ВНЕШНЕЕ ТЕСТИРОВАНИЕ: ПРОБА ПЕРА

Поделиться
Какой межпартийный блок был создан во Львове в начале Первой мировой войны? Кто руководил борьбой отрядов УПА против советской власти в 1944—1950 гг.?..
Тихо: идет тестирование!

Какой межпартийный блок был создан во Львове в начале Первой мировой войны? Кто руководил борьбой отрядов УПА против советской власти в 1944—1950 гг.? Какую роль сыграли норманны (варяги) в создании Киевского государства? Запамятовали? Тогда, может, вычислите площадь фигуры, ограниченной графиками функций у=х2-2х+2 и у=2+4х-х2? Или в градусах определите острый угол трапеции, зная, что ее основы равны шести и двум сантиметрам, а площадь трапеции — 8 см2? Говорите, и в точных науках не сильны? Ну, коль вы в этом году не заканчиваете школу и не собираетесь 10 мая с.г. участвовать в аттестационном тестировании по математике и истории (совместный проект МОН Украины и Международного фонда «Відродження»), то переживать особо нечего. Да и решившим таким образом испытать свои силы тоже не стоит особо волноваться. «Если ты прилежно учился, то задания решишь», — убеждена одна из 2300 участников пробного тестирования, состоявшегося 22 марта 2003 г. в Киеве, Харькове, Львове и Одессе. О том же, что предшествовало этой «тренировке» и как идет подготовка к майским «стартам», — в интервью корреспондента «ЗН» с директором проекта «Центр тестових технологій» Международного фонда «Відродження» Лилией ГРИНЕВИЧ. А начали мы беседу с вопроса, кому, собственно, принадлежит авторство используемых во время вышеупомянутой процедуры тестов?

— Среди разработчиков — вузовские педагоги и школьные учителя, сотрудничающие с нашими региональными центрами, расположенными в Киеве, Львове, Харькове и Одессе, — рассказывает Лилия Михайловна. — Думаю, в содержании этих тестовых заданий нам удалось соединить школьные и вузовские требования, предъявляемые к знаниям выпускников. Таким образом мы попытались сделать первый шаг к преодолению той пропасти, которая, увы, существует между средней и высшей школой, «нащупать» подходы, которые станут едиными для выпускных школьных и вступительных вузовских экзаменов.

Основная проблема сегодня — унификация требований обеих сторон. Нынче каждое высшее учебное заведение ставит перед абитуриентом свою «планку». Фактически сотрудники этого вуза, разрабатывающие содержание вступительных экзаменов, становятся эксклюзивными хозяевами информации. И абитуриенту, имеющему право подавать документы в несколько вузов, приходится ко вступлению в каждый из них по-разному готовиться. Во всем же мире практикуются единые для всех подходы и требования. К этому нужно стремиться и нам, раз уж декларируем равный доступ к качественному образованию.

— Известно, что одна из главных задач единого внешнего тестирования — сделать процесс оценивания знаний максимально прозрачным и объективным. То есть, кроме всего прочего, преодолеть такое, к сожалению, массовое негативное явление в сфере образования, как взяточничество. По-вашему, достичь этой цели вполне реально?

— Именно обеспечение прозрачности и является одним из механизмов преодоления взяточничества. Максимальную же прозрачность и объективность мы обеспечиваем двумя способами. Во-первых, строгой секретностью экзаменационных материалов. Все люди, работающие в региональных центрах, и авторы тестов подписывают соглашение о служебной тайне. С другой стороны, процедура транспортировки тестовых заданий исключает возможность несанкционированного «взлома». Все конверты с тестами запакованы так, что незаметно раскрыть их нельзя, распаковываются они исключительно в присутствии всех детей. То есть весь путь экзаменационных материалов — от момента их создания до раскрытия конверта — сопровождается огромным количеством «предохранителей» утечки информации.

— Вы упоминали о соглашении, которое подписывают разработчики тестов. А какие санкции будут применены по отношению к тем, кто их нарушит?

— Мы можем подать на такого человека в суд за моральный ущерб, нанесенный нашей институции. Можем потребовать и возмещения тех потерь, которые неизбежно понесем. Ведь огромное количество размноженных экзаменационных материалов становится недействительным. Следовательно, нужно в максимально сжатые сроки размножить новые, запаковать их и т.д. Поверьте, все работающие над содержанием тестов сотрудники региональных центров понимают, какая ответственность на них возложена.

В целом мы хотим создать систему, функционирующую независимо от людей, в ней работающих. Вся процедура внешнего тестирования ни в коем случае не должна превратиться в механизм централизованной коррупции. Это — наша главная задача.

— Сколько людей трудится над содержанием тестовых заданий?

— В каждом региональном центре по каждому предмету — история и математика — есть коллектив из трех-пяти человек: то есть пятнадцать-двадцать специалистов по всей Украине. Они разрабатывают несколько разных тестов, затем эксперт Центра тестовых технологий, проанализировав качество предложенных материалов, комплектует окончательный вариант. Его рецензируют два авторитетных специалиста — ученый (математик или историк) из АПН и учитель-практик. Они, безусловно, тоже подписывают соглашение о неразглашении информации.

— Продуман ли механизм защиты экспертов от давления извне?

— Очевидно, это — одна из самых больших проблем. Самым совершенным способом является компьютерное тестирование в режиме on-line, располагающее громаднейшей базой стандартизированных тестов, которые подбираются с учетом способностей и возможностей каждого тестируемого. Но даже эта система имеет ряд недостатков — ужасная дороговизна, ученик не может продемонстрировать творческий подход к решению задач и т.п. У нас же есть часть так называемых открытых заданий, где тестируемый высказывает свое мнение, размышляет. Кроме того, работа, выполненная на бумаге, — документ, подтверждающий в случае апелляции сделанное учеником.

Внешнее тестирование не лишено недостатков и сложностей. Но это что-то сродни демократии — ничего лучшего человечество пока не придумало.

— Хотелось бы уточнить: что это за «открытые» задания?

— Часть теста проверяет компьютер. Но есть в нем и часть «открытых» заданий, предусматривающих развернутый ответ. Их проверяют педагоги. Работы ребят кодируются, оценки за них выставляют учителя, до последнего не знающие, чьи ответы к ним попадут. Сама проверка проходит в закрытом помещении под контролем людей, ответственных за объективность процедуры.

Еще один важный момент — проверяющими вырабатывается единая система оценивания, поскольку каждый педагог, естественно, имеет свои критерии. Этот субъективизм при внешнем тестировании нужно обязательно преодолеть.

— Сейчас в СМИ идет очень много информации о том, что даже американцы — известные апологеты тестовой системы оценивания знаний, подумывают о, как минимум, ее серьезнейшей реорганизации. Не получается ли так, что мы собираемся внедрять то, в эффективности чего другие сомневаются?

— Дело в том, что американский подход не лишен максимализма — их тесты преимущественно «закрытые». И сейчас просвещенцы США поднимают вопрос о том, что даже абсолютно ничего не знающий ребенок, который выполняет «закрытые» тестовые задания (то есть ставит, пусть и произвольно, галочку напротив одного из предлагаемых ответов на вопрос), может выйти на определенный результат. У нас «закрытые» задания составляют только треть всего теста. Дальше идут задания, предусматривающие короткий ответ. Современные технологии сканирования позволяют его считать, следовательно, и в данном случае (не) правильность ответа оценивает компьютер. Плюс уже упоминавшиеся «открытые» задания. Одним словом, наши тесты и наши подходы существенно отличаются от американских.

— Каких результатов ждете от пробного тестирования?

— Его цель — познакомить детей с процедурами, ориентировочными заданиями, научить ребят рассчитывать время, работать с бланком ответов. Безусловно, это тестирование чрезвычайно важно и для нас, организаторов: оно поможет выявить все «узкие» места.

— Кто принял участие в тренировочном тестировании? Каким образом проходил отбор его участников?

— Было объявление о том, что на добровольных началах 22 марта 2003 г. пройдет пробное тестирование. То есть пришли только те, кто захотел в нем поучаствовать. Но в разных региональных центрах по-разному подошли к набору участников тестирования. Например, в Киеве и во Львове инициативу проявляли непосредственно сами учащиеся. Так, в столице для прохождения тестирования зарегистрировались 440 ребят из 98 школ, во Львове — 600 учеников из 110 учебных заведений среднего звена. В Харькове и Одессе в мартовской «тренировке» решили поучаствовать тоже по шестьсот выпускников, но «родом» всего из тридцати трех и двадцати пяти школ соответственно. Это означает, что было предложено познакомиться с процедурой внешнего тестирования целым классам в базовых школах.

Конечно, «репетиционное» тестирование имело определенную квоту. Мы не смогли охватить абсолютно всех, выявивших желание в нем поучаствовать — наши финансы, увы, ограничены. А вот в настоящем, майском, тестировании постараемся дать возможность попробовать свои силы максимальному количеству ребят. Напомню: результаты этого тестирования будут засчитываться как государственная итоговая аттестация и вступительный экзамен на определенные специальности в университеты, принимающие участие в эксперименте. Среди них — НаУКМА, Львовский национальный университет им. И.Франко, Одесский национальный университет им. И.Мечникова и Харьковский государственный педуниверситет им. Г.Сковороды.

— То есть, если я правильно поняла, и на майские «старты» выйдут лишь те ребята, которые изъявят желание.

— Совершенно верно. Мы огласим набор, сообщим его сроки. Наш потенциал позволит протестировать в мае 5 тысяч украинских ребят. Подчеркну: не имеет никакого значения, в какой школе учится ребенок. К примеру, в мартовском тестировании в Одессе принимали участие ребята, живущие и, соответственно, учащиеся в населенном пункте, расположенном в 252 км от Южной Пальмиры.

— Когда будет объявлен набор на майские «соревнования»?

— Во-первых, когда ребята — участники мартовской «тренировки» придут за ее результатами, они тут же смогут перерегистрироваться. Для всех остальных регистрация состоится с 7 по 14 апреля с.г. Соответствующее объявление распространим через органы управления образованием. В Киеве мы сотрудничаем с городским управлением образования и науки, с областными — во Львовской, Харьковской и Одесской обл. Они, в свою очередь, передадут информацию в каждую местную школу.

— Наша средняя школа работает по 12-балльной системе оценивания знаний, вузы — по 5-балльной. Поскольку результаты тестирования планируется засчитывать одновременно как госаттестацию и вступительный в вуз, как будут выставляться оценки?

— Результат будет очень многогранно интерпретироваться. Для вузов выставляются две оценки. Первая — процент правильно выполненных заданий. Но эта оценка не несет всей необходимой в данном случае информации: есть более или менее важные, сложные и т.п. задания и не всегда баллы, полученные за них, отражают их «вес». Посему выставляется еще одна оценка: выстраивается рейтинг всех, принимавших участие в тестировании, и ваш балл отражает ваше место в этом рейтинге. То есть вузовская приемная комиссия видит, как выглядит их абитуриент на фоне пяти тысяч ребят, участвовавших в тестировании. Для школ же мы будем интерпретировать эти результаты в 12-балльную систему.

Мы собираемся использовать технологию, применяемую во всем мире.

— Есть ли у разрабатываемой украинской системы тестирования зарубежные аналоги?

— Существуют универсальные алгоритмы государственных экзаменационных систем (они, в частности, изложены и обобщены Всемирным банком). Мы также их придерживаемся. Но наша система уже имеет свое лицо. Украинские тестовые тетради, информационные материалы о тестировании абсолютно оригинальны. Во-вторых, мы избрали схему добровольности: в тестировании принимают участие лишь ученики, которые изъявили такое желание. Есть ли у нашей системы аналоги? В Польше, например, внешние экзамены тоже обеспечивает Центральная экзаменационная комиссия и сеть региональных центров. Но наши информационные материалы и содержание тестовых заданий отличаются от польских. Некоторые наши технологические моменты схожи с российскими. Кстати, то, что мы начинаем внедрять систему внешнего тестирования позже некоторых соседей, имеет ряд плюсов. Наши преимущества в том, что мы уже не наступим на их «грабли» и имеем возможность использовать самые современные технологии, которые сейчас стоят дешевле, нежели те, что внедрялись пять—шесть лет назад.

— В этом году результат внешнего тестирования является, в том числе, результатом вступительного экзамена на определенные специальности четырех украинских вузов. Не думаете ли вы о том, что в будущем к ним, возможно, никто больше и не захочет присоединиться? Ведь вступительные экзамены для многих — такая «урожайная» пора…

— Вузы нельзя ни к чему принуждать. Высшие учебные заведения убедились, что результаты школьных выпускных экзаменов не дают объективной информации. Но и внешнее тестирование для них пока terra inсognita. Поэтому идти сейчас и предлагать что-то вузам мы не можем: прежде нужно продемонстрировать, чем является внешнее тестирование. Но я уверена, что четверо пионеров не останутся в одиночестве. Уже сегодня представители многих вузов демонстрируют свою заинтересованность и готовность подключиться к этому процессу. Ну, согласитесь, разве кто-то может быть не заинтересован в объективной оценке знаний своих абитуриентов?.. В то же время, безусловно, будут вузы, которые не признают результаты тестирования или посчитают свою процедуру более объективной — это их право. Наша цель — сделать всю внедряемую ныне систему прозрачной и справедливой. Тогда появится определенный общественный прессинг на высшие учебные заведения и они попросту не смогут игнорировать результаты единого внешнего тестирования.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме