АВСТРИЙСКАЯ УГРОЗА ДЛЯ ЕВРОПЫ

Поделиться
Вот уже пятый месяц Австрия живет без правительства. После выборов в Национальный совет (парламен...

Вот уже пятый месяц Австрия живет без правительства. После выборов в Национальный совет (парламент) этого государства, состоявшихся 3 октября прошлого года, партии-победительницы — Социал-демократическая (СПА), Австрийская партия свободы (АПС) и Австрийская народная (АНП) — никак не могут договориться о формировании нового правительства.

На прошлой неделе федеральный президент Австрии Томас Клестиль попробовал решить эту проблему нетрадиционно, поручив нынешнему канцлеру, главе СПА Виктору Климе, в течение недели внести предложения по составу кабинета министров. Клима полагал, что СПА способно, нарушив 14- летнюю коалицию с АНП, создать однопартийное правительство меньшинства с участием в нем специалистов, вне зависимости от их партийной принадлежности. Руководители партий, получивших, соответственно, второе и третье места на парламентских выборах — АПС во главе с крайне правым лидером Йоргом Хайдером и АНП во главе с нынешним вице-канцлером, министром иностранных дел Вольфгангом Шюсселем — выступили с протестом против наличия в стране правительства меньшинства, предрекая такому кабинету министров бесславное и очень короткое будущее.

Обе эти партии устами своих представителей заявили о том, что у такого правительства в парламенте не будет большинства, и вряд ли ему обеспечена долгая жизнь. Действительно, по оценкам политических наблюдателей в Вене, если будет создано однопартийное правительство меньшинства, то оно может потерпеть фиаско уже в мае текущего года, когда будет приниматься новый бюджет, без которого благополучную Австрию ожидает полный финансовый кризис. Тогда не исключены и повторные парламентские выборы, на которых, по мнению экспертов, СПА уже не станет побе- дительницей, и страна будет вновь ввергнута в неразбериху межпартийной борьбы, в том числе и за выгодные министерские посты в правительстве, поскольку сейчас, кроме различных принципиальных разногласий, СПА и АНП не сошлись во мнении о том, представитель какой партии должен занять пост министра финансов.

В общем-то, такие рассуждения оказались верными. Партии левого центра не сумели договориться, и Виктор Клима заявил президенту, что не сможет сформировать социал- демократическое правительство меньшинства.

В таких обстоятельствах мандат на формирование правительства должен быть передан лидеру Партии свободы, которая заняла второе место на выборах. Йорг Хайдер и Вольфганг Шюссель, лидер умеренно консервативной австрийской Народной партии, вступили в переговоры о создании коалиции. Однако такая перспектива вызвала бурю протестов в европейских государствах, входящих в ЕС. Дело в том, что лидер АПС Йорг Хайдер приобрел в ЕС репутацию «неофашиста» из-за высказываний в защиту порядков времен «третьего рейха» и против наплыва в Австрию иностранцев.

Свое негативное отношение к участию в австрийском правительстве правых радикалов продемонстрировали руководители Франции, Бельгии, Германии, Финляндии, Нидерландов и Норвегии. Израиль же вообще угрожает разорвать дипломатические отношения с Австрией в случае, если АПС окажется у кормила власти, а представители руководства США (где еврейское лобби особенно сильно) заявили, что они внимательно следят за происходящим в Вене, и также готовы пересмотреть свои отношения с Австрией в плане свертывания дальнейших контактов.

В конце концов, беспрецедентный дипломатический шаг на этой неделе предпринял Европейский союз, открыто осудив проходящие в Австрии консультации о формировании коалиционного правительства с участием крайне правых сил. Официальная декларация об этой ситуации была единогласно принята четырнадцатью странами Евросоюза. Она фактически стала предупреждением о возможном введении ЕС жестких санкций в отношении Вены в случае вхождения крайне правых в австрийское правительство. Речь идет о возможном приостановлении Евросоюзом всех политических контактов с правительством Австрии. Кроме того, Брюссель намерен отказаться от поддержки австрийских кандидатов на посты в международных организациях. И наконец, в случае введения санкций, австрийские послы в других европейских столицах будут приниматься только для обсуждения технических вопросов.

Что же на практике будут означать объявленные санкции в случае их принятия? Дело в том, что процесс согласования и принятия решений в ЕС предполагает не только официальные встречи в рамках саммитов или заседаний Совета министров, но также и постоянные личные контакты между руководителями стран-партнеров. Из этого неформального канала общения Австрия рискует выпасть. Австрийские представители будут по-прежнему сидеть за столом заседаний, но в двусторонних контактах с коллегами участвовать не будут. Иными словами, до полного бойкота Вены дело пока не дойдет, но ее участие в принятии решений значительно осложнится.

В Вене европейская декларация была воспринята как вмешательство во внутренние дела государства. Министр иностранных дел Австрии Вольфганг Шюссель, участвующий в переговорах с АПС о формировании коалиционного правительства, заявил, что его страна, известная демократическими традициями, не нуждается в чьем-либо поучении. А сам находящийся в эпицентре критики Хайдер напомнил, что люди с уважением должны относиться к тому, что на всеобщих выборах в октябре прошлого года его партия заняла второе место. Со своей стороны президент Австрии Клестиль попытался успокоить мировую общественность, уверяя лидеров европейских стран в том, что ценности объединенной Европы — такие, как демократия и плюрализм, — по-прежнему будут превалировать в политике его страны.

А тем временем последние опросы общественного мнения свидетельствуют о том, что значительная часть населения Австрии продолжает поддерживать АПС. Почему же так происходит? Дело в том, что те, кто сегодня называет Йорга Хайдера и его соратников по партии неонацистами, вводят людей в заблуждение. Если бы это было так, Хайдер никогда бы не образовал партию, не провел бы ее в парламент и не стал бы премьер-министром австрийской земли под названием Каринтия на юге страны.

Идеология Хайдера импонирует значительной части избирателей в Альпийской республике и не только в ней. Она привлекательна и справа, так как направлена против иностранного засилья в европейских странах, и слева, так как клеймит позором высокомерие власть имущих. Сам Хайдер себя ни неонацистом, ни экстремистом не считает, а видит себя и свою партию очень схожими с наиболее консервативными республиканцами США.

Хайдер и его партия блестяще организовали свою предвыборную кампанию. Призывая изгнать из страны «паразитов-иностранцев из неблагополучных стран, приезжающих обирать коренных австрийцев», он привлек на свою сторону пенсионеров, которые составляют около трети всех избирателей. Такое же влияние оказали и популистские призывы Хайдера против расширения Евросоюза за счет восточноевропейских стран. Здесь он использовал традиционную боязнь австрийцев возможности проникновения на их внутренний рынок дешевой рабочей силы с Востока.

Нынешний шквал критики со стороны стран ЕС, похоже, только раззадорил Хайдера. В ответ на высказывания французского президента в отношении Австрии он заметил, что Жак Ширак не понимает, о чем говорит, и в конце концов он должен заниматься своим делом. А в ответ на протесты правительства Бельгии назвал последнее «коррумпированным» и «приютом для педофилов». Исходя из того, что австрийские националисты получили поддержку населения, в том числе за счет своей негативной риторики в адрес ЕС, порицание со стороны Евросоюза только усиливает позиции Хайдера. С другой стороны, это усложняет положение Австрийской народной партии, которой все труднее будет удержаться от вхождения в коалицию с АПС.

Критика европейцев не только помогает партии Хайдера укрепиться в Австрии, но и угрожает будущему ЕС в целом. Ведь согласованное давление на Вену происходит вне правил обычной дипломатии. Впервые в истории все члены Европейского союза в один голос обрушились на страну, входящую в ЕС, с критикой ее внутренней политики, пытаясь к тому же повлиять на формирование правительства этого государства. Таким образом, мы становимся свидетелями практического отказа влиятельнейшей организации Старого Света от своих обязательств не вмешиваться во внутренние дела ее членов.

Все это не может пройти бесследно. Такие откровенные действия ЕС против Австрии неизбежно будут подогревать популярность других европейских партий, берущих на вооружение изоляционистскую идеологию. И нет ничего удивительного в том, что самыми активными критиками австрийских ультраправых являются страны, в которых уже действуют или зарождаются политические организации, сходные по целям и задачам с АПС. Во Франции потенциальный электорат таких партий уже проявил себя на последних выборах. И не зря лидер французских крайне правых Жан- Мари Ле Пен демонстративно выражает поддержку австрийским националистам.

Мощные праворадикальные организации постоянно угрожают стабильности Германии, которая еще не может оправиться после поглощения восточных земель. То же можно сказать и об Испании, в которой близятся выборы в парламент. Активными участниками предвыборной борьбы в этой стране, как ожидается, будут представители блока социалистической и коммунистической партий, имеющих прочную антиевропейскую платформу. О своих симпатиях к Хайдеру заявил лидер итальянских сепаратистов Умберто Босси, возглавляющий партию Лига Севера — Федеративная Италия.

Сам по себе тот факт, что каждая из стран—членов ЕС осудила внутреннюю политику Австрии (а некоторые даже угрожали пойти на резкие дипломатические действия против нее), может считаться серьезным предупреждением для всех европейцев. Он означает, что против любого из членов Евросоюза могут быть применены коллективные санкции, если в этой стране у власти окажутся экстремисты и если она станет проводить изоляционистскую политику. А это, в свою очередь, станет дополнительным поводом для усиления критики ценностей объединенной Европы со стороны националистических сил, которые в конце концов могут просто развалить ЕС.

Остановить же австрийцев демарш ЕС не смог. 3 февраля в Вене Вольфгангом Шюсселем и Йорганом Хайдером был подписан пакт о создании правительственной коалиции между АНП и АПС. В соответствии с достигнутым соглашением, Шюссель становится канцлером Австрии, а Хайдер не входит в состав нового кабинета министров, членами которого, однако, станут другие члены Австрийской партии свободы. Для того, чтобы успокоить своих европейских соседей, накануне обоими лидерами была подписана декларация «Ответственность за Австрию — будущее в сердце Европы», которая гарантировала, что новое коалиционное правительство страны будет соблюдать нормы по защите прав человека и соблюдению демократических ценностей в стране. А уже на следующий день президент Томас Клестиль привел новое правительство к присяге. Призраки прошлого начали возвращаться в Европу.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме