Кандалы бюрократии. Легальные работники — головная боль частных предпринимателей

Поделиться
Практически все многочисленные правительства Украины постоянно убеждали граждан, что экономику нашей страны может вытянуть лишь локомотив частного предпринимательства, и они, разумеется, делают все возможное для поддержки отечественных частников, малого и среднего бизнеса.

Практически все многочисленные правительства Украины постоянно убеждали граждан, что экономику нашей страны может вытянуть лишь локомотив частного предпринимательства, и они, разумеется, делают все возможное для поддержки отечественных частников, малого и среднего бизнеса. Какие-то шаги наши госчиновники, конечно, предпринимали, но "поддерживать" - не означает "развивать". Поэтому мелкий бизнес и физические лица-предприниматели (ФЛП) вынуждены постоянно бороться за свое существование, не только не ощущая реальной помощи от государства, но и испытывая постоянное давление на свой бизнес чудовищной бюрократической машины, доставшейся нам от имперской России и Советского Союза, и, как ни странно, от крепнущей за все годы независимости Украины.

Похоже, новое формирующееся правительство собирается не просто продолжить риторику своих предшественников, но и постараться перейти к реальным шагам навстречу предпринимателям. Одним из приоритетов всех потенциальных политических сил новой коалиции заявлено упрощение ведения бизнеса. Проевропейские реформаторы собираются повторить феноменальный успех Грузии и выйти в ТОП-10 списка стран, создавших наиболее благоприятные условия для бизнеса Doing business. Сейчас Украина занимает в этом списке 112-е место, во многом благодаря обилию устаревших, некачественных либо просто бессмысленных нормативных актов, количество которых государственные чиновники на словах постоянно сокращали, не уставая при этом сотнями производить на свет новые. Каждый новый регуляторный документ, как правило, тяжелым бременем ложится на плечи предпринимателей, редко добавляя ясности правилам ведения бизнеса в нашей стране, но почти всегда принося дополнительные административные расходы, а иногда и явные убытки бизнесу.

Одним из ярких примеров таких "бюрократических кандалов" для предпринимателей является "Порядок регистрации трудового договора между работником и физическим лицом-предпринимателем", который с 2001 г. внес в жизнь частных предпринимателей значительные дополнительные трудности. Что характерно - практически все чиновники и законодатели уже более 10 лет соглашаются с предпринимателями о необходимости корректировки либо отмены этого документа. Однако после прохождения многочисленных разумных предложений по коридорам власти все попытки от него избавиться вязнут в бюрократической переписке министерств и ведомств, и все остается на своих местах. Но обо всем по порядку.

Работники и ФЛП

По официальной статистике в Украине физическими лицами-предпринимателями создано около 2 млн рабочих мест. Это достаточно значимая доля официально работающего активного населения страны - около 20%. Еще раз повторимся - госчиновники делали шаги навстречу частному бизнесу. Иначе таких результатов не было бы достигнуто. Радует то, что законодательство позволяет предпринимателю выбрать упрощенную систему налогообложения: заплатил 200 грн (с учетом ЕСВ получается уже 600 грн/месяц. - Ред.) единого налога в месяц - и спи спокойно. А можешь еще и
людям помочь, трудоустроив до
10 чел. Но именно при привлечении труда наемных работников частного предпринимателя ожидают сюрпризы.

Взаимоотношения ФЛП с наемным работником полностью подпадают под действие КЗоТ Украины, Законов Украины "Об оплате труда", "Об обязательном общегосударственном пенсионном страховании" и многих других. При использовании труда работников частникам-упрощенцам необходимо будет "учитываться" не только в Пенсионном фонде, но и в фондах социального страхования: общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы, социального страхования по временной утрате трудоспособности, социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и т.д.

Значительно растут и денежные затраты ФЛП, желающих официально оформить отношения с сотрудниками. С зарплаты работника удерживается 15% налога на доходы физических лиц (НДФЛ), 3,6% единого социального взноса (ЕСВ) и 1,5% военного налога. Плюс работодатель перечисляет ЕСВ за наемного сотрудника в размере от 36,76% до 49,7%. Точная цифра зависит от класса профессионального риска, определяемого КВЭДом (Классификатор видов экономической деятельности). Из отчетности добавляется ежемесячный отчет (дополнение 4) в ПФ и ежеквартально форма 1ДФ в ГНИ (Государственную налоговую инспекцию). Если оформить работника на минимальную ЗП (1218 грн), то честный ФЛП должен будет ежемесячно вносить в казну государства: 182,7 грн (15% НДФЛ) + 43,85 грн (3,6% ЕСВ) + 438,48 грн (36% ЕСВ) = 665 грн. И плюс еще недавно введенный военный налог.

Более того - согласно пенсионному законодательству надо не только платить эти деньги, но и вести по наемным работникам бухучет. В отличие от налогов, по пенсионным нарушениям нет срока давности. Если ФЛП 10 лет не трогали, это вовсе не значит, что на 11-м году не придут и не начислят штрафы за все 11 лет...

Особенности регистрации

Принимая на работу гражданина, ФЛП обязан заключить с ним трудовой договор, типовая форма которого утверждена приказом Минтруда и социальной политики №206 "Об утверждении Формы трудового договора между работником и физическим лицом и Порядка регистрации трудового договора между работником и физическим лицом" от 6 июня
2001 г. Как гласит данная инструкция, физлица-предприниматели при заключении трудовых договоров с работниками обязаны зарегистрировать такой договор в Государственной службе занятости (ГСЗ) по месту своего проживания. Для регистрации трудового договора ФЛП обязан в недельный срок с момента фактического допущения работника к трудовой деятельности предоставить в Государственную службу занятости по своему месту жительства следующий пакет документов: сам трудовой договор (уже подписанный ФЛП и работником) в трех экземплярах; свидетельство о государственной регистрации ФЛП; справку соответствующей налоговой инспекции о присвоении ФЛП идентификационного номера; копию такой справки; трудовую книжку работника и паспорта (предпринимателя и работника).

В службу занятости предприниматель должен прийти вместе с работником, с которым регистрируется трудовой договор. Служба занятости регистрирует трудовой договор в книге регистрации трудовых договоров, после чего два экземпляра договора (с отметкой о регистрации) возвращается предпринимателю, третий же хранится в службе занятости. ФЛП обязан вручить работнику под расписку один экземпляр договора в течение трех дней со дня его получения, о чем делается соответствующая запись в книге регистрации, а также вернуть работнику трудовую книжку с записью о приеме на работу.

При необходимости внесения любых изменений в такой трудовой договор, они подлежат регистрации в таком же порядке, как и сам трудовой договор. Уволить работника частнику тоже весьма не просто. Для снятия ГСЗ с регистрации трудового договора, предпринимателю необходимо предоставить: экземпляр трудового договора, заявление о снятии его с регистрации с указанием даты увольнения работника и оснований его увольнения; копии документов, подтверждающих направление работнику письменного сообщения о намерении расторгнуть с ним договор (заказным письмом с сообщением о вручении), а также копии документов, подтверждающих проведение предусмотренного законодательством расчета с работником. Получив все документы, государственная служба занятости в течение трех рабочих дней снимает трудовой договор с регистрации, о чем делается соответствующая запись в книге регистраций, и сообщает об этом работнику.

Таким образом, принятие наемного работника на работу требует от работодателя значительных дополнительных временных и материальных затрат. Согласно подсчетам самих предпринимателей, даже если процедуры регистрации и снятия с нее в ГСЗ будут занимать менее часа, а предприниматель с работником смогут добраться до службы на маршрутке, все равно в масштабах страны убытки от данной нормы за счет потери рабочего времени и накладных расходов составляют более 100 млн грн. Если же учесть наши реалии, а именно волокиту и многолетние коррупционные навыки чиновников, выливающиеся в длинные очереди, неожиданно возникающие проблемы при оформлении каждой справки и всевозможные поборы, то цена вырастает в разы. Особую остроту данной проблеме придает необходимость для некоторых категорий ФЛП нанимать сотрудников из других городов, а также попытки налаживания бизнеса вынужденными переселенцами из зоны, захваченной российскими бандитами. Рядовая, казалось бы, инструкция в этих случаях либо делает бизнес в принципе невозможным, либо толкает частного предпринимателя на путь правонарушений.

Коридоры власти
и полумеры

Попытки избавить предпринимателей-физлиц от сложной, хлопотной и затратной процедуры регистрации в ГСЗ предпринимались неоднократно. По уверениям госчиновников, данные проблемные вопросы неоднократно обсуждались на общих совещаниях в Министерстве социальной политики. Большинство таких обсуждений заканчивались решениями внести изменения в Кодекс законов о труде Украины, в частности исключить ст. 24, в соответствии с которой договор между работником и ФЛП, заключенный в письменной форме, необходимо регистрировать в ГСЗ. Именно эта норма закона послужила основанием для создания пресловутого порядка регистрации, и именно эта статья, по мнению чиновников, делает невозможным внести кардинальные изменения в этот порядок. Однако там, где пытаются взаимодействовать законодательная и исполнительная власть, в нашей стране всегда начинается пробуксовка.

Летом 2013 г. народные депутаты О.Продан, Н.Агафонова и
О.Белькова даже подали в ВР законопроект №2595а "О внесении изменений в Кодекс законов о труде Украины (относительно усовершенствования отдельных трудовых отношений)" с целью создания условий для легализации рабочих мест и уменьшения расходов - как работодателей, так и ГСЗ. Законопроектом были предусмотрены: отмена обязанности работодателей по регистрации трудовых договоров в ГСЗ; возможность удостоверения записей в трудовых книжках работников печатью ФЛП или самозанятым лицом лично; возможность хранения трудовых книжек работников у всех работодателей, в т.ч. ФЛП или самозанятых лиц. Однако данный законопроект был успешно провален еще на уровне экспертных оценок и согласований в комитетах.

21 октября т.г. вступил в силу совместный приказ Минюста и Минсоцполитики №661/1541/5 от 16 сентября 2014 г., которым внесены изменения в Инструкцию о порядке ведения трудовых книжек работников. Упрощена процедура расторжения трудового договора между работником и ФЛП, и физлицом, использующим наемный труд. Теперь внесенные физическим лицом в трудовые книжки записи подтверждаются подписью должностного лица органа ГСЗ, независимо от места регистрации трудового договора, и удостоверяются его печатью. Ранее записи должны были подтверждаться в службе занятости, где был зарегистрирован трудовой договор. Как заявляло Минсоцполитики, принятые изменения позволяют упростить процедуру трудоустройства вынужденных переселенцев с территории проведения АТО.

Однако реально данные изменения в Инструкцию ничего не упростили, поскольку увольнение работника ЧП состоит по факту из двух процедур: снятия с регистрации трудового договора и записи об увольнении в трудовую книжку. Упомянутым выше приказом изменения о записи в трудовую книжку внесли, а о снятии с регистрации договора - нет. Трудовой договор расторгать нужно все равно в центре занятости, который данный договор регистрировал.

13 лет борьбы предпринимателей, законодателей и даже чиновников с рядовой, не очень даже принципиальной нормой, так и не увенчались успехом. Бюрократия победила. А ведь, казалось бы, чего проще уровнять права ФЛП в части оформления трудовых книжек с юридическими лицами. Разрешить им делать записи и хранить эти трудовые книжки у себя. И проблема была бы решена.

К сожалению, вредные для бизнеса нормативы продолжают появляться в недрах государственного аппарата и будут появляться до тех пор, пока государство не создаст эффективной системы, которая бы в принципе этого не позволяла. В противном случае чиновники всегда будут штамповать подзаконные акты, позволяющие им устанавливать дополнительный контроль над бизнесом ради повышения своих заработков. Работы в сфере модернизации отношений государства и человека в самых различных сферах нашей жизни - непочатый край. И происходить этот процесс должен не только путем принятия или отмены нормативных актов, но и через серьезные организационные преобразования внутри госструктур, повышение квалификации государственных чиновников, а также замену многих допотопных технологий (которыми все еще активно пользуются наши бюрократы) принципиально новыми техническими решениями. Только в этом случае появится надежда, что решение вопросов с государством для нашего гражданина будет протекать быстрее и не столь болезненно. Да и налогоплательщики, возможно, смогут больше сэкономить на содержании всей этой, пока малоэффективной, бюрократической машины.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме