Украина унаследовала от СССР до 30% космической отрасли. Достаточно сказать, что в ракето- и спутникостроении задействованы около 140 предприятий и институтов с 200 тысячами работников.
Созданное в 1992 году Национальное космическое агентство Украины (НКАУ) выполняет работы согласно Государственной космической программе и фактически является единственной финансирующей организацией для ракетно-космических производств Украины.
Объем финансирования программы в 1994 году составил 1,1 триллиона карбованцев.
Нынче в Национальном космическом агентстве Украины обеспокоены тем, что стратегия развития ракетно-космической отрасли России предполагает исключение зависимости от поставок техники украинского производства.
НКАУ в лице исполняющего обязанности генерального директора Андрея Жалко-Титаренко обращается к украинскому правительству с просьбой форсировать обсуждение проблем взаимодействия ракетно-космических отраслей двух стран в ходе украино-российских переговоров в связи с предстоящим подписанием широкомасштабного договора о сотрудничестве, в том числе и в области космоса.
Обеспокоенность неслучайна. Пока что единственным рынком сбыта для украинского машиностроения, производящего ракеты, спутники и отдельные системы космических аппаратов, является Россия.
Сюда, в частности, поставляются спутники разведки с ракетами-носителями и отдельно ракеты-носители по заказу Министерства обороны России (ежегодные поставки - 3 ракеты «Зенит» и 3 - 4 ракеты «Циклон» производства днепропетровского КБ «Южное»), спутники для наблюдения за полярными регионами и акваторией Мирового океана с необходимыми средствами выведения по заказу Российского космического агентства, системы управления основными ракетами-носителями России - «Союз», «Протон», «Энергия», системы управления стыковкой в космосе для Российской пилотируемой программы, элементы системы заправки ракетным топливом для космодрома Байконур, установщики для ракеты «Протон».
Кроме того, по мнению НКАУ, без участия Украины невозможна работа России в рамках международного проекта «Альфа».
«Альфа» - американо-российский проект создания международной космической станции. Участие России - производство базового энергетического модуля, использование систем стыковки разработки СССР, создание системы ориентации станции и обеспечение грузовых перевозок на борт. Американцами выделено на этот проект 400 млн. долларов.
По данным НКАУ, система ориентации и система управления базового модуля разрабатываются харьковским «Хартроном»; единственным производителем и держателем документации на системы управления стыковкой является Киевский радиозавод, в качестве транспортных систем планируется использовать ракеты «Протон» с системой управления производства киевского «Радара» и ракету «Зенит».
Однако... Россия не рассматривает Украину как равноправного партнера в проекте «Альфа» ни с международноправовой, ни с финансовой точки зрения.
Постановлением российского правительства о мерах по развитию ракетно-космической отрасли Российской Федерации предусмотрено создание производств и институтов, которые заменят существующие в странах СНГ, а при использовании возможностей партнеров из стран СНГ предписано заключать договоры исключительно с отдельными предприятиями, без согласования с органами госуправления. Таким образом, удается обойти вопрос о взаиморасчетах между государствами.
НКАУ считает такую позицию беспрецедентной в области ракетостроения.
Из-за позиции российских военных Украина не может эффективно использовать космодром Байконур, взятый Министерством обороны России в аренду у Казахстана. Между тем, это единственное место для запуска украинской ракеты «Зенит». Предложенная цена делает запуски «Зенитов» убыточными с коммерческой точки зрения, что перекрывает Украине возможности использования своих ракет в международных космических проектах, в частности американском Global Star.
В НКАУ считают, что при существующем положении не позднее конца 1995 года Украина будет вынуждена прекратить бюджетную поддержку предприятий своего ракетно-космического комплекса, как не обеспечивающих возврата вкладываемых средств. Эти производства будут свернуты, так как одних российских заказов недостаточно для их существования.
НКАУ предлагает правительству страны обсудить с Россией возможность заключения широкого договора о сотрудничестве в области использования и исследования космоса.
Этот договор мог бы включать:
- совместное создание новых ракет-носителей и, в частности, модернизацию ракет «Энергия» (создание модели «Энергия-М») и «Зенит»;
- координацию совместной работы по наблюдению Земли из космоса, в рамках которой Украина обеспечивала бы Россию информацией о состоянии водных покровов и полярных регионов со спутников типа «Океан» производства «Южного», а Россия - информацией о состоянии суши со своих спутников серии «Ресурс»;
- предоставление Украине услуг космической группировки России (прежде всего телекоммуникационных) в компенсацию за поставки серийной космической техники;
- предоставление Украине льготных условий по использованию космодромов Плесецк (Россия) и Байконур в компенсацию за работы по поддержанию космодрома Байконур, выполняемые Украиной в рамках межгосударственной космической программы стран СНГ;
- использование украинских средств управления космическими аппаратами в интересах России и средств управления России - в интересах Украины;
- совместную реализацию перспективных проектов (например, использование АН-225 для запуска ракет-носителей) и продолжение совместных научных исследований;
- создание межгосударственной российско-украинской компании (акционерного общества, финансово-промышленной группы или совместного предприятия) для реализации проекта международной космической станции. Учитывая обостренное внимание к этому проекту со стороны России, такое решение вопроса де-факто может быть первым шагом к решению вопроса де-юре.