Образование и интеллект: размышления об интеллигенции

Поделиться
Среди множества партийных лозунгов в пылу борьбы за власть как-то призабылись, отступили на второй план проблемы духовного развития и главного его структурного компонента — интеллигенции...

Власть, рынок, выгода, политическая целесообразность, коалиция, выборы, коррупция... Эти понятия стали отличительной чертой сегодняшнего дня. Кажется, уже нет великих целей, стратегических задач и ответственности перед Богом и людьми. Среди множества партийных лозунгов в пылу борьбы за власть как-то призабылись, отступили на второй план проблемы духовного развития и главного его структурного компонента — интеллигенции. Возможно, это оправдано требованиями времени. Но оправданно ли отодвигать на маргинесы интеллигенцию, без которой не будет ни образования, ни искусства, ни культуры? Как никогда остро стоит вопрос: что такое интеллигенция сегодня, в чем ее сущность, роль и назначение?

Генезис интеллигенции

В последние годы все чаще в наших средствах массовой информации, публицистике понятию «интеллигенция» противопоставляется понятие «интеллектуал». Насаждается мнение, что интеллигенция движется к своему естественному концу, поскольку само понятие утратило реальное значение и превратилось в своего рода языковое «декоративное украшение», не имеющее социального смысла. Интеллигенция выполнила свою функцию — помогла народу выйти из тьмы и рабства, и теперь может и должна вместе с этим народом делать то, что и декларировалось: работать на общее благо по специальности. В соответствии с такой логикой обществу сегодня нужны средний класс, нормальные законы, экономическая стабильность, а не интеллигенция, утратившая свое практическое значение и «отошедшая» как фактический носитель личност­ного сознания. Неужели общество окончательно превратилось в сумму технологий, о которой предупреждал польский писатель С.Лем? И уже совесть, долг, забота о народе уступили месту капиталу, бизнесу, борьбе за собственность? Неужели исчерпали себя идейные поиски, религиозное подвижничество, ответственность за судьбу страны и ее дальнейшее развитие?

Бесспорно, наша экономизированная эпоха, хозяйство и культура, зависящие от денег, вносят коррективы в мировоззрение, в ценностные ориентиры, что заставляет каждого мыслящего человека пересматривать свое отношение к действительности. Но не слишком ли резко мы иногда расстаемся с тем, что продолжительное время плодотворно работало на общество, на формирование нации, ее культуру? Конечно, современные инновационные подходы к осмыслению новых реалий общественного бытия заставляют критически относиться к старым методам труда, догматизму, предрассудкам, примитивизму, отжившим идеям и ценностям, снобизму в отношении к обычному, без «статуса», человеку. Но есть вещи, навсегда остающиеся в жизни народа, без которых он не может существовать, — мораль, история, культура, язык, духовность. Творцом и носителем этого достояния была и является интеллигенция. История только подтверждает и делает более выразительной ее определяющую роль в становлении и формировании нашего государства. В чем она состоит? И народ, и власть не могут существовать без государства, объединяющего нацию. В свою очередь государство не может жить без национальной идеи. Пусть даже сформулированной в общих чертах, но которую все члены общества воспринимают более или менее одинаково. Можно предлагать и разрабатывать различные формы государства и различные способы реализации национальной идеи как идеи государственности. Но самое крепкое государство национальное или считающее себя таковым. Здесь слово «нация» выступает не в этническом значении, а в том, в котором этот термин употребляет Организация Объединенных Наций, то есть в значении определенного государственного единства, как синоним слова «государство».

Вместе с тем национальное государство, о котором мы так много говорим и которое, несмотря ни на что, строим, не может существовать без национального образования, в среде которого и развивается национальное самосознание. Национальное самосознание формирует национальная интеллигенция, творческая деятельность которой продуцирует науку, знания, искусство, культуру в общих чертах. Отсюда — необходимость наличия в самодостаточном государстве здоровой, активной интеллигенции.

Но что такое интеллигенция и каковы основные вехи ее развития? Ответ на этот вопрос дает возможность определить ее роль в создании современного образования, или «общества знаний» как основы модернизации Украинского государства. Термин «интеллигенция» получил в Украине мощное звучание в 60-е годы ХІХ века. Представление о нем сначала было своеобразным синонимом коллективной совести и просвещения. Со временем концепт интеллигенции стали связывать с критицизмом — относительно феодальных и государственных порядков и Российской, и Австро-Венгерской империй, в состав которых тогда входила Украина. На этой почве формировались стратегии развития украинской национальной культуры, проявлялась ее самобытность в контексте национального сознания с перспективой образования независимого государства. В силу этого интеллигенция воспринималась как относительно целостная группа интеллектуально развитых людей, объединенных общей оппозиционностью к существующей власти. Интеллигент — это не только представитель интеллектуальной деятельности, а человек высокой идеи, посвятивший себя заботе об общественном деле, служению правде, истине, справедливости.

Существует давняя традиция считать интеллигенцию исключительно отечественным феноменом. Но история свидетельствует, что интеллигенция существует во всех обновляющихся обществах, если смотреть на нее как на определенный ресурс модернизации — наставник, учитель необразованной массы, вдохновитель людей на благородные дела и деятельность. Конечно, к интеллигенции нельзя относить идейных мракобесов, различного рода «ультра» — «левых» и «правых», демагогов и спекулянтов от науки и тому подобное.

В последние годы альтернативой интеллигенции стало понятие «интеллектуал». Это слово вошло в словари французского языка в
90-е годы ХІХ века. Оно определяет профессиональный состав активно действующей части общества. В отличие от интеллигенции, интеллектуалы преимущественно разъединены между собой, их в меньшей степени беспокоят проблемы народа, упадок морали или расцвет духовности. Бесспорно, интеллектуалы определяют процесс продуцирования идей. Интеллектуалы могут находиться в различных фазах взаимоотношений с обществом — быть отстраненными от него, занимать позицию заинтересованного или конструктивного критицизма, быть политически или социально заангажированными. Интеллектуалы — скорее технологическое понятие, нежели софийное.

Традиционно мы все-таки больше апеллируем к понятию «интеллигент». Для Украины характерным является прочтение этого термина как определенной совокупности людей, достаточно образованных, профессионально занимающихся умственным трудом, внутренне ориентированных на соблюдение принципов морально-этического кодекса. Интеллигенция является творцом и носителем идей, на основе которых разрабатывается стратегия развития общества. Вместе с тем понятие «интеллигент» не настолько однозначное. Во-первых, в общественном сознании сформировался миф об интеллигенции, которая всегда боролась с властью. Но в коммунистический период о борьбе или созидании новых идей не могло быть и речи. В Толковом словаре русского языка (под ред. Ушакова, 1935 год издания) интеллигентом называется человек, социальное поведение которого характеризуется недостатком свободы, нерешительностью, сомнениями. В повседневном употреблении слово «интеллигент» могло звучать как презрительное обращение. Делом партии было «вылечить» новую советскую интеллигенцию от «старых» болезней: сопереживания, чувства долга, нравственности, заботы о народе. Для этого ее держали на коротком поводке. В зависимости от изменения курса (десталинизация, «хрущевская оттепель», «застой», «перестройка») менялась длина и жесткость поводка. О сопротивлении не могло быть и речи, более всего поощрялось послушание. В итоге как минимум три поколения делали не то, что требовалось, а то, что приказывали, и не так, как нужно, а как «положено». Было потеряно много сил, загублены миллионы жизней. Результат известен: громоздкое строение, с грохотом рассыпавшееся на наших глазах, имело слабую интеллектуально-духовную основу. Советская интеллигенция, лишенная творческой инициативы, не могла скрепить ее своей государственной энергией и свободой к действию.

Образно интеллигенцию можно представить как «душу» народа, а интеллектуалов — как его «дух». Обычно они не могут полноценно существовать и функционировать друг без друга. Поэтому попытки разъединить интеллигенцию и интеллектуалов носят неконструктивный характер. Языком философии — это попытки механистического, а не творческого подхода к анализу важных общественных феноменов, которые в конце концов приводят к искажению сути интеллигенции, которая якобы уже по своему определению не может не быть интеллектуальной.

Интеллигенция против конформизма

Сущность интеллигенции — в ее бескомпромиссности. Но крепост­ное рабство в ХІХ и большевистский террор в ХХ веке в Украине — это атмосфера, в которой росла и развивалась наша интеллигенция. Отсюда потеря в отдельных случаях своей автономности, склонность к конформизму. Бесспорно, конформизм практически всех людей, которые считают себя интеллигентами или традиционно воспринимаются как принадлежащие к ним, сыграл свою роль в формировании негативного к нему отношения. Если для инженера и техника, военного и врача, при условии их профессиональной компетентности, социальный и культурный конформизм как-то оправдан стремлением делать свое дело и поэтому является действительно конформизмом, то для людей, как раньше говорили, свободных профессий, он легко трансформируется в рептильную приспосабливаемость и рабскую покорность. Лицемерие, обман, фальшь были присущи и власть предержащим, и народу. Уважения интеллигенции, которая рассматривается упрощенно (по «рабоче-крестьянски») и безосновательно как определенное целое, это не добавляет. Неинтеллигентность интеллигенции, ее несоответствие собственной идее — вот что лежит в основе непочтительного к ней отношения.

Привычка слепо повиноваться и подражать авторитету, как правило, надуманному (вспомните псевдокульт Л.Брежнева), оказалась пагубной, когда, пытаясь отойти от прошлых ошибок, наша интеллигенция прибегла к нонконформизму. Она восприняла новое как простое, прямое, линейное отрицание старого, и поэтому пришла к новому конформизму. В такой ситуации напрасно надеяться на «интеллектуальные прорывы», инновации, творческие достижения, динамику технологических, административных, культурных, наконец, образовательных трансформаций и преобразований. Изменилась только форма, содержание осталось. Это то же самое, когда вчерашних колхозниц переодевают в национальную одежду и выдают как пример отечественного возрождения и как развитие национального сознания.

Если говорить прямо, то неограниченный конформизм и жесткая ультраоппозиционность вызывают непатриотизм, шовинизм, космополитизм, являющиеся порождением некритического увлечения своими действиями, а это приводит в большинстве своем к абсурдному результату.

Но размышлять только так означает сознательно обеднять в полемическом пылу картину того, что происходит. В действительности здесь имеют место и общецивилизационные явления. Суть их состоит в том, что в истории побеждает то сообщество (народ, племя, нация), которое хорошо овладело наукой накопления, усовершенствования, распространения и передачи соответствующих знаний, умений и навыков. Все это, по определению, является делом интеллигенции. Необходимость удовлетворять именно эту потребность и формирует интеллигенцию. Ведь только интеллигенция может справиться с очерченными задачами. Прежде всего — через образование.

Образование и интеллигенция

На протяжении всей истории человечества большим и малым сообществам всегда требовались специалисты, профессиональная подготовка и высокая квалификация которых не только соответствовали бы требованиям времени, но и опережали бы их. В условиях современного украинского бытия такая потребность ощущается особенно остро. Наиболее полно потребностям общества соответствует развитие науки, которое осуществляют профессиональные научные сотрудники — творцы новых знаний и ученые-исследователи — создатели новых технологий. Как правило, такие специалисты являются продуктом многолетней подготовки. Осуществляется она через обучение, этапы которого — дошкольная подготовка, среднее и высшее образование, ученая степень. Обучение — это интеллектуальная деятельность, напряженная и ответственная, которая не может не быть интеллигентной.

Именно такие сегодня, как и всегда, этапы профессионального становления интеллигентного человека. Их детально изучают в системе институтов Академии педагогических наук Украины. В интеллектуальной деятельности личность развивает свой талант, чтобы реализовать его с пользой для себя, Отчизны и, наконец, для всего человечества. А это невозможно без надлежащего профессионализма. Между тем становление профессионализма невозможно без интеллигентности, которая, в свою очередь, неотделима от нравственности. Воспитание интеллигентности взаимосвязано с реальным обучением, в частности, конкретным делом, которое должно стать смыслом жизни.

Наука, знания, способы их получения, передачи и распространения —составляющие образования. Сюда же необходимо добавить вопросы мировоззрения, эстетического воспитания и воспроизведения мира внешнего по отношению к человеку и его внутреннему миру. Очевидно, что образование, как и культура, является полем для непосредственной деятельности интеллигенции. Ведь новое знание всегда рождалось в среде ученых, мыслителей, интеллектуалов, писателей, художников — то есть интеллигенции. А в современном мире благосостояние, неразрывно связанные с ним безопасность и надежность государства еще в большей степени определяются научно-техническими возможностями и интеллектуальным потенциалом страны, качеством жизни людей, уровнем демократии, правосознанием и развитием общественной морали. Исключительно важную роль в создании этих базовых условий конкурентоспособного общества играет наличие ответственной интеллигенции.

Для элиты общества важным является понимание того, что интеллект нации, ее «дух» и «душа» имеют свои собственные законы развития и являются самодостаточными. Включение в образовательный процесс интеллектуально-инновационной деятельности дает возможность определить актуальные задачи дальнейшего развития. Но для продуктивного функционирования интеллигенции необходимо сообщество интеллигентов, ощущение того, что труд осуществляется в определенной сфере духовности и взаимопонимания, в определенном культурологическом сообществе, которое нужно было бы назвать, следуя В.Вернадскому, ноосферой. Правда, этот термин сегодня часто употребляется не совсем по назначению и иногда интерпретируется достаточно свободно.

Если же образование заменяется псевдообразованием, то общество получит не современного специалиста и гражданина, а постсоветский хлам. Интеллигенция перестает быть собой, поскольку ей некуда и не с кем идти. Наступает время не возрождения, а бытового вырождения, духовного упадка и деградации. Принимаются неконструктивные законы, элита деморализуется, становится неспособной к роли носителя национальной идеи. Барьером для такой альтернативы должна стать именно интеллигентная, интеллектуальная интеллигенция.

Для просвещенцев как носителей интеллигентности необходимо понять и неуклонно проводить линию, в соответствии с которой интеллигенты только тогда и только поэтому являются ими, если профессионально занимаются интеллектуальным трудом. Не существует интеллигента вне производства и развития культуры и знания, но и знания не существует без интеллигенции. В образовательном процессе интеллигенция должна выступать как целостный организм, единый не только генетически, концептуально, предметно-содержательно, но и социально.

Интеллектуальная деятельность, интеллигенция, патриотизм

В нашем обществе продолжительное время господствовало довольно своеобразное, даже двойственное отношение к интеллигенции. С одной стороны, и эта позиция была очень весомой, наблюдалось почтительное, преисполненное пиетета отношение к знаниям. Особенно ярко это проявлялось, когда руководители государства были недостаточно образованными, но по-своему умными людьми. Плохо переведенная с английского максима Ф.Бэкона «знание — это сила», в оригинале означающая «знание — это могущество», «знание — это власть», согревала им душу.

Одновременно понятие интеллигентности, сама его сущность, парадигма научного познания мира, парадигма морального дискредитировались, опошлились. Руководители советского общества настоящей интеллигентности боялись, но тем не менее пели ей дифирамбы. В результате процветали и цинизм, и светлая вера в разум и знания. Если для результативной конкретики нужны были еще и определенные научные исследования, то их поддерживали. Изучай, исследуй, только не касайся мировоззренчески идеологического фундамента и права партийной элиты решать, чем, по большому счету, тебе заниматься, а чем — нет. Как следствие — интеллигенция была «ручной», а интеллектуалы собирали картофель или работали в стройотрядах, зарабатывая на книги и проживание, тратя свое умение на пустые и бессмысленные дела.

И вся история борьбы за украинскую государственность свидетельствует, что успехов достигали тогда, когда люди интеллектуального труда (учителя, священники, врачи, писатели, администраторы, ученые) были воодушевлены идеей национального патриотизма. Обязанность интеллигенции — быть творцом, носителем и распространителем идей интеллектуализма и патриотизма во всем богатстве этих понятий. Застои, тирании, оккупации, авторитарные режимы проходят, а дело интеллигенции, ее слово, мнение, запечатленные в поколениях, остаются. Необходимым условием сохранения и продолжения этой традиции является, помимо все прочего, правильное преподавание отечественной истории. Но не только как ход событий, а как история культуры, традиций и, самое главное, личностей. Интеллигенция — это прежде всего личность, но личность мыслящая.

Важным моментом понимания предназначения украинской интеллигенции является то, что она по сути своей не может существовать вне украинской государственности. Вообще говорить об интеллигенции можно только в контексте той или иной государственности, той или иной власти. Сильная власть дает интеллигенции возможность более четко осознать свои место и роль в обществе. Иными словами, интеллигенция существует тогда и в той степени, когда и в какой степени существует власть. Украинская интеллигенция, как сообщество людей интеллектуального труда и духовной деятельности, несмотря на всю свою пестроту, острые разногласия во взглядах на разные конкретные вопросы бытия, всегда характеризовалась высоким уровнем патриотизма. Вместе с тем недостаток патриотизма у определенной, даже немногочисленной ее части, сразу предопределяет непринятие народом всей интеллигенции вообще.

Крах советской системы был предопределен не только деградацией высшего эшелона власти, но и исчерпанием культурных, интеллектуальных и человеческих ресурсов. Задача советской интеллигенции состояла в легитимизации советской власти и обеспечении поддержки режима. Последнее достигалось с помощью образования, которое готовило прежде всего исполнителей. Унифицированные модели этого образования исключали индивидуальное разнообразие, вариативность, возможность выбора, конкуренции, личных достижений. Духовно-культурные ресурсы системы иссякли довольно быстро. Их хватило на первичную индустриализацию, военную модернизацию и, с огромными усилиями, на восстановление утраченного и разрушенного в период Второй мировой войны. Дело двигалось до тех пор, пока продолжалась индустриализация догоняния. Но как только начался период постиндустриализма, предусматривающий преобладание науки, творческой самостоятельности, воспроизведение знаний, страна остановилась. Начался внутренний склероз развития просвещенного, казалось бы, общества. Но эта образованность оказалась половинчатой, поскольку интеллигенция была парализована идеологией. Поэтому образование порождало «профессиональный кретинизм», а не творческих личностей, хотя о них много говорилось. Задача, стоящая перед современным образованием, — не повторить ошибок прошлого.

Интеллигенции присуща способность самовозрождаться. Она сама определяет пути своего развития, сама обеспечивает свою беспрерывность, сама себя «набирает» из народа, то есть подбирает новые кадры, готовит их к самостоятельной работе сегодня и в будущем. Эта деятельность носит элитарный характер, но иначе интеллигенция и не может выполнить свое предназначение — как можно глубже и полнее познавать мир. Целью познания является усовершенствование жизни общества.

Элитарность требует высокой морали, высокой гуманности. Иначе она опасна. К счастью, как правило, по-настоящему морально воспитанный человек, человек высокой гуманной культуры, лучше, полнее, глубже воспринимает и шире постигает, а потом использует специальные знания.

Интеллигенция людям нужна. И будет нужна до тех пор, пока будет ею оставаться. В этом плане интеллигенция бессмертна настолько, насколько народ и общество будут определять задачи и цели своего дальнейшего развития. Как бессмертными являются культура, красота, вопрос о смысле жизни.

Если же народ и власть не хотят ценить свою интеллигенцию, они будут вынуждены идти за чужим интеллектом, повиноваться чужим интересам. Так же и интеллигенция, которая не хочет жить интересами своей Отчизны, будет терять свою интеллигентность и пресмыкаться перед всем чужим. Это особенно важно для образовательного процесса, модернизация которого не должна быть слепым копированием западного опыта.

Планы развития молодого Украинского государства, конечно же, не предусматривают такого бесславного конца. Но для этого необходимо создать новую интеллигенцию, способную выполнить свою историческую миссию и высокое предназначение.

Особенно сегодня, в условиях нестабильного общества, когда существует настоятельная необходимость решать множество сложных вопросов, к которым не подойдешь только с позиций послушания и конформизма. Тем более, если речь идет об образовании, о педагогическом процессе. Разрушители и критики сделали свое дело, их место должны занять творцы, способные в повседневной работе развивать образование, культуру, государство.

Интеллигент и масса

Уровень того или иного общества определяется его самосознанием. Именно в нем сущность интеллигенции. Интеллигентность — не декларация, не функция современного развития, а его сущность. Не посредник, а субстанция. Интеллигент — осевая личность в том смысле этого понятия, который сложился в культуре в результате овладения экзистенциальными идеями переосмысления истории. Он является воплощением творческой и изысканной духовности, генным ферментом креативного, любознательного ума в суете и беспорядке социума.

Интеллигенция является творцом смыслов и идей, носителем неспокойного, всегда тревожного сознания, побуждающего народ, массы к творчеству, движению, деятельности. Идейность — способ ее существования. И служение. Не просто служение социальным, культурным, политическим, экономическим идеям, а жизнь идеей, как жил идеей понимания и познания мира сердцем Г.Сковорода, идеей борьбы за судьбу Украины — Т.Шевченко, идеей красоты человека — Леся Украинка и многочисленные ученые, мыслители, учителя, художники, поэты, политики, посвятившие свою жизнь борьбе за Родину и ее народ. Интеллигенция не из-за амбициозных позиций, а по своей сути не может не стремиться к познанию и выражению себя, своего смысла, своего видения человека, чтобы потом нести эту истину как крест. Судьба интеллигента — лелеять в себе свою истину и веру, чтобы потом реализовывать ее собственной жизнью.

Интеллигент — это всегда личность. Ею, как известно, не рождаются, а становятся. Образование — главная среда воспитания интеллигентности. Не отбрасывая роль семьи, ее традиций, все же подчеркнем определяющую роль образовательной среды. Именно интеллигентные представители науки и образования формируют личность через знание, умение подать примеры культуры мышления, которая является главным условием становления личности, тождественной интеллигентности. Личность в своем сущностном состоянии важнее узкой партийности, прикладной заангажированности, что подтверждает исторический опыт, во многом горький, для нашего общества. Смысло-жизненная связь таких личностей выше и важнее социальной рутины и нормы. Общество без таких личностей — всего лишь большое количество людей. Толпа.

И это не пустые слова. Сегодня должны учитываться все большие проявления потребительства, порождающего не народ, даже не массу, а толпу. Как показывает не только мировой, но и наш отечественный опыт, реальной материальной силой, разрушающей основы цивилизации, как правило, выступает безликая масса. С разрушением моральных, духовных устоев, на которых основывалась та или иная цивилизация, дело ее окончательного уничтожения берет на себя масса, или толпа. Лишенные корней и социально-культурных связей между собой, дезориентированные многочисленными изменениями, атомистические, анонимные мириады отдельных индивидов, утратившие веру в авторитеты и ценности, в интеллект, знания, становились той питательной средой, на которой возникали человеческие сообщества, получившие название толпы, массы. Они являются тем, что в Древней Греции называли охлосом.

Когда Г.Лебон провозглашал тезис о наступлении «эры масс», а Х.Ортега-и-Гасет о «восстании масс», разумеется, они имели в виду Запад. Но сегодня, анализируя основные тенденции и векторы развития других регионов, в том числе и Украины, можно без преувеличения утверждать, что «восстание масс», процессы массовизации охватили почти всю планету. Информационно-телекоммуникационные технологии, электронные средства массовой информации, тесно связывая страны, регионы, народы, все сильнее сжимая пространство культурного бытия, обеспечивают возможность проникать в глубины частной жизни людей во всех частях земного шара. Неуклонное расширение ареала этих процессов за пределы западного мира стало фактором размывания самобытности религиозных, национальных, этнических сообществ. Результатом информатизации, глобализации и других, связанных с ними процессов и тенденций является эрозия основополагающих принципов самоорганизации человеческих сообществ в традиционном их понимании. На их месте возникают эфемерные, лишенные точек сопротивления и корней, построенные на безличностных отношениях новые сообщества, которые в совокупности образовывают мировые толпы. В связи с чем социологи определяют наше время как время толпы.

Учитывая такую новую реальность, становятся еще более очевидными важность и актуальность наличия и развития интеллигенции в обществе. Она, как совокупность «осевых личностей», всегда противостоит реликтам идеологии и диктата быта над высшим призванием человека. Кроме того, интеллигенция должна, консолидируясь, противопоставить себя толпе, показать преимущества личностной жизни перед аморфностью и безликостью существования, в которой находится человек как атом массы (толпы).

Если интеллигенция действительно хочет быть совестью народа, а не толпы, она должна не лоббировать какие-то отдельные общественные потребности, а представлять потребности общественного целого. При том, что они являются невероятно сложными и трагически противоречивыми. Но без сохранения всей этой сложности и противоречивости не уцелеет и сама интеллигенция, не уцелеют ни ум, ни совесть, ни наука, ни образование, ни культура. Поэтому интеллигенция для выполнения своей исторической миссии может и должна, опираясь на философию человекоцентризма, использовать и мораль, и знание, и интеллект, и власть для достижения своей цели — воспитания инновационно мыслящего человека. Только она может достойно выполнить величественные задачи по созиданию и развитию новой Украины.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме