоренность. Впервые за пять лет крупный оператор отключил от своей сети коллег по рынку

Поделиться
Противоречия между крупными и мелкими игроками украинского рынка мобильной связи вылились в открытый конфликт...

Противоречия между крупными и мелкими игроками украинского рынка мобильной связи вылились в открытый конфликт. Первого марта УМС заблокировала доступ к своей сети для украинского «Голден Телекома». Правда, без возможности звонить друг другу абоненты обоих операторов не остались: связь между сетями была организована с помощью «транзитных маршрутов пропуска трафика».

Подобных попыток крупных операторов действовать по «праву сильного» на рынке не наблюдалось уже пять лет — с тех пор, как альтернативных операторов отключал «Укртелеком». Тогда эксперты усматривали проблему в авторитаризме и заполитизированности руководителей госоператора. Сегодня речь идет о кардинальном переделе рынка в пользу крупных игроков, который уже прогнозировался «ЗН» (№46 от 2 декабря 2006 года)…

По информации «Голден Телекома» (ГТ), в 00.31 1 марта средства технического мониторинга компании зафиксировали блокирование доступа к сети УМС. Общественность узнала об этом из пресс-релизов обеих компаний; абоненты серьезных проблем с дозвоном не испытали.

Причиной приостановки доступа компании «Голден Телеком» к мобильной сети УМС в непосредственных точках взаимосоединения сетей компаний стало расторжение с 1 марта с.г. договора на взаимоподключение сетей и предоставление телекоммуникационных услуг между ООО «Голден Телеком» и ЗАО «Украинская Мобильная Связь». По данным УМС, инициатива расторжения договора в одностороннем порядке исходила от ГТ. По данным «Голдена», УМС затянуло переговорный процесс по заключению нового договора до фактического истечения срока действия старого. Факт тот, что компании не смогли договориться по вопросам стоимости интерконнекта.

Сегодня, по информации ГТ, минута звонка из сети УМС на фиксированную сеть компании стоит 18 коп. Минута же звонка из фиксированной сети ГТ на сеть УМС стоит 50 коп. (в УМС, правда, упрекнули коллег в разглашении конфиденциальной информации о ставках доступа). При звонках на мобильные телефоны у компаний есть тарифный паритет: обе платят друг другу по 50 коп.

С «Киевстаром» у «Голдена» конфликта пока не возникло, поэтому повода разгласить ставки доступа между этими компаниями не было. Тем не менее, переговоры между этими двумя компаниями еще далеки от завершения.

«Голден Телеком» в подобной ситуации не одинок. По информации руководства ЗАО «УРС» (ТМ «Билайн Украина»), озвученной на встрече с журналистами в начале февраля, компания платит ведущим операторам за минуту звонка на их сети 12 центов (60 коп). По данным гендиректора «Билайн Украина» Сергея Миронова, ставки интерконнекта в отношении Beeline симметричны: за минуту доступа к ее сети компании платят столько же, сколько она платит за минуту доступа к их сетям. По неофициальным данным, 50 коп. платит за это и ЗАО «Астелит» (ТМ life:).

Для сравнения: в ряде тарифных планов УМС стоимость минуты звонка в любом направлении составляет от 29 до 50 коп. (в том числе без платы за соединение). У «Киевстара» также есть тарифные планы с конечной стоимостью минуты межсетевого звонка в 30—35 копеек. То есть, как и прогнозировали эксперты «ЗН», крупные операторы снизили свои тарифы до значений, меньших чем стоимость интерконнекта.

У небольших мобильных операторов мало конкурентных возможностей для реагирования на такую тарифную политику. Эксперты сходятся во мнении, что, например, тариф в 50 коп. за минуту межсетевого звонка в тарифных планах life:) — дотируемый компанией. Равно как и тариф 29 коп. в тарифном плане «29» от «Билайн».

Не будем подробно расписывать скрытые дополнительные расходы абонента, содержащиеся в подобных тарифных планах обоих операторов. Результат все равно один: попытки небольших операторов устанавливать конкурентоспособные тарифы оборачиваются катастрофическим снижением их доходности. Вплоть до убыточности, как у «Астелита». А попытки инвесторов этих компаний дотировать конкурентоспособные тарифы приводят к демпинговой ситуации.

Кстати, украинские CDMA-операторы, как правило, привлекают клиентов низкими тарифами на звонки на сети фиксированных операторов, в то время как звонить на мобильные сети их абонентам приходится по государственным «предельным тарифам» (примерно вдвое выше стоимости интерконнекта).

В «Голден Телекоме» с крупными операторами попытались договориться. Информацию о ходе переговоров с «Киевстаром» обе компании не разглашают. А с УМС события развивались следующим образом.

После того, как НКРС снизила с 1 ноября 2006-го предельный тариф для звонков с фиксированных сетей на мобильные на 20%, «Голден Телеком» обратился к УМС с предложением пересмотреть расчетные таксы. Оператор предложил единую ставку — 30 коп. за минуту в обе стороны, как для фиксированной, так и для мобильной сети. В конце декабря 2006-го ГТ направил ЗАО «УМС» соответствующий проект договора о предоставлении телекоммуникационных услуг. В качестве обоснования данного тарифа ссылались на анализ открытой финансовой отчетности ОАО «МТС» (собственника УМС), согласно которому расчетная ставка за доступ на сеть УМС начиная с четвертого квартала 2006 года не должна превышать 0,3 грн. за минуту трафика.

В УМС навстречу не пошли. Там посчитали, что самостоятельный расчет «Голден Телекомом» доходности минуты трафика УМС является некорректным, «так как сегодня в Украине отсутствует единая методика расчета себестоимости телекоммуникационных услуг». Действующие ставки, по мнению УМС, были рассчитаны «в строгом соответствии с требованием Закона «О телекоммуникациях», и в настоящее время нет причин их пересматривать. Кроме того, представители УМС утверждают, что используют единые ставки доступа к своей сети для всех операторов, и не видят смысла отказываться от этой политики.

Первого февраля с.г. обе компании встретились за столом переговоров, однако безрезультатно. «Голден Телеком» решил обратиться к посредничеству Национальной комиссии регулирования связи. Напомним: согласно статьям 57 и 61 Закона Украины «О телекоммуникациях», комиссия обязана вмешиваться в споры между операторами по вопросам взаимоподключения сетей, если операторы не достигают соглашения и один из них обращается к госоргану.

23 февраля состоялись уже трехсторонние переговоры, которые к разрешению спора тоже не привели. НКРС заняла нейтральную позицию, ограничившись составлением протокола встречи и протоколов разногласий.

С одной стороны, НКРС, согласно статье 18 Закона «О телекоммуникациях», должна устанавливать порядок взаиморасчетов между операторами. Однако на сегодняшний день соответствующий документ комиссией еще не разработан, и порядок взаимоподключения сетей регулируется приказом НКРС №155 от 8 декабря 2005 года «О взаимоподключении сетей». Там сказано, что ставки взаиморасчетов являются предметом договорных отношений между операторами. Так что формально у НКРС есть основания как умыть руки в этом конфликте, так и вмешаться.

Согласно норме закона, НКРС должна принять решение в течение месяца (т.е. до 23 марта). «Голден Телеком» выразил также намерение обратиться по этому поводу в АМКУ. Причем, после первомартовского отключения в компании лишь укрепились в этой мысли: по мнению ее представителей, попытка УМС удержать ставку доступа внутри Украины на уровне 50 коп. свидетельствует о намерении блокировать развитие малых и средних операторов, что является проявлением монополизма.

Если Антимонопольный комитет признает УМС доминирующим оператором, тарифы на доступ к его сетям попадут под регулирование НКРС. Председатель АМКУ Алексей Костусев заявил на недавней пресс-конференции, что возглавляемый им орган тщательно изучит ситуацию на рынке мобильной связи и сделает соответствующие выводы.

Тем не менее, 1 марта, в день, когда фактически истек срок действовавшего между компаниями договора, УМС пошла на отключение всей сети «Голден Телекома». Стороны конфликта выражают намерение идти до конца. ГТ, который не может позволить себе работать в убыток, будет добиваться от НКРС и АМКУ решений, которые изменят ситуацию в его пользу. Там также не против привлечь к этим обращениям других небольших операторов. УМС тоже не собирается создавать прецедент уступок небольшому оператору.

Компании обвиняют друг друга в неуважении к абонентам. Но абоненты, в отличие от событий 2002 года, как раз отключения и не заметили. Сегодня трафик между УМС и ГТ идет транзитом, через сети зарубежных операторов. По неофициальной информации технических специалистов обеих компаний, условия подключения к сетям УМС международных операторов иногда настолько мягче, чем условия для отечественных компаний, что «гнать» трафик через Европу для ГТ даже выгоднее, чем напрямую.

Данный конфликт имеет еще несколько причин и следствий. По времени он совпал со сменой руководства УМС: компанию возглавили менеджеры из московского офиса «МТС». На презентации планов УМС на текущий год президент «МТС» Леонид Меламед провозгласил стратегию «монетаристского подхода» — комплекса мер, направленного на повышение рентабельности бизнеса.

Грубо говоря, перед новым руководством поставлена задача выжать из рынка все возможное, чтобы обогнать главного конкурента если не по доле, то хотя бы по общей финансовой эффективности. Поэтому ни отказываться от довольно значительных доходов от интерконнекта, снижая ставки, ни уж тем более поддаваться давлению «малых сего рынка» новое руководство, прибывшее в Киев из гораздо более жестких рыночных реалий, не станет.

У «Голден Телекома» вряд ли хватит рычагов влияния, чтобы «передавить» УМС в одиночку. Надежда на пиар. Например, использовать довольно значительный негатив по отношению к УМС, накопившийся на рынке. Или объединить под своими знаменами малых операторов, сталкивающихся с такими проблемами. Правда, чтобы остальные операторы поддержали ГТ чем-то более действенным, нежели совместные декларации, например, общим пиар-бюджетом, нужно, наверное, чтобы УМС поотключало и их.

Призрачна и надежда на госрегулятор и АМКУ. Как правило, крупному бизнесу легче договориться с государством, чем небольшим компаниям — стоит лишь напомнить о налоговых отчислениях в бюджет… Поэтому, скорее всего, подтвердится самый пессимистичный прогноз: мелкие операторы будут вытеснены с рынка и, в лучшем случае, останутся в своих небольших нишах.

Когда верстался номер. Национальная комиссия по вопросам регулирования связи (НКРС) в четверг обратилась с письмом к ЗАО «Украинская мобильная связь» (УМС), одному из крупнейших операторов мобильной связи страны, с просьбой незамедлительно восстановить доступ к своей сети потребителей ООО «Голден Телеком».

Как сообщил агентству «ИнтерфаксУкраина» источник, близкий к НКРС, Нацкомиссия в письме апеллирует к озвученному 23 февраля в ходе переговоров между двумя операторами при участии НКРС заверению представителей УМС, что предоставление телекоммуникационных услуг для потребителей «Голден Телекома» не будет приостанавливаться.

По его словам, это было также зафиксировано в совместном протоколе встречи.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме