Деньги за взлетную полосу

Поделиться
Деньги за взлетную полосу
Украинцам нужно выживать, а не бороться за несуществующие налоги. Поэтому, считают предприниматели, законодателям следует поступить очень просто. Чтобы местные советы не сушили голову, кому давать льготы, а кому их не давать, нужно установить одинаковую для всех арендную плату в размере 2% от нормативно-денежной оценки, что отвечает нынешним реалиям.

ПОВЫШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА НЕ КОМПЕНСИРУЕТ СВЯЗАННОГО С ЭТИМ УМЕНЬШЕНИЯ ПОСТУПЛЕНИЙ ОТ НАЛОГА С ФИЗЛИЦ

Что важнее, плата за землю или рабочие места? Ответ на этот непростой вопрос бизнесу теперь придется искать в местных советах. Ведь, согласно последним изменениям в законодательстве, земельный налог из общегосударственного превратился в местный.

За последние годы значительная часть предпринимателей, вынужденных по характеру производственной деятельности использовать немалые земельные участки, апеллируют к органам власти по поводу непосильной платы за землю, резко возросшей после утверждения местными органами власти новых показателей нормативной денежной оценки земли. До сих пор чаще всего на местном уровне конфликты регулировались установлением для предприятий льгот на уплату земельного налога и плату за аренду земли, которые нередко отменялись по искам органов городской прокуратуры в судебном порядке.

27 марта 2014 г. Верховная Рада Украины законом №1166-VII "О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине" внесла изменения в Налоговый кодекс, в ст. 288.5.1 которого прописано, что "Размер арендной платы устанавливается в договоре аренды, но годовая сумма платежа не может быть меньше 3% нормативной денежной оценки". А это резко повышает себестоимость товаров, работ и услуг промышленных предприятий. Например, согласно новой арендной плате, Черноморскому судостроительному заводу (г. Николаев) придется ежегодно отдавать в бюджет около 55 млн грн земельного налога.

Дошло до того, что законодатели изъяли из Налогового кодекса пункты, временно освобождающие от уплаты земельного налога субъектов самолетостроения, использующих земельные участки для нужд производства конечной продукции, а именно: летательных аппаратов, их корпусов, двигателей, включая места, предназначенные для их хранения; субъектов кинематографии; субъектов судостроительной промышленности. Если раньше предприниматели могли апеллировать к правительству Украины, к людям, способным понять нужды промышленности в больших территориях, то теперь договариваться придется с местными чиновниками. А это, как считают предприниматели, будет очень непросто. Уже сегодня на местах демонстрируют чудеса казуистики, чтобы содрать с бизнеса как можно больше денег. Например, в прошлые годы город Львов был разделен на 75 экономико-планировочных зон, теперь их уже около 240 (!?).

С 1 января 2015 г. Законом № 71-VІІІ от 28 декабря 2014 г. (Закон о налоговой реформе 2015 г.) в Налоговый кодекс внесены изменения, касающиеся в том числе и платы за земли государственной и коммунальной собственности. Согласно п. 14.1.147. НК, плата за землю -обязательный платеж в составе налога на имущество, который взыскивается в форме земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности.

Кроме того, ставка налога на земельные участки, нормативная денежная оценка которых проведена (независимо от местонахождения), возросла с 1 до "не более 3%" той самой оценки, а для сельскохозяйственных угодий - не более 1%. Соответствующие изменения Закон о налоговой реформе внес в ст. 274 НК Украины.

Говоря об арендной плате за земельные участки, п. 288.5 ПК Украины теперь требует, чтобы годовая сумма соответствующего платежа была не менее 3 и не более 12% нормативной денежной оценки участки.

С учетом довольно сложной ситуации в экономике страны представители малого и среднего бизнеса считают, что рост платы за землю может привести к закрытию многих предприятий в Украине, а это, в свою очередь, отрицательно скажется на уровне безработицы в регионе, а также существенно уменьшит поступления в местные бюджеты.

У большинства субъектов хозяйствования, прежде всего крупных промышленных предприятий, чье производство нуждается в нескольких цехах, вспомогательных помещениях, испытательных территориях, ангарах, площадках, появились проблемы, которые будут решаться в органах местного самоуправления. Если там есть государственные люди, думающие о завтрашнем дне, перспективах производства, сохранении рабочих мест, проблемы решатся в пользу промышленности. Именно такой пример имеем в Кременчуге, на Крюковском вагоностроительном заводе. Это мощное современное предприятие, способное производить высокотехнологическую продукцию - вагоны и локомотивы для железной дороги, метро. Предприятие обеспечивает рабочими местами более половины жителей города. Проблемы, связанные с потерей рынков сбыта из-за военных действий Российской Федерации, привели к тому, что завод перешел на трехдневную рабочую неделю. При подсчете расходов по новым ставкам налога на землю убедились, что налоговое давление на предприятие может возрасти почти вчетверо, с 4 до 18 млн грн в год. Однако местная фискальная служба позволила городскому совету пойти навстречу бизнесу и принять понижающий коэффициент - 0,7. Таким образом, налог на землю в городе остался на уровне прошлого года, что стало значительной поддержкой и Крюковскому вагоностроительному заводу, и другим крупным промышленным предприятиям города.

Однако так бывает не везде. Нетрудно предвидеть, что поскольку местные бюджеты очень слабы, как и источники их наполнения, органы местного самоуправления попытаются использовать земельный налог сполна, невзирая на возможности конкретного предприятия, не думая о его перспективах и будущем развитии, стремясь к единственному - любой ценой собрать средства в местную казну, а дальше - хоть трава не расти.

Всем известный концерн "Антонов" - жемчужина украинского авиапрома. Сегодня он успешно работает, платит все налоги. Только за прошлый год "антоновцы" уплатили в бюджеты разных уровней около 600 млн грн. Такие передовые, технически развитые предприятия могли бы стать локомотивом отечественной промышленности и вывели бы всю экономику из кризиса. Одно рабочее место на авиационном предприятии создает еще 10 рабочих мест в сопредельных сферах. Сегодня "Антонов" - это
13 тысяч рабочих мест! Без смежников. Однако концерн находится в очень непростом положении - он страдает от недостатка оборотных средств, хаотичной валютно-курсовой политики Нацбанка, невозможности взять кредит под нормальный процент, необходимости срочно диверсифицировать экспорт, отсутствия внутренних заказов на известные во всем мире самолеты, драконовских налоговых норм…

А тут новая проблема - возрастание налога на землю. Авиационной промышленности нужны крупные площадки, взлетные полосы для испытаний. Разве можно всех мерить одной меркой? Новые подходы к сборам на землю поднимут "Антонову" налоги еще на
30 млн грн в год. Кстати, это государственное предприятие. А кто из правительства, из Минэкономразвития, которое теперь якобы выполняет функции Минпромполитики, рассчитал затраты концерна, подумал вместе с его менеджментом над их минимизацией? Заполнить бюджет любой ценой сегодня, а завтра пусть будет пустыня? Разве это государственная промышленная политика? Завод еще продолжает бороться за снижение земельного налога, но эта задача весьма непростая…

В Киеве депутаты планируют повысить плату за землю до 3% от нормативной денежной оценки. В прошлом году в подавляющем большинстве арендных соглашений, заключенных на 40–50 лет, плата за землю была определена на уровне 1% от нормативной денежной оценки земли. В случае внедрения 3% ставки платы за землю стоимость аренды возрастет с 7–45 до 20–130 грн за квадратный метр.

Эксперты, промышленники и предприниматели УСПП убеждены, что повышение налога на землю приведет к негативным последствиям: сокращению рабочих мест, падению объемов производства. Сейчас около 70% налоговых поступлений в бюджет Киева составляет налог с доходов физических лиц. В случае существенного сокращения количества рабочих мест дополнительные поступления от аренды земли не компенсируют уменьшения поступлений от налога с физлиц.

Учитывая указанное, представители промышленных предприятий ряда городов предложили депутатам местных советов рассмотреть реальную возможность ослабить налоговое давление на бизнес, а именно: ставку земельного налога предложили установить на уровне 1%, а арендную плату за земельные участки государственной и коммунальной собственности - не более 2%.

Однако, по мнению предпринимателей, в условиях чрезвычайно сложного экономического кризиса в Украине на местах решать эти вопросы будет очень сложно. Местные советы не захотят отказаться от синицы в руках ради журавля в небе. Вопрос требует законодательного урегулирования на уровне Верховной Рады. Его решение - в интересах местного самоуправления. Если проанализировать структуру собственных доходов местных бюджетов, то можно увидеть, что наибольший удельный вес в ней занимает налог с доходов физических лиц - от 70–80%. Объемы платы за землю в виде земельного налога и арендной платы колеблются в пределах 10–15% собственных доходов. Таким образом, акцент на повышении доходов местных бюджетов за счет платы за землю является не просто ошибочным, он подавляет и делает невозможной предпринимательскую деятельность на конкретной территории.

Земля закономерно - объект налогообложения в фискальной политике, но она одновременно и инструмент в инвестиционной политике. Недаром все успешные в инвестиционной политике страны Европы и мира используют льготное и даже безвозмездное пользование землей для инвесторов, желающих инвестировать средства в реализацию проектов, позволяющих создавать новые рабочие места, решающих проблемы экологии или энергосбережения. А в конечном результате, - удовлетворяющих фискальные нужды местных общин за счет налогов от заработной платы граждан, получивших работу.

Например, в Польше по этому поводу говорят, что когда к ним приходит перспективный инвестор, местная власть решает отдать землю за один злотый. Потому что будут созданы рабочие места, а община получит значительно больше, чем налог на землю.

В Украине практически уничтожены инструменты стимулирования инвестиционной политики на местном уровне. Фискальная политика, проводимая в государстве, не позволяет конкурировать собственным производителям с импортерами и субъектами теневой экономики из-за цен, которые в значительной степени формируются неэффективными налогами и платежами.

Украинцам нужно выживать, а не бороться за несуществующие налоги. Поэтому, считают предприниматели, законодателям следует поступить очень просто. Чтобы местные советы не сушили голову, кому давать льготы, а кому их не давать, нужно установить одинаковую для всех арендную плату в размере 2% от нормативно-денежной оценки, что отвечает нынешним реалиям. Для решения данной проблемы следует внести изменения непосредственно в нормативные документы. Это позволит решить проблемы аренды земли, уберечь от банкротства товаропроизводителей, которые являются плательщиками определяющего для местных бюджетов налога на доходы физических лиц. Новые нормы дадут возможность расширить полномочия органов местного самоуправления, которые будут отвечать современной мировой практике государственного регулирования инвестиционной деятельности.

Комментарий специалиста

Анатолий КИНАХ, президент УСПП:

- Более всего от кризиса страдает промышленность. Именно она потеряла рынки сбыта на Востоке (по данным Государственной фискальной службы, в январе-ноябре 2014 г. экспорт в РФ упал на 32%, в СНГ - на 31%) и срочно нуждается в диверсификации экспорта, чего без государственной поддержки не сделать. Взвесив все приведенное, УСПП считала бы целесообразным отложить рост земельного налога до лучших времен, оставить его в 2015 г. на уровне прошлого года и дать отечественным заводам, которые еще работают, хотя бы небольшую возможность увеличить оборотные средства, нарастить мышцы для дальнейшего выхода из кризиса.

О каком бы налоге мы ни говорили, главное - иметь в стране продуманную системную промышленную политику государственного толка. И очень досадно, когда вместо нее возникает набор хаотичных "пожарных" действий ради наполнения бюджета. Государственная промышленная политика предполагает много составляющих: кредитные программы по доступной ставке, государственный протекционизм, защита национального товаропроизводителя, программы импортозамещения и локализации производства, экспортную экспансию на внешних рынках, энергосбережение. Важна и налоговая система, которая должна способствовать развитию производства, увеличению продукции и получению прибыли; где все налоговые отчисления и уплаты должны быть продуманными и сбалансированными, а не предполагающими лишь закручивание гаек и бесконечное давление на предпринимателей.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме