Шиворот-навыворот. Медицинские и просветительские меры борьбы с табакокурением подменяются борьбой с легальными производителями сигарет

16 сентября, 2005, 00:00 Распечатать Выпуск № 36, 16 сентября-23 сентября 2005г.
Отправить
Отправить

Мы живем в стране, Где для многих закон не писан, А если писан, то не читан, А если читан, то не понят, А если понят, то не так...

Мы живем в стране,

Где для многих

закон не писан,

А если писан, то не читан,

А если читан, то не понят,

А если понят, то не так.

(Из кулуаров Верховной Рады)

Борьба с табакокурением, безусловно, дело государственной важности. Однако бороться и использовать лозунг борьбы — это все же две большие разницы. Так у нас борются или делают вид, решая собственные задачи и набирая очки перед избирателями?..

Попытка — не пытка

Под купол Верховной Рады опять пытаются внести на рассмотрение законопроект, который уже был отклонен нынешним составом народных депутатов. Нет, название, конечно, изменили. Теперь он называется «О мерах по предупреждению и уменьшению употребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения» и носит №6328. Но его статьи почти полностью воссоздают положения проекта закона «Об охране здоровья населения от вредных последствий употребления табачных изделий» (регистр. №3237-1), который в ноябре 2004 года рассматривался парламентом в повторном втором чтении и был отклонен из-за наличия в нем положений, которые могли привести к коллизиям, спорам и несогласованностям, прежде всего с нормами Закона «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий».

Есть желающие писать, нет исполнителей

Нетрудно предположить, что комитет ВР по вопросам охраны здоровья, материнства и детства, проталкивая свой законопроект, опять будет «бомбить» сессионный зал убийственной, но, кстати, не подтвержденной расчетами статистикой об экономическом ущербе, который наносит табакокурение государству. Однако эта неподтвержденность не помешает вылить еще один ушат грязи на производителей табачных изделий. Хотя отрасль работает абсолютно легально, в четком соответствии с действующим законодательством, стабильно производя значительные налоговые отчисления в госбюджет.

И потом, если все борются, а результатов нет, то может пора менять методы борьбы, например, позаимствовав мировой опыт? Тем более что Украина более года назад подписала Рамочную конвенцию Всемирной организации здравоохранения по контролю над табаком. Увы, заняться ее ратификацией некому. Те, кто должен бы этому содействовать, увлекся собственным законотворчеством.

До смешного доходит. Вчерашний председатель комитета ВР по вопросам охраны здоровья, материнства и детства, а ныне министр здравоохранения Николай Полищук, представляя законопроект №6328 в апреле текущего года, не без удовлетворения заявлял: «На запрет и ограничение курения среди населения, в частности среди детей и молодежи, направлены положения, запрещающие продажу табачных изделий лицам, не достигшим 18-летнего возраста». Имеется в виду статья 13 законопроекта.

Воистину «грандиозное» достижение законотворческой мысли, учитывая, что подобное ограничение уже не один год красуется в отраслевом законе о государственном регулировании. Ясно, от того, что вопреки логике законотворчества эффектный запрет будет продублирован еще в одном законе, ситуация не изменится. Школьники продолжат уроки курения, а учителя по-прежнему откажутся это замечать, а то и поддержат им компанию.

Если уж действительно давать бой табаку, то нужен не еще один закон, а четкое исполнение уже написанного. Ведь действующий закон о госрегулировании уже содержит в себе 80% мероприятий, предусмотренных Рамочной конвенцией ВОЗ. Включая требования к медицинским предупреждениям на упаковке о вреде потребления табачных изделий и уровням максимальных концентраций никотина и смолы в дыме.

Спрашивается, есть ли смысл усиливать штрафные санкции за продажу сигарет несовершеннолетним, если фактически еще не пробовали штрафовать? 1700 грн., предусмотренные в законе о госрегулировании, — вполне мотивированная сумма для продавца. Однако вместо того, чтобы беспокоиться об исполнении уже действующего закона, готовится новый, оригинальность механизмов которого в своем заключении отметили специалисты Главного научно-экспертного управления аппарата Верховной Рады. Они, к примеру, сомневаются в целесообразности протоколирования при штрафовании курящих в подземных переходах, с целью усиления их ответственность при повторной фиксации нарушения. «Одно и то же нарушение должно вести к одинаковой ответственности», напоминают эксперты. И считают, что курение в запрещенных местах не настолько тяжкое нарушение, чтобы отслеживать случаи его повторяемости. Неужели и с этой целью придется вести общегосударственный реестр нарушителей?

Ладно, если бы документ развивал правовое регулирование отношений в сфере охраны здоровья. Так нет же, комитет по вопросам охраны здоровья снова норовит выдать на-гора альтернативную редакцию положений закона о госрегулировании, за который отвечает комитет ВР по вопросам финансов и банковской деятельности. Да так, что даже определение понятий «табачные изделия» и «упаковка» предлагается переписать на свой лад (ст.1). А вместо того, чтобы учесть мировую практику, которая позволяет раскрыть перед общественностью ингредиенты табачных изделий, не посягая на интеллектуальную собственность компаний, отдали данную сферу на откуп чиновников (ст.11).

Зачем-то потребовалось создавать особые списки аккредитованных лабораторий, тестирующих табачные изделия (ст.11). Хотя уже сама аккредитация подтверждает компетентность лаборатории в проведении испытаний. Лучше бы однозначно выписали определение «общественного места» (ст.1), чтобы точно знать, где курение ограничивается.

Это мы не проходили?

Нетрудно догадаться, к чему может привести отрасль чрезмерная самоуверенность авторов документа, которые то ли не пожелали, то ли не учли консультаций специалистов. В условиях, когда с одной стороны, законы будут не только дублировать, но и противоречить друг другу, а с другой — в десятки раз отличаются размеры штрафов за одни и те же нарушения, пышным цветом расцветет коррупция. Заявленные в преамбуле к проекту декларации о сокращении курения и ограничении доступа к ним детей превратятся в борьбу с легальными производителями.

Да, можно заставить отечественные фабрики размещать медицинские предупреждения о вреде табака не только на розничной упаковке, но и на коробах, предназначенных для транспортировки продукции. Хотя это полный бред. Можно заставить уничтожить легальную продукцию, по формальным признакам не отвечающую нововведениям, сознательно не предусмотрев для ее реализации переходный период. Можно штрафовать продавцов за параметры продукции, которые от них никак не могут зависеть (ст.20). Но курильщиков от этого меньше не станет.

Пострадает бюджет. А все, что недополучит он, станет поводом для обогащения теневиков. Ведь их деятельность находится вне закона. Даже если сейчас, вместо того чтобы выкручивать руки отечественным производителям, взять и полностью запретить выпуск легальной табачной продукции, работы у теневых продавцов только добавится. Снова начнут торговать контрабандным товаром. «Благо» у наших ближайших соседей стойкое перепроизводство табачной продукции.

Убив собственного производителя сигарет, мы будем поддерживать производство и бюджеты других стран, способствуя увеличению нелегального оборота табачных изделий неизвестного качества. Мы ведь это уже проходили.

Кто-то скажет: медики могут этого и не знать. Но зачем же тогда они упрямо пишут законы для сферы производства и обращения табачных изделий, в которой не ориентируются?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК