ПОДОРОЖАЮТ НЕ ВСЕ ИНОМАРКИ ПОСЛЕ ВВЕДЕНИЯ 32%-Й ПОШЛИНЫ НА ИМПОРТ НОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

Поделиться
Проект нововведения находится на заключительной стадии согласований в министерствах и ведомствах...
Для поддержки конкурентоспособности все средства хороши

Проект нововведения находится на заключительной стадии согласований в министерствах и ведомствах. Доселе же целый год автомобильный рынок Украины жил по неизменным правилам. Последний закон, регламентирующий поведение на авторынке, был принят в конце 2001 года. За это время ситуация в автомобильной отрасли поменялась кардинально: сократился до минимума импорт подержанных иномарок, развивается производство и сборка в Украине, увеличивается импорт новых легковушек. Автодилеры начали работать абсолютно прозрачно, без использования схем уклонения от налогов. Стабильность в экономике и отраслевом законодательстве способствовали существенному увеличению продаж во всех сегментах рынка. Бурно развиваются кредитные схемы реализации. Операторы рынка ожидают, что впервые за время существования независимого Украинского государства за год в стране будет продано 100 тысяч новых автомобилей (в 2001-м — около 70 тыс.).

Однако подобная идиллия может продолжаться долго где угодно, только не в нашей стране. Как только отрасль начинает нормально развиваться, в Украине сразу же находятся желающие что-то в ней изменить. На сей раз формальной причиной для нововведений стало требование Евросоюза ликвидировать все льготы, обеспечивающие национальному автопроизводителю конкурентные преимущества перед другими участниками рынка. Речь идет об СП «АвтоЗАЗ-Дэу», которое благодаря закону «О стимулировании автомобильной отрасли в Украине» в 1998 году получило небывалые налоговые послабления. Сегодня уже никто не пытается оспорить, что данный закон был принят специально для создания украинско-корейского СП. Согласно этому документу, автомобильное предприятие на 10 лет освобождалось практически от всех налогов: НДС, акцизного сбора, пошлин на ввоз комплектующих, налога на землю и на прибыль. Правда, в 2001 году в этот закон были внесены изменения, в соответствии с которыми и другие совместные предприятия, рискнувшие инвестировать в перспективную отрасль, могли рассчитывать на получение льгот. По некоторым данным, сейчас на рассмотрении в Кабмине находится несколько программ совместных предприятий, претендующих на льготы, описанные в законе «О стимулировании…», — Луцкого и Львовского автозаводов, СП «Івеко-Мотор-Січ». И именно в это время в правительстве заговорили об отмене закона, который призван развивать автомобилестроение в нашей стране.

Еврокомиссия требовала отменить льготы одному предприятию сразу же после принятия данного закона. Но тогда к ней особенно никто не прислушивался. Казалось, что еще рановато. Сейчас Украина тоже пока не стоит на пороге Евросоюза, зато в ближайшее время собирается стать членом Всемирной торговой организации. А государствам, которые создают конкурентные преимущества каким-либо предприятиям в ущерб другим, в ВТО не место. Впрочем, эксперты Еврокомиссии не отрицают, что у автомобильной (или другой) отрасли, важной для экономики страны, могут быть некоторые преференции на определенный период ее становления. И похоже, без таких льгот украинским автопроизводителям не обойтись.

В Кабмине сейчас обсуждается возможность принятия нового закона, который, с одной стороны, отменит все льготы СП «АвтоЗАЗ-Дэу», существующие сегодня, но сразу же предоставит ему (а может, и другим) новые послабления, не противоречащие нормам ВТО и Евросоюза. Скорее всего, речь идет об освобождении от налога на прибыль и возможности беспошлинно ввозить комплектующие для сборки автомобилей в Украине. Это означает, что обновленный вариант закона «О стимулировании…» уже не даст автопроизводителям ускользнуть от НДС. Соответственно, авто отечественной сборки подорожают как минимум на 20%. Такие новации существенно снизят конкурентоспособность украинских автомобилей на внутреннем рынке. Поэтому одновременно с отменой налоговых льгот отечественному автопроизводителю собираются помочь, кардинально изменив фискальную систему по отношению к импортным авто.

Сегодня в Украине таможенная пошлина и акцизный сбор начисляются в зависимости от характеристик автомобиля, в частности рабочего объема двигателя. Выходит, чем выше литраж автомобиля, тем он дороже и «круче». Ведь на машины с большим объемом двигателя сегодня акциз и пошлина больше, чем на «народные» иномарки. Но дело в том, что в нашей стране планируют производить не столько «джипы» и «шестисотые», сколько малолитражки. И для того, чтобы стоимость импортированных машин малого класса стала существенно выше, чем произведенных в Украине, хотят не только повысить пошлины на автоимпорт, но и изменить существующую систему налогообложения. Например, если при ввозе иномарок взимать адвалорную пошлину в размере 32% от таможенной стоимости транспортного средства (а именно такой проект закона сегодня обсуждается в правительстве), все ввезенные новые машины небольшого литража вырастут в цене процентов на 25—30. А вот престижные «Мерседесы», «BMW» и внедорожники с объемом двигателя больше 3 л могут даже подешеветь. Ведь сегодня на них распространяется такая специфическая ставка акциза и пошлины, которая соответствует ориентировочно 40—45% адвалорной.

Таким образом, за развитие отечественного автопрома опять будет «отдуваться» средний класс украинцев, который уже накопил на недорогую европейскую или корейскую малолитражку (или решил купить ее в кредит). После того как новые законопроекты станут законами, покупать им придется только украинское. Будут это «Таврии», «ВАЗы», Daewoo или Opel украинской сборки — неважно. Главное, что они будут стоить дороже, чем сейчас, несмотря на отечественное происхождение. Радует одно — указанные проекты не станут законами по крайней мере до весны…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме