Бомж с мобильным телефоном. Украинские операторы вынуждены подключать абонентов с низким уровнем доходов

23 июля, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск № 29, 23 июля-30 июля 2004г.
Отправить
Отправить

На первый взгляд, украинским мобильным операторам есть чем хвастаться. Количество их абонентов приближается к 9 млн...

На первый взгляд, украинским мобильным операторам есть чем хвастаться. Количество их абонентов приближается к 9 млн. человек, а уровень проникновения, (то есть отношение количества абонентов к общей численности населения) по состоянию на середину года составлял 17,84%. В июне количество абонентов возросло на 457 тыс. человек, или 5,7% (в мае на 5,07%). За год — с конца июня 2003 года — пользователей мобильной связью стало больше на 93,5%. Напомним, по оценкам экспертов, количество мобильных абонентов до конца года должно превысить количество абонентов фиксированных сетей, составляющее в Украине 11 млн. (проникновение — 23%, одно из самых низких в Европе). Однако не хотелось бы, чтобы в погоне за абонентами мобильные компании заложили на своем пути «мины замедленного действия» — основы системного кризиса, который может настичь их, например, когда проникновение превысит 50% и начнет приближаться к уровню развитых стран. Одной из таких «мин» может стать ориентация операторов на малоговорящих и малодоходных абонентов предоплаченного сервиса, доля которых в общей абонентской базе оценивается сегодня почти в 90%.

Ведь из 4,5 млн. абонентов UMC (на 15 июня 2004 года) 1,2 млн. составляли абоненты «Джинс», еще 2,8 млн. — пользователи Sim-Sim. Схожая картина и в «Киевстаре» — из 3,6 млн. абонентов пользователи Ace&Base составляют более 3 млн. человек.

Снимают границы
для срока действия

А предпосылки для кризиса есть. Главные из последних маркетинговых ходов операторов касаются как раз рынка предоплаченного сервиса: понижение стоимости тарифов и снятие срока действия (Ace&Base и СуперДжинс). Хотя, напомним, еще полтора года назад пакеты Ace&Base от компании «Киевстар» как раз существовали со сроком действия 1 год. Искусственное ограничение срока действия путем привязки к номиналу карточки пополнения счета (50 гривен — 65 дней, 100 гривен — 130 дней и т.д.) было вызвано стремлением обеспечить хотя бы минимальную норму доходности с одного абонента, подстегнуть «шаровиков», месяцами не пополнявших счет. Однако ужесточениие условий пользования Ace&Base дало некоторые маркетинговые преимущества конкурентам. На фоне нуждающегося в постоянном «кормлении» Ace&Base, а также доживавших последние дни платных входящих звонков UMC успешно запустило на рынок виртуального оператора «Джинс» и прочно перехватило инициативу по подключению абонентов со средними по украинским меркам доходами (надо отметить, что в «Джинсе» и в Sim-Sim сроки действия услуги также привязаны к номиналу карточки пополнения). А потом появился «СуперДжинс» — пакет с единым тарифом на исходящие звонки (не самым, правда, дешевым) и неограниченным сроком действия.

Ответный ход «Киевстара» — введение годового срока действия Ace&Base с момента последнего исходящего звонка или отправки SMS. В отличие от «СуперДжинса», нововведение касается всех действующих и потенциальных абонентов услуги. А значит, более гибкие тарифные планы Ace&Base получают сегодня преимущество и перед бессрочным, но «линейным» «СуперДжинсом», и перед более гибкими, но «ограниченными» «Джинсом» и Sim-Sim. Правда, чтобы перейти на новый срок действия, нужно заплатить 10 гривен (в мае ровно до этой же суммы подешевел переход с «Джинса» на его «супермодификацию»). Но компенсируют ли компании вырученные таким образом 30 млн. грн. (по десятке с 3 млн. «припейдщиков») потерю дохода от малоговорящих абонентов, которые до этого вынуждены были ежемесячно выкладывать на связь как минимум 25 грн., а теперь могут этого не делать?

Вводят новые коды

Шаги по внедрению новых кодов можно назвать превентивными. Теоретически емкость национального кода составляет почти 10 млн. номеров. Однако часть емкости должна быть зарезервирована для служебных нужд: у нас это номера, начинающиеся на «0», «8» и «1» (кстати, зарезервирована она достаточно условно, большая часть ее, как показывает опыт той же России, может передаваться в коммерческую эксплуатацию). Пока будем считать, что реальная емкость кода — около 7 млн. Как видим, существующих кодов и UMC, и «Киевстару» хватало до следующего года. Однако, видимо, с учетом грядущих изменений в регуляторной политике в отрасли, операторы решили перестраховаться.

Напомним: в апреле UMC ввело новый сетевой код 066 и в мае завершило перевод на него абонентов «Джинс». «Киевстар» внедряет новый сетевой код 097. По словам Гарретта Джонстона, директора компании по маркетингу, введение нового кода не будет сопряжено со сменой нынешнего — 067 и переводом на новый код существующих абонентов. Новый сетевой код будут получать исключительно абоненты компании при первичном подключении к сети оператора. И, видимо, еще даже не завтра. На сегодня абонентская база «Киевстара» превышает 3,6 млн. человек, при этом к концу года планируется обслуживать не менее 5 млн. абонентов. Очевидно, что при сохранении и наращивании темпов мобилизации вопрос с новым кодом встал бы где-то в начале 2005 года. Таким образом, 097 появился в ответ на 066.

Однако, исходя из введения новых кодов, можно сделать вывод, что в ближайшие годы операторы намерены совокупно подключить до 28 млн. абонентов. В сумме у всех украинских операторов реальная номерная емкость составляет 49 млн. (по 14 млн. у UМC и «Киевстара» с двумя кодами у каждого, по 7 млн. у «Голден Телеком», «УРС» и DCC/«Астелит» с кодами 039, 068 и 063 соответственно). При полной реализации этой номерной емкости будет обеспечено проникновение в 100%, как в зарубежных странах. Будет ли достигнут этот предел? Скорее всего, нет. При существующей степени экономического развития мобильное проникновение, скорее всего, стабилизируется на уровне 30% (что соответствует 16 млн. абонентов).

Напомним, рост количества абонентов описывается так называемой сатурационной кривой, напоминающей латинскую букву S. Нижний, пологий участок кривой описывает этап формирования рынка, средний, крутой — этап роста, и последний, вновь пологий — этап насыщения с замедлением роста. По мнению экспертов, украинский рынок мобильной связи сегодня балансирует на грани между ростом и насыщением. Основным препятствием на пути роста являются низкие доходы населения. Поэтому для сохранения темпов подключения новых абонентов операторы и вынуждены раньше времени снижать реальную стоимость своих услуг, а значит, и норму рентабельности. В погоне за близкими к европейским значениям показателя проникновения (что требуют от операторов связи, например, нормы международного аудита) они и ставят себя в условия, когда срок окупаемости вложений в них заметно вырастает. А значит — снижается инвестиционная привлекательность, вместе с ней растет угроза дальнейшим темпам роста. Сегодняшние фавориты рынка мобильной связи в Украине могут оказаться в условиях глубокого кризиса. Это, в свою очередь, даст возможность вырваться вперед операторам связи, использующим альтернативные технологии радиодоступа.

Кто разыграет козырную карту?

Но у операторов остается «про запас» козырная карта —плата за соединение. Этот «резерв главного командования» составляет аж 27 коп. и является эффективным механизмом компенсации потери операторами доходов при снижении тарифов. Как ни низки тарифы, а 27 коп. все равно снимаются в начале разговоров, хоть 3 секунды говори. Например, уложиться в существующие у «Киевстара» 2 бесплатные секунды при ошибке с набором номера никак невозможно, поскольку иногда соединение на фиксированные телефоны происходит дольше, при этом секунды начинают отсчитываться. А у «Джинса» вообще нет бесплатных секунд — деньги снимаются сразу при всех соединениях.

Только малые операторы «УРС» (торговая марка «WellCOM») и «Голден Телеком» не взимают плату за соединение. Но предоплаченный сервис Uni есть только у второго. Он действительно выгоден ввиду низких тарифов и отсутствия этой самой платы. Правда, у него отсутствует grace-период: прошел срок действия, не заплатил — лишился номера.

Так что дальнейшие шаги национальных операторов очевидны. Они направлены на развитие и увеличение привлекательности предоплаченных сервисов. Благо все уже отлажено, остается вводить лишь незначительные коррективы…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК