СТАБИЛЬНОЕ ПОДОРОЖАНИЕ В ТЕЧЕНИЕ ГОДА ЦЕНЫ НА АВТОМОБИЛИ БЫЛИ «СТАБИЛЬНЫМИ», НО ПОКУПАТЕЛИ ЖАЛУЮТСЯ НА ПОДОРОЖАНИЕ…

Поделиться
Авторынок Украины в 2003 году не испытывал существенных потрясений — законы, регулирующие эту отрасль, не изменялись, операторы рынка развивались довольно синхронно, конкуренция была прогнозируемой...

Авторынок Украины в 2003 году не испытывал существенных потрясений — законы, регулирующие эту отрасль, не изменялись, операторы рынка развивались довольно синхронно, конкуренция была прогнозируемой. Однако имеется еще несколько факторов, которые определяли ценовые колебания на рынке.

В ожидании новых пошлин

Один из главных факторов, повлиявших на цены, — ожидание увеличения пошлин на ввозимые автомобили. Закон, предполагающий повышение ставок таможенных пошлин на новые и подержанные автомобили, обсуждался в парламенте на протяжении всего года. Осенью он даже был принят в первом чтении. Благодаря этому спрос на автомобили держался на довольно высоком уровне, что позволяло автодилерам не стремиться к минимизации цен. А в конце года этот фактор вообще вызвал огромнейший всплеск продаж на авторынке.

Впрочем, закон так и не приняли, ставки пошлин не изменились. Так что и в 2004 году данный рыночный раздражитель по-прежнему будет стимулировать продажи и держать цены в тонусе.

Цена в евро плюс издержки конвертации «зелени»

Одним из самых существенных факторов влияния на стоимость новых автомобилей в 2003 году стало колебание курса евро по отношению к доллару и гривне. Так, если в начале года за 1 евро давали 5,8 грн., в середине — 6,2 грн., то в конце 2003-го — уже 6,8 грн. Дело в том, что отечественный авторынок очень сильно зависит от европейского. Ведь большинство продаваемых в Украине иномарок — европейского производства (в том числе японских и американских марок). Соответственно, привязка цены большинства импортных автомобилей осуществляется к единой валюте Старого Света. В то же время оплата при покупке автомобилей в украинских автосалонах реализуется в гривнях, в пересчете с евро на день платежа. Поэтому, если в начале года за автомобиль, оцениваемый в 10 000 евро, покупатель платил 58 000 гривен, то в июне — 64 000, а в декабре — уже 66 000 гривен! Если для покупки машины покупатель собирал деньги в долларах, рост курса евро также негативно отразился на конечной цене. Ведь если для покупки этой же машины в первом случае покупатель должен был обменять 10,9 тыс. долл., то в июне — 12 тыс. долл., а в декабре — уже 12,4 тыс. «зеленых». Таким образом, вроде бы стабильная цена на автомобиль для многих украинцев реально выросла на 10—13%.

За что купил, за то продал

На рынке подержанных автомобилей также заметно увеличение цен. Дело в том, что структура рынка подержанных автомобилей на протяжении года все больше смещалась в сторону перепродаж машин, уже эксплуатировавшихся в нашей стране. Цены на них оставались стабильными. Но на авторынке присутствуют также иномарки, недавно ввезенные в страну. Правда, их количество в несколько раз меньше рынка внутренних перепродаж, зато спрос на них высок. Размеры платежей при растамаживании автомашин рассчитываются в евровалюте. При этом полулегальные методы растаможки, позволяющие не уплачивать часть платежей при ввозе автомобилей, в 2003 году перегонщикам удавалось задействовать очень редко. Таким образом, появляющиеся на автобазарах «свежеввезенные» автомобили предлагались по ценам выше, чем ранее.

Еще один аспект — большинство операций по купле-продаже подержанных автомобилей на автобазарах осуществляется в долларах. И если кто-то покупает новую машину взамен старой, то ситуация — явно не в его пользу. Он продает старую машину на рынке и получает за нее американские доллары, новую же вынужден покупать в пересчете на евро. В некоторых случаях доходит до парадоксов: автомобилист два года назад купил новый европейский автомобиль за 12 тыс. долларов и сегодня при продаже уже подержанного авто получает точно такую же сумму. Есть в этом и досадный нюанс: за эти деньги новую машину аналогичного класса ему купить уже не удастся… Таким образом, цены подержанных двух-трехлетних машин «подтягивались» к цене новых машин, то есть дорожали.

Квоты и дешевые кредиты

Еще одна причина, способствовавшая спокойному отношению потребителя к постепенному повышению цен, — возможность покупки в кредит. Беспроблемное получение недостающих денег на покупку авто делало покупателей менее восприимчивыми к цене. Так, покупатель, рассчитывающий ранее купить подержанную машину, с использованием кредитных денег покупал уже новую. Остальные тоже легко соглашались на более дорогое приобретение, нежели сделали бы это, не имея кредитных денег.

Самые доступные автомобили, представленные на украинском рынке, также несколько подорожали (см. таблицу). Речь идет о ЗАЗах, ВАЗах и Daewoo. Почти все перечисленные машины производятся в Украине, поэтому их цены зависят в основном от внутренних факторов. Стоимость автомобилей, выпущенных на Запорожском автомобилестроительном заводе, возросла из-за повышения затрат на закупку комплектующих. А вот российские ВАЗы дорожали совсем по другой причине. Дело в том, что на российские автомобили с двигателем рабочим объемом 1,0—1,5 л введено квотирование, размеры которого значительно меньшие, чем потребности рынка. Вместе с тем ряд украинских автозаводов производит крупноузловую сборку ВАЗов, а российское предприятие недостаточно ритмично поставляет комплектующие к ним. Соответственно, спрос значительно превышает предложение, что дает возможность автотрейдерам «накручивать» цены. Впрочем, цены на ВАЗы, похоже, уже повышать некуда — многие потенциальные покупатели отказались приобретать эту машину в пользу Daewoo и ЗАЗов.

Таким образом, практически во всех сегментах авторынка покупатели почувствовали повышение цен. Хотя дилеры говорят: подорожания не было!

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме