Медлить не получится

Автор : Юрий Кравчук
20 января 23:00

Эксперты назвали основные приоритеты в работе нового главы АМПУ, без реализации которых его миссия обречена на провал. Райвис Вецкаганс должен пересмотреть условия тендера в порту "Южном", полностью заменить руководство АМПУ и ее филиалов, а также поднять конкурентоспособность портов.

 

Эксперты назвали основные приоритеты в работе нового главы АМПУ, без реализации которых его миссия обречена на провал. Райвис Вецкаганс должен пересмотреть условия тендера в порту "Южном", полностью заменить руководство АМПУ и ее филиалов, а также поднять конкурентоспособность портов.

Еще год-два назад назначение на руководящие посты европейских менеджеров-реформаторов украинцы встречали с энтузиазмом. Общество верило, что иностранцам удастся в корне изменить систему госуправления, повысить эффективность, исключить коррупцию. Увы, во многих случаях работа экспатов вызвала лишь разочарование: снизу им отчаянно сопротивлялся старый аппарат, сверху давило политическое лобби, отстаивающее бизнес-интересы спонсоров. Впрочем, часто и сами зарубежные менеджеры не обладали достаточным опытом и антикризисными навыками. В этом смысле назначение на прошлой неделе главой Администрации морских портов Украины Райвиса Вецкаганса является во многом знаковым - это едва ли не последний шанс показать эффективность самой идеи привлечения европейцев на крупные госпредприятия.

Министр инфраструктуры Владимир Омелян сильно рискует - Вецкагансу противостоит довольно сплоченная чиновничья махина, насквозь пронизанная коррупцией. И если латвийский специалист окажется недостаточно решительным - система съест его уже через несколько месяцев работы. На латыша уже навели прицел в "Депутатском контроле" - давний оппонент министра, нардеп Максим Поляков назвал его еще одним "остарбайтером-неудачником", о реформаторском опыте которого в Латвии "ничего не известно". Бесспорно, любое топтание на месте, промедление с "быстрыми победами" вызовет в отношении Вецкаганса шквал обвинений, лишит его кредита доверия и свяжет руки.

Как Вецкагансу победить дракона? Сам он называет основными задачами привлечение инвестиций, увеличение рабочих мест и налогов в бюджет страны, а также развитие портов как целостных логистических комплексов. Опрошенные нами эксперты советуют главе АМПУ прежде всего обеспечить "тылы" - начинать не с экономики, а с расчистки "авгиевых конюшен". Иначе до реформ дело просто не дойдет. Мнения опрошенных нами экспертов в целом сходятся: Вецкагансу рекомендуют сделать работу АМПУ на порядок более прозрачной, полностью заменить старую команду и лишь затем запустить в отрасли реформы. Базируясь на выводах экспертов, мы выделили три первые задачи нового руководителя администрации.

1. Прозрачность: тендер в "Южном" - позор перед всем миром

Почти все эксперты отмечают, что ожидают от нового начальника АМПУ наведения порядка с текущими закупками. В первую очередь это касается порта "Южный", где идет процесс приема заявок на повторный тендер по дноуглублению. Причем участники рынка уверяют, что условия конкурса вновь прописаны под конкретного победителя - компанию "Ян де Нул Украина", которую лоббирует начальник южненского филиала АМПУ Максим Широков.

Первое и самое главное для нового руководителя - снять все вопросы относительно коррупционных скандалов и схем, считают эксперты. Необходимо вернуть доверие к отрасли. Сейчас много обвинений, касающихся администрации порта "Южный". На них нужно дать ответ - и этот вопрос следует адресовать правоохранительным органам. Новое же руководство АМПУ должно проводить прозрачные процедуры и открывать информацию о всех закупках, которые проводятся в портах.

Директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк уверен, что "прозрачность финансовых потоков - это задача номер один: "Нужно отвести в сторону политическое лоббирование каких-то компаний и смотреть на реальную выгоду государственного предприятия. Если будет коррупция, ни одну из других задач выполнить не удастся".

"По идее новый руководитель должен перезапустить тендер. То, что там (в "Южном". - Ред.) сейчас происходит, - это просто использование госресурсов для обогащения ряда физических лиц", - высказывает мнение народный депутат Сергей Лещенко.

"Тендер на дноуглубление, который проводят в "Южном", - это неприкрытая ложь, так как выиграет тот, кто запланирован. АМПУ дает "Южному" средства на дноуглубление, так что, Широков их не возьмет? Возьмет. Тендер делается им для отмывания средств", - говорит председатель профсоюза работников морского транспорта Украины (объединенный) Сергей Брызгалов. К слову, Брызгалов и его коллеги - одни из первых, с кем встретился новый руководитель АМПУ.

"Премьер-министр в прошлом году вмешивался и отменял тендер в "Южном", который проводит местная АМПУ, значит оставлять все так, как есть - это просто позор перед всем миром", - возмущается Александр Захаров, координатор общественного движения "Нет! - коррупции на транспорте". По его словам, согласно закону о противодействии коррупции, в АМПУ должен работать специальный "антикоррупционный" уполномоченный. "Но у них даже не было такой должности. Они ее не вводили. Они сами себе назначают тендеры, сами их проводят, сами отчитываются, что у них нет коррупции", - говорит Захаров, намекая на недавнее заявление Максима Широкова, якобы "у него в "Южном" коррупции как таковой не существует.

"АМПУ не выполняла своих прямых функций, для которых она было создана. Это вложение капитальных инвестиций в части дноуглубления и содержание портовой инфраструктуры. Новый руководитель должен своевременно проводить открытые прозрачные тендеры", - подчеркивает глава комитета по транспорту Верховной Рады Ярослав Дубневич.

"Важно покончить с влиянием т.н. "смотрящих", которые пользуются административными возможностями АМПУ в личных интересах. Мининфраструктуры сделало ход конем, привлекая экспата, чтобы вывести АМПУ из-под влияния посторонних. Удастся ли это - большой вопрос, но надежда остается", - поясняет главный редактор журнала "Порты Украины" Игорь Гошовский.

О необходимости наведения порядка на тендерах в АМПУ, как ни странно, говорит и народный депутат Сергей Фаермарк, которого в СМИ нередко называют… неформальным "шефом" АМПУ (депутата обвиняют в покровительстве скандально известной компании "Ян де Нул Украина", которую Максим Широков в прошлом году признал победителем тендера на дноуглубление в "Южном", несмотря на самую высокую цену). "Это правда - кто-то пытается оказывать влияние на процедуры ведения тендеров, где-то это не так. Если руководитель АМПУ - человек с опытом, кругозором, не связан с группами влияния, это сделает проведение тендеров более прозрачным", - признает Фаермарк.

2. Кадры - руководители АМПУ и филиалов утратили чувство меры и должны уйти

Задача номер два - коренная чистка всего руководящего состава. По мнению опрошенных экспертов, должны уйти не только руководители центрального аппарата, но и начальники основных филиалов. "Как только приходит новый руководитель, это его ключевая задача - сформировать адекватную команду, которая сможет выполнять поставленные задачи", - считает Александр Кава, руководитель сектора "Транспорт" офиса эффективного регулирования (BRDO).

Александр Захаров уверен, что старая команда себя скомпрометировала. "В первую очередь надо кардинально поменять руководящий персонал и в центральном офисе, и в филиалах. Эти чиновники полностью утратили чувство меры. Забыли, что они - руководители госпредприятий. Буквально в декабре они утвердили себе новыми приказами зарплаты по 300 тыс. грн в месяц, премии по 2 млн грн стали выписывать. Это, все-таки, государственные деньги, деньги госпредприятий", - говорит координатор общественного движения "Нет! - коррупции на транспорте".

"Я бы на месте руководителя АМПУ уволил бы больше половины, сократил штат минимум на 60% и навел порядок. И обязательно администрацию нужно перевести в Киев", - утверждает Ярослав Дубневич.

"Он должен сформировать команду, с которой ему комфортно будет работать. Иначе все теряет смысл. Новый глава АМПУ должен иметь полномочия для реализации поставленных задач. Чтобы потом с него можно было спросить - почему эти задачи не были выполнены", - подтверждает Сергей Вовк.

"Новый глава АМПУ должен уволить людей Фаермарка и Широкова. Я на днях видел какой-то комментарий Широкова в хамском стиле в отношении своего непосредственного начальника Омеляна. Явно есть какая-то крыша, которая позволяет ему так публично высказываться вопреки любым правилам субординации", - считает Сергей Лещенко.

3. Реформа - определение модели и диалог с бизнесом

"Третье и самое важное - начать реальное реформирование в отрасли, внести изменения в закон о концессиях, слушать отрасль, общественный совет", - говорит Брызгалов. "Сегодня портовые сборы в Украине являются одними из наиболее высоких в мире, что ухудшает конкурентные позиции украинского бизнеса", - отмечает Сергей Вовк. По его словам, АМПУ предстоит научиться привлекать в Украину транзитные грузы, которые все чаще обходят отечественные порты стороной.

"Нужно поменять практику использования заработанных средств, чтобы активизировать инвестиции в портах. Сегодня АМПУ собирает все доходы с портов в единую корзину и не спешит инвестировать. Миллиарды гривен просто лежат на счетах, в то время как портам требуется дноуглубление или ремонт причалов. Почему так - АМПУ не объясняет", - делится своим мнением Гошовский.

Почти все эксперты обращают внимание на несправедливость в распределении средств, которые АМПУ направляет на развитие портов. Одни получают миллиарды, другие становятся депрессивными и фактически умирают. "Важен контроль приоритетов по финансированию проектов за счет средств АМПУ", - считает Кава.

По мнению экспертов, латвийский опыт крайне важен для Украины, чтобы вывести украинские порты из постсоветской модели - к европейской. В Латвии это смогли сделать, в результате значительно выросли грузопотоки. А материальная база, которая там была, схожа с украинской.