Разрешено все, что не запрещено. С 6 января введен декларативный принцип в сфере хозяйственной деятельности

Поделиться
Отечественные бизнесмены уже привыкли к тому, что зарегистрировать предприятие намного легче, чем получить разрешение на осуществление хозяйственной деятельности...

Отечественные бизнесмены уже привыкли к тому, что зарегистрировать предприятие намного легче, чем получить разрешение на осуществление хозяйственной деятельности. До сих пор в Украине действовал принцип советских времен: запрещено все, что не разрешено. Чиновники разных уровней, в чьих руках около 1200 согласований, в состоянии затормозить развитие любой экономики, опутав ее паутиной коррупции и подкупа. Сломать этот механизм должен Закон Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности», который вступил в силу 6 января 2006 года. Тогда 90% предприятий не понадобятся никакие разрешения для начала хозяйственной деятельности. Во всяком случае на это рассчитывают эксперты.

В том, что реформировать разрешительную систему необходимо, казалось, уже не сомневался никто. Тотальный охват предприятий, сложность и длительность процедур, высокая стоимость разрешений делали ее главным препятствием на пути развития бизнеса. Подтверждение этому — исследования, проведенные Международной финансовой корпорацией (МФК). Так, 43% украинских предприятий получали разрешения. Причем треть из них вынуждены были добывать четыре, а иногда и больше подобных документов. Ничего подобного нет не только в странах Евросоюза, но и в республиках бывшего СССР. К примеру, в Грузии, Таджикистане, Узбекистане согласований значительно меньше (соответственно 50, 100, 500). Времени и денег тамошние предприниматели также тратили на несколько порядков меньше, чем их украинские коллеги (сравнение с Европой тут вообще некорректно).

Больше всего проблем предпринимателям создавали органы пожарного надзора, санитарно-эпидемиологической службы и охраны труда. Особенно изнуряющим считался контроль пожарных. Кроме того, что он был тотальным, то есть обязательным для всех, так еще и стоили «пожарные» разрешения довольно дорого — в среднем 520 грн. А сама процедура получения разрешения была сложной и продолжительной. Только подготовка документов к экспертизе длилась как минимум 30 рабочих дней. Неудивительно, что в таких условиях предпринимателям приходится давать взятки: о неофициальных платежах заявил каждый третий респондент МФК.

Не намного легче было пройти санитарно-эпидемиологический контроль. Без соответствующего разрешения не имели право работать больше половины предприятий. Кроме того, разрешительная система регулировалась несчетным количеством законодательных и нормативных актов, а разрешительные бумаги выдавало множество инстанций (государственные органы, местное самоуправление, коммунальные предприятия) и 90% этих согласований — временные (их надо периодически возобновлять). Без сомнения, такой механизм необходимо было ломать как можно быстрее.

Именно это и предусматривает Закон «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности», разработанный Государственным комитетом Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства совместно с Международной финансовой корпорацией. Он устанавливает принципы государственной политики в этой области и четко регламентирует полномочия центральных органов власти и местного самоуправления, а также стандартизирует нормативные акты.

— В частности, в законе зафиксировано, что обязательны лишь те разрешения, которые выписаны в законах, — подчеркнул руководитель проекта «Развитие бизнеса в Украине» МФК Андрей Гуревич. — Порядок выдачи документов регламентируется исключительно центральными органами власти. Сокращена и процедура рассмотрения (до 15 рабочих дней). Устанавливается ответственность должностных лиц за нарушение закона. Но самое главное — вводится декларативный принцип, согласно которому 90% предприятий не понадобятся разрешения. Для того чтобы начать хозяйственную деятельность, им достаточно будет лишь сообщить органам власти о своей готовности выполнять законодательные требования.

Правда, специалисты предупреждают: внедрить новацию будет непросто. Ведь изменения в целый ряд законов, которые регламентируют разрешительные процедуры, еще не внесены. Центральные и местные органы власти не отменили все незаконные согласования (в системе санитарно-эпидемиологической службы действуют даже те положения, которые утратили силу в 2002 году). К примеру, в прошлом году отмененное разрешение на осуществление хозяйственной деятельности вынуждены были получить 26% предприятий.

По-своему видит имплементацию этого принципа пожарный надзор: без деления объектов на группы риска. Тут до сих пор используют перечень, разработанный еще в советские времена. А вместо деления на группы предлагают ввести страховку от нанесения вреда третьим лицам, невзирая на то, что она не является обязательной. Да и сам страховой рынок не готов к таким объемам операций. Но ведь не поделив бизнес на сферы риска, нельзя вводить декларативный принцип, согласно которому за разрешениями обращаются лишь те предприятия, чья деятельность связана с опасностью. Как показывает европейский опыт, их может быть не больше десяти процентов.

Устранять эти и другие препятствия поможет государственный администратор (такая штатная единица предусмотрена в каждом районе). В его компетенции координация всего процесса выдачи разрешений. В частности, информирование предпринимателей о порядке процедуры, ее сроках и стоимости. Кроме того, он будет принимать и регистрировать документы заявителей для дальнейшей передачи их в соответствующие органы, а также выдавать готовые решения. То есть станет посредником между предпринимателем и чиновником, что предполагает исключение коррупционных схем.

— Главное бремя имплементации этого закона ложится на местную власть, — считает заместитель председателя столичной горгосадминистрации Николай Георгиевский. — К сожалению, у нас рамочные законы понимают своеобразно. Поэтому, если нет норм прямого действия с перечислением конкретных прав и обязанностей определенных субъектов, которые должны выполнять или не выполнять некие действия, такой закон могут толковать по-разному, а то и вообще игнорировать.

Чтобы избежать подобного развития ситуации, в Киеве разработали и уже почти выполнили двухмесячный план мероприятий по внедрению положений Закона «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности». В частности, будут пересмотрены и упразднены все незаконные согласования и создана материально-техническая база административной службы (помещения, компьютеры, рабочие места). Но и после того в столице не рассчитывают на быстрый успех. Ибо чиновник, который привык разрешать или запрещать, не захочет выпускать из рук этот влиятельный рычаг. Поэтому процесс внедрения закона скорее всего будет довольно длительным.

Однако не все так печально. Есть уже и положительные примеры имплементации новых норм. Их демонстрируют органы охраны труда. Раньше они также проверяли всех без разбору, а теперь в их поле зрения остались только опасные предприятия. Они разделены на группы риска: 16 видов — особо опасные, 10 — менее опасные, все остальные — не нуждаются в разрешениях. Такая практика оправдывает себя, ведь согласно статистике отказов в выдаче разрешений было очень мало (не больше 2%). То есть почти каждое предприятие, подавшее заявку, их получало. Следовательно, эту изнурительную процедуру вполне можно заменить декларативным (уведомительным) принципом.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме