От вашего стола — нашему столу! Нулевые: десять «подарков» под елку

Поделиться
Время летит со скоростью света. Вот и первая «декада» нового тысячелетия растаяла как прошлогодний снег...

Время летит со скоростью света. Вот и первая «декада» нового тысячелетия растаяла как прошлогодний снег. В связи с успешным финишем этой первой десятилетки, естественно, есть КОГО вспомнить и есть о КОМ посудачить. Миллениум преподнес немало изысканных «деликатесов»: брендов, трендов, ньюсмейкеров, ньюстар… так или иначе определявших пейзаж нулевых.

Некоторые «культурные подарки» — от набирающего разбег ХХI века — вместе с вами и вспомним накануне Нового года…

ГАРРИ ПОТТЕР, КОТОРОМУ ЦЕЛОГО МИРА МАЛО. 2000-е — время волшебника из школы Хогвардс… «Литературного сына» фантазерки Джоан Роулинг. Оскорбленная и покинутая, она решила написать эту книгу как спасение от одиночества (и средство для пропитания)... В итоге получила все, о чем может мечтать начинающий литератор, и даже больше. Сегодня миссис Роулинг — на 620-м месте в списке самых богатых людей планеты. Она «круче» королевы Елизаветы II. Доходы от книжек, картин и компьютерных игр и в дальнейшем не позволят ей бедствовать. Десять лет ее очкарик (с «тайной» за пазухой) держал человечество в ежовых рукавицах. И хотя первая часть эпопеи опубликована в 1997-м, именно 2000-е создали «культ Поттера» и «параллельный мир Поттера». «Поттеромания» возбуждалась каждый раз, когда ожидали выхода очередного романа или всем миром готовились к премьере экранизации «по мотивам». Гарри, без преувеличения, оказался «новым героем волшебного времени». Судя по тиражам и кассовым сборам. Лучшее в нем — «принуждение» к дружбе. Все-таки главное это, а не магические трюки. Поттера пытались упрекать в неоднозначном влиянии на неокрепшие умы. Мол, черная магия. Впрочем, «те» дети за десять лет выросли. И скоро уже «их» дети подсядут на возможное продолжение приключений поттеровской династии. Во всяком случае Роулинг не сказала «нет».

ГЛАМУР, КОТОРЫЙ «ЦАРЬ ЗВЕРЕЙ». В английском словечко имеет невинные значения: «шарм», «очарование», «обаяние». Но 2000-е утрамбовали «гламур» в качестве новейшей «формы существования» самых-самых… Тех, к кому нам с вами не дотянуться. Гламур — параллельный мир. В нем искусственность заменяет подлинность, а глянец замещает душу. Он соблазняет с обложки, с рекламы в «ящике». Гламур возводят едва ли не в новый «стиль». С утра до ночи пичкая обывателя множеством телепрограмм о «светлой жизни» одноклеточных организмов из разнообразных параллельных «красот». Если «там» гламур стал лишь одной из разновидностей обитания сильных-пресыщенных, то «здесь» он прямо-таки просится в какой-нибудь из разделов вечно совершенствующейся нашей Конституции. Так как пространство гламура в первую «декаду» явно вытесняет пространство здравого смысла.

ЛЕДИ ГАГА, КОТОРАЯ ПОЕТ. Скупой на яркие творческие личности ХХI век рождает тем временем персонажей «синтетических». Но по-своему манящих и дразнящих. «Заместительницей» певицы Мадонны (поп-иконы конца ХХ века) на обозреваемом промежутке становится Стефани Джоан Анджелина Джерманотта. Она же — Lady Gaga. Новейшее увлечение человечества. Ее осознанная карьера началась совсем недавно, в 2006-м. Тогда же она взяла в оборот «фишку» из песни Queen — Radio Ga-Ga. Жила-была Стефани Джоан, а стала вдруг — Леди. Осенью 2008-го начинается ее большое гастрольное паломничество в мир. В 2009-м взлетает практически на все существующие хит-парадные вершины. В прошлом году (сентябрь) ее обозвали «королевой скачивания», так как ее треки стали пользоваться наибольшим спросом. А в марте 2010-го YouTube радостно отрапортовал: 100 000 000 — это число пользователей, жаждущих смотреть ее клипы. Феномен экстравагантной и,
в конце концов, ничем не примечательной девушки в ее имиджевой и музыкальной эклектичности. И в довольно легкой усвояемости «продукта». Способная на разнообразные выходки, она рассчитывает подольше задержаться на поп-олимпе.

3D-ИСТЕРИЯ, КОТОРАЯ ИЗМЕНИЛА ПРОКАТ. Существовавший в советское время киевский стереоскопический кинотеатр на склоне Днепра вряд ли мог представить, что… Что пройдут десятилетия — и объемная картинка (вызывающая у зрителя иллюзию глубины) будет выдаваться в кино за невиданное ноу-хау. Кассовый мегауспех объемного «Аватара» Джеймса Кэмерона (2009, 166 минут) вынудит большинство кинотеатров лихорадочно обзаводиться 3D-оборудованием, потому что таков диктат рынка. Нынче «трехмерная графика» и «3D-кинематограф» — обыденность проката. Многие проекты, запущенные год-два назад, срочно переформатируются в 3D. Последний «Гарри Поттер» летом 2011-го также ожидается в трехмерном восприятии. Даже такие старые хиты как «Титаник» Джеймса Кэмерона, экстренно «препарируют» под новую технологию.

Робер Лепаж
РОБЕР ЛЕПАЖ, КОТОРЫЙ СМОТРИТ В ГУБЫ. Самый дорогой театральный режиссер современности (в прикидке на «нулевые») живет… да где он только не живет. В Канаде, в Париже, в Москве (частенько). Робер Лепаж — постановщик с канадской пропиской и всемирным «паспортом». Человек мира. В своей жизни испытал себя в кинематографе, драматургии, опере, сценарном деле. Ставил программы для Питера Гэбриэла. Не без его находок потрясали зрелищными чудесами мастера из Цирка Дю Солей. Однако всемирный фурор в большей степени связан с его авторскими спектаклями 2000-х. «Обратная сторона Луны», «Проект Андерсен», «Липсинк», «Голубой дракон», другие работы. В этот период его имя непроизвольно утверждается как «главное» в мире театральной режиссуры. Человек в его спектаклях как молекула во вселенной, как звук в планетарной симфонии. Например, «Липсинк» («Золотая Маска» лучшему иностранному спектаклю России) продолжается около девяти часов. Сама постановка — сочетание разнообразных приемов кино, театра, музыки, цирка, света, цвета, звука… Режиссер, порою, доходит до удивительных нюансов: ему безумно важно услышать «шепот» губ… И чаще не слово, а именно шепот и определяет смысл некоторых его постановок.

НОВАЯ ДРАМА, КОТОРАЯ ИЗОБРАЖАЕТ ЖЕРТВЫ. Начало каждого нового века — так или иначе — выдвигает и свою «новую» драматургию. «Новую» по отношению к уже устоявшейся «хрестоматийной». Драматурги разных стран, конечно, не объединялись по примеру пролетариев. Но темы, мотивы и некоторые образы разнообразных «новых» пьес этого периода во многом созвучны. В произведениях Мартина МакДонаха (Ирландия), Марка Равенхилла (Британия), братьев Пресняковых или Ивана Вырыпаева (Россия), многих других человеку отведено специальное «место». О котором Чехов не мог помыслить. А Горький, этот сказал бы: на дне! Действительно это место — часто у свалки, на мусорке. Это вроде человеческая «территория», но больше ей подходит название известной телепередачи — «В мире животных». Такие они все дикие, несчастные и потерянные… «Калека с острова Инишмаан» МакДонаха, Shopping & Fuking, «Изображая жертву» или «Терроризм» Пресняковых, «Июль» Вырыпаева… В этих пьесах человек постоянно «на грани» — нервного или физиологического — срыва. Некогда ему смотреть на «небо в алмазах». Есть занятие и поинтереснее…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме