ИЗ ДИЛЕРОВ — В ПРОИЗВОДИТЕЛИ ЧТОБЫ СТАТЬ ГЕНЕРАЛЬНЫМ ДИСТРИБЬЮТОРОМ ПОПУЛЯРНОЙ ИНОМАРКИ, ДИЛЕРУ ПРИШЛОСЬ ПОСТРОИТЬ ЗАВОД

12 июля, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск № 26, 12 июля-19 июля 2002г.
Отправить
Отправить

Наверное, самым удачным примером «реанимации» автомобильного производства в странах Восточной и Центральной Европы стала Skoda...

Наверное, самым удачным примером «реанимации» автомобильного производства в странах Восточной и Центральной Европы стала Skoda. Чешский автозавод, выпускавший автомобили, по дизайну и качеству сравнимые с советскими, сегодня является одним из самых успешных проектов Чехии. С помощью нового владельца — немецкого концерна Volkswagen AG завод постепенно реконструировали, на базе автомобилей концерна создали современный модельный авторяд под существующей торговой маркой. Несмотря на спад объемов продаж автомобилей во всей Европе, количество и доля машин с маркой Skoda из года в год растет. Причем большую часть выпущенных машин чехи продают в Западную Европу, где благодаря высокому качеству и приемлемой цене автомобили находят весьма неплохой спрос — переборчивые западные европейцы купили около 63 тыс. машин в 2001 году. Растущие продажи автомобилей Skoda в Украине свидетельствуют о популярности иномарки и среди отечественных автолюбителей.

Пять дилеров на одну марку

Несмотря на то что в Украине в советские времена Skoda была практически неизвестна, «чешский Фольксваген» украинцы приняли весьма тепло. Вот уже несколько лет подряд автомобили Skoda лидируют в рейтинге продаж среди новых иномарок в нашей стране. Так, в 2001 году украинцы купили 3881 «Шкоду», а за четыре месяца текущего года — почти половину прошлогоднего количества. Причем импортом Skoda в нашей стране занималось сразу четыре крупных дистрибьютора, напрямую поставлявших машины от чешского производителя. Такая система продаж достаточно редка для украинского автобизнеса: как правило, импортом европейских автомобилей занимается один крупный импортер, который затем распределяет машины региональным дилерам. Так построены продажи в Украине автомобилей Volkswagen, Audi, Ford, Mercedes, BMW и многих других. Несколько независимых дилеров-импортеров работают только с Opel и Skoda. Но если в случае с Opel трем основным украинским дилерам-импортерам удалось достичь некоего баланса на рынке, то среди продавцов Skoda выделился явный лидер. Компания «Автотрейдинг», которая два года назад занимала около 15% украинского рынка ВАЗов и являлась дилером FIAT и Skoda, уже на втором году сотрудничества с чешским автозаводом завладевает половиной рынка Skoda в Украине. В сентябре 2000 года «Автотрейдинг» выделяет направление Skoda как приоритетное и создает дочернее предприятие «Прага Авто», претендующее на генеральное дилерство автомобилей Skoda в Украине. Впрочем, чехов устраивала сложившаяся в нашей стране система продаж автомобилей Skoda: объемы продаж росли, дилерская сеть увеличивалась, а благодаря конкуренции между импортерами цена на машины в своем классе оставалась одной из самых привлекательных на рынке. Впрочем, хватало и негативных последствий мультидилерской системы продаж: отсутствие единой имиджевой политики марки, проблемы с гарантийным ремонтом и сервисом. Создание единого импортера или представительства могло решить эти задачи, но утрата двух-трех из четырех действующих импортеров могла серьезно «подкосить» объемы продаж Skoda в Украине.

Крупнейший дилер стал производителем

Уже в 2000 году, когда объем продаж Skoda перевалил за отметку в две тысячи машин, на «Автотрейдинге» впервые заговорили о производстве чешских автомобилей в нашей стране. Правда, к тому времени Skoda Auto вела переговоры о создании сборки своих моделей в России, на Ижевском автозаводе, поэтому почти никто из чешских менеджеров такое заявление не воспринял всерьез. Между тем сборка автомобилей из машинокомплектов в то время не была уже чем-то необычным: таким образом в нашей стране пять бывших авторемонтных заводов собирали продукцию российского ГАЗа — «ГАЗели» и «Волги». Рентабельность сборки в небольших объемах обеспечивал закон, по которому предприятия-сборщики более 1000 автомобилей в год освобождаются от уплаты акцизного сбора. А если организовать сборку в свободной экономической зоне (СЭЗ), то для завода будут льготы по ввозу производственного оборудования. Именно в такой СЭЗ в непосредственной близости от западной границы, недалеко от Ужгорода, «Автотрейдинг» совместно с отечественными инвесторами за шесть месяцев соорудили сборочный завод «Еврокар». Предприятие обошлось в $15 млн. и уже в конце 2001 года было готово выпустить первую партию машин. Небольшой завод, созданный специально для крупноузловой сборки легковых автомобилей, оснащен диагностическим оборудованием, которое используется на других заводах концерна Volkswagen AG. С его помощью ведется проверка собранных машин, что гарантирует качество собранных в Украине машин не ниже европейского.

В марте 2002 года завод в Закарпатье получил все необходимые для производства документы с украинской и чешской сторон и приступил к промышленной сборке Skoda Octavia — самой популярной иномарки в Украине. На «Еврокаре» также начинается сборка другой модели Skoda — Fabia, популярность которой в нашей стране все более увеличивается. Чешские менеджеры по продажам, отвечающие за Украину, планируют заменить импорт самых популярных автомобилей собранными в нашей стране, и только самые сложные в производстве (полноприводную, спортивную версию Octavia и представительскую Superb) ввозить из Чехии. А поскольку такие версии украинские потребители заказывают не очень часто, импорт этих Skoda поручен также «Еврокару». Таким образом, с появлением «Еврокара» как предприятия, созданного с участием «Автотрейдинга», поставки Skoda в Украину становятся централизованными, чего и добивался крупнейший украинский дилер чешской марки в нашу страну. Другие импортеры Skoda становятся дилерами «Еврокара».

Впрочем, такое положение не совсем устраивает бывших равноправных импортеров Skoda. Работа через «Еврокар» означает не только некоторую зависимость от этого предприятия, но и во многом невыгодна экономически. Анонсированное удешевление моделей Skoda на 4% благодаря перенесению сборки в Украину не дает остальным импортерам уверенности в увеличении спроса на модели этой марки. Независимые дилеры уверены, что и без единого импортера-производителя могут решить проблемы с единой политикой продвижения марки Skoda в Украине, гарантией и сервисом, для чего создают Ассоциацию автоимпортеров Skoda. Чешские партнеры без энтузиазма встречают создание такой организации и настаивают на создании сертифицированной производителем торгово-сервисной сети продаж, действующей по европейским стандартам. Такое изменение схем продаж утверждено на уровне руководства концерна Volkswagen AG, о чем на автосалоне SIA-2002 сообщает генеральный менеджер в странах Восточной Европы и Азии Любош Колар. Он объявляет, что схема поставок Skoda через «Еврокар» начнет работу в августе 2002 года. Всего за текущий год на «Еврокаре» планируется собрать 3176 автомобилей, импортировать готовых — еще 2376 единиц.

«Украинский VW» — дело времени?

Отечественным предпринимателям, построившим за короткое время сборочный завод, поверили не только чехи, но и их «старшие братья» из немецкого концерна. Не зря же в производственную гамму «Еврокара» со временем планируется включить и коммерческие модели VW, отечественному предприятию также поручено привлекать украинских производителей комплектующих. Чешскому заводу, спрос на автомобили которого сегодня превышает его мощности, сборка части машин на украинском предприятии только на руку: главный конвейер по производству Octavia и Fabia сегодня перегружен. Введение второй очереди завода в Закарпатье, которая предусматривает сооружение сварочного, покрасочного и сборочного цехов мощностью 45 тысяч машин в год, позволит Skoda Auto существенно увеличить импорт автомобилей в более богатые страны Западной Европы, где спрос на чешские автомобили достаточно велик. Понятно, что даже несмотря на стремительное увеличение объемов рынка, 45 тысяч Skoda Украина сможет поглотить еще не скоро. Поэтому налаживание на мощностях «Еврокара» производства других автомобилей немецкого концерна сегодня выглядит не таким уж фантастическим. Тем более что «Автотрейдинг» готовится стать импортером еще одной марки автомобилей концерна Volkswagen AG — Seat…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК