Испытание на прочность

Автор : Роман Ивченко
28 марта 19:25

Если обобщить все негативные факторы, с которыми столкнулись отечественные предприятия в 2014 г., то получается, что основную часть усилий им придется тратить даже не на завоевание новых рынков, а на то, чтобы хотя бы удержать позиции на традиционных.

 

Рынок металлопродукции вновь испытывает характер металлургов. Ситуация в начале 2014 г. представляется не такой радужной, как могло бы показаться оптимистам еще в ноябре-декабре прошлого года. В бочке меда в виде наметившегося робкого восстановления рынка металла оказалось сразу три ложки дегтя. Во-первых, возможные последствия аннексии Крыма Россией. Во-вторых, рост конкуренции со стороны китайских производителей. И, в-третьих, курс на импортозамещение в разных регионах - потребителях украинской стали. К тому же сейчас очевидно, что скидки на газ от России украинским производителям не видать. И хотя глубокая девальвация гривни радует экспортеров, она сильно бьет по платежеспособности украинских потребителей. Риски падения производства стали в Украине в 2014–2015 гг. растут.

Макротучи сгущаются
в Поднебесной

Еще в ноябре-декабре 2013 г. казалось, что жизнь металлургов начала налаживаться. Достигнув дна, цены на металлопрокат понемногу начали возвращать утраченные позиции, экономические проблемы в Европе пошли на спад, рецессия закончилась, и ВВП ЕС даже начал расти. Ирландия успешно вышла из программы помощи МВФ (bail-out). В ЕС после падения в течение нескольких лет кряду наконец появились ощутимые перспективы роста спроса на металл.

Китайцы провели в ноябре конгресс, на котором решили реформировать свою экономику, для чего приняли целый ряд изменений - от смягчения принципа одного ребенка до лучшего стимулирования малого и среднего бизнеса и большего допуска к ряду отраслей частного (читай - иностранного) инвестора. Мир облегченно вздохнул: авось, пронесет, и в Китае не повторится ипотечный кризис сродни тому, что случился в США в 2007–2008 гг.

Наконец, крупнейшая в мире экономика США озвучила столь сильную заявку на окончательный выход из кризиса (в виде роста производства и падения безработицы), что Федеральная резервная система принялась сокращать количество денег, заливаемых в американскую экономику каждый месяц.

Однако после веселых новогодних праздников наступили суровые будни. Да, в Европе все так же прогнозируют экономический рост и большее потребление стали. Отраслевая ассоциация Eurofer прогнозирует увеличение спроса на металл в ЕС на 2,5% в 2014 г. и на 3,3% - в 2015-м. Среди отраслей, которым предсказывают наиболее активное восстановление, - производство автомобилей, транспортной техники, домашних бытовых устройств. Налицо признаки не дутого, бумажного, а фундаментального роста экономики Евросоюза.

Но чтобы подтолкнуть продажи украинского металла за рубеж, позитива от понимания того, что Евросоюз уже не раскалывается на части, оказалось мало. Главная причина - Китай, ситуация в котором становится тревожнее с каждым днем. Экономические индикаторы указывают на замедление его деловой активности. Только ленивый не подвергает сомнению официальный прогноз роста китайского ВВП в 2014 г. на 7,5%, называя цифры поменьше - 7,3% и ниже.

Негативный эффект от замедления экономического роста в Китае ощутят не только промышленники во всех концах мира. Отрицательные последствия возможны и для глобальной финансовой системы. Общая задолженность Китая - государственная и частная, по некоторым оценкам, превышает 215% от ВВП. Если долг страны будет и дальше стремительно расти, угроза широкомасштабного китайского дефолта станет неотвратимой. А это вызовет цепную реакцию по всему миру.

Первый тревожный звонок уже прозвучал: в марте несколько корпоративных заемщиков Поднебесной объявили первые дефолты. Раньше их практически не было - китайские власти спасали от банкротства компании, которые не могли рассчитаться со своими кредиторами. Дефолт производителя солнечных батарей - компании Chaori Solar в начале марта на относительно небольшую сумму в 160 млн долл. был расценен рынком, как показательная порка: чтобы у инвесторов в китайские долговые бумаги не было иллюзий о невозможности дефолтов в принципе. Но когда в конце марта китайский девелопер Zhejiang Xingrun оказался неспособен обслужить свой займ в 567 млн долл., рынки действительно начали нервничать. Ведь это опасный прецедент, особенно в сфере недвижимости: она обеспечивает более 40% китайского потребления металла.

Металлурги встали
на ремонт

Производство стали в Украине в январе-феврале упало на 11%, до 4,9 млн т, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Несмотря на падение, Украине удалось сохранить десятое место в мировом рейтинге стран - крупнейших производителей стали. Но, в отличие от Украины, производство стали в ряде других крупнейших производителей увеличивается.

Китай показал рост на 4%, до 131 млн т, его производители пока не сильно обращают внимание на поумеривших пыл местных потребителей. Увеличение производства в Евросоюзе составило 6%, до 28 млн т, на фоне восстановления экономики этого блока. В странах Ближнего Востока и Северной Африки наблюдался прирост на 1%, до 6,6 млн т. В России запуск новых сталелитейных мощностей позволил компенсировать снижение загрузки действующих агрегатов, в результате чего производство сохранилось на прежнем уровне. В целом в мире выпуск стали увеличился на 3%, до 262 млн т. Лишь металлурги Северной и Южной Америк, включая коллег из США, производство подсократили (до 2%).

В феврале нынешнего года ситуация на нескольких предприятиях в Украине немного пошла на поправку, даже несмотря на то, что количество календарных дней в нем меньше, чем в январе. Наибольший прирост стали среди украинских метпредприятий показала бывшая "Криворожсталь" (входит в международную компанию Arcelor Mittal). Ее производство повысилось на 43%, до 541 тыс. т. Добиться такой динамики помогло завершение ремонтных работ на одной из доменных печей предприятия, и его выход на относительно стабильные объемы работы.

Успешным февраль был и для электрометаллургического завода Виктора Пинчука "Интерпайп Сталь", снабжающего заготовкой родственные трубные предприятия. Завод нарастил производство стали до 77 тыс. т - на 31% по сравнению с январем, тем самым увеличив загрузку мощностей с 54 до 71%. Это совпало с активизацией продаж труб "Интерпайпа" на российском рынке, показав, что дела в России у Виктора Пинчука не так уж плохи. Конечно, рентабельность продаж компании на этом рынке снижает то, что со второй половины 2013 г. продукция компании в Таможенном союзе облагается пошлиной в размере 18–19%. Но ситуация могла быть и хуже. Регулятор Таможенного союза - Евразийская экономическая комиссия имела возможность троекратно поднять эти пошлины в феврале, когда было завершено антидемпинговое расследование, в результате которого демпинговая маржа компании была подсчитана на уровне около 67,7%. Это бы вообще закрыло рынок России для украинского бизнесмена. Но ЕЭК не стала этого делать.

Зато производители плоского проката - "Азовсталь" и ММК им. Ильича (входящие в холдинг "Метинвест" Рината Ахметова, Вадима Новинского и Владимира Бойко) среднесуточную загрузку в феврале, напротив, снизили. Причины - ремонтные работы, совпавшие с периодом ослабления цен на горячекатаный прокат.

Похожая картина сложилась по итогам февраля и на Алчевском меткомбинате корпорации "ИСД" (принадлежит российским инвесторам и Сергею Таруте).

Но второй комбинат "ИСД" - ДМК им. Дзержинского в феврале сохранил суточную загрузку, так же, как и Енакиевский метзавод, входящий в "Метинвест". Разгадка успеха обоих предприятий на фоне остальных украинских коллег может отчасти объясняться тем, что и ДМК им. Дзержинского, и Енакиевский метзавод являются одними из крупнейших производителей квадратной заготовки, цена на которую была более устойчивой по сравнению с остальными товарными позициями, выпускаемыми в Украине.

Цены пробивают дно

Крупнейшая экспортная позиция украинских сталеваров, заготовка, действительно упала в цене меньше других видов металлопроката по сравнению с декабрем 2013 г. (на 10–12 долл./т, до 490 долл./т в марте). Ее доля в общем экспорте из Украины в начале 2014-го возросла до 33% по сравнению с 31% годом ранее. Но общий рыночный фон более радужным из-за этого пока не стал. Спрос на рынке остается слабым, и все попытки производителей поднять цены на заготовку выше 490–500 долл./т еще не нашли отклика в сердцах покупателей.

К середине марта появились первые предпосылки к тому, что цены таки могут повыситься. Рост цен на стальной лом начался в Турции, в то время как объем предложения квадратной заготовки оказался несколько ограничен. Возможно, на этом фоне в апреле продавцы смогут выторговать дополнительное повышение цены.

Но трагические события на Майдане в Киеве, оккупация Крыма Россией и общая эскалация напряженности внутри и вокруг Украины добавили рынку металлопроката нервозности. К повальному отказу от закупки материала это, к счастью, не привело, но трейдеры отмечали, что в особенно жаркие дни, в том числе 18–20 февраля, покупатели проявляли повышенную осторожность, взвешивая способность своих контрагентов выполнять контрактные обязательства.

Наибольшие же проблемы на рынке создало усиление конкуренции со стороны китайских производителей, особенно в сегменте готового длинномерного проката. Его производят такие украинские предприятия, как "Арселор Миттал Кривой Рог" и Енакиевский метзавод. Арматура подешевела на 40–50 долл./т, до 530 долл./т с декабря по март, катанка - на 30 долл./т, до 540 долл./т, швеллер упал в цене на 50 долл./т, до 550–560 долл./т.

Дальше ценам на эту продукцию пока падать некуда, считают производители. Тем не менее перспектива восстановления цен в ближайшие месяцы достаточно туманна.

Причина - замедление роста внутрикитайского спроса на металлопродукцию и ужесточение конкуренции на международном рынке. Продолжается борьба за один из самых лакомых кусков мирового пирога - строительный рынок США, который восстанавливался в последние годы. В ближайшие месяцы заканчивается антидемпинговое расследование против традиционных и одних из самых крупнейших поставщиков арматуры на американский рынок - турецких металлургов, а также мексиканских компаний. Решение по этому вопросу США должны принять в апреле, и, весьма вероятно, оно будет негативным для турецких производителей. Местные сталелитейные компании достаточно опытны в обосновании того, как импортеры наносят ущерб национальному товаропроизводителю. Но если турецким металлургам закроют доступ в Америку, это усилит избыток арматуры в других регионах, прежде всего, на традиционном для Украины рынке Ближнего Востока.

К тому же похожие торговые санкции потенциально угрожают и китайским сталеварам. Участники рынка уже отмечают, что компании из Поднебесной также перенаправляют свои поставки в страны Ближнего Востока и Африки. Но из-за внутриполитических событий в отдельных странах спрос на металлопродукцию в этом регионе сейчас и без того низок. Агрессивная экспансия китайцев делает работу на нем еще более сложной.

Более того, даже традиционно емкий рынок России и ближайших стран СНГ, похоже, будет закрываться или, по меньшей мере, сужаться для импортеров. В России постепенно набирает обороты загрузка новых собственных мощностей. В начале марта новый завод "Северстали" мощностью 1 млн т отгрузил первую партию сортового проката в адрес покупателей из РФ, Казахстана, Узбекистана и Таджикистана. На апрель предполагается удвоить загрузку примерно до 30 тыс. т, постепенно доведя ее до проектной мощности. Продолжает осваивать российский рынок и еще одно новое предприятие - мини-завод "НЛМК-Калуга", запущенный в 2013-м. В феврале он расширил производственную линейку выпуском фасонного проката.

Еще один проект финансируется российским "Евразом". Он строит прокатное производство "Южный стан" в Ростовской области мощностью 450 тыс. т готовой продукции. И если в феврале руководство компании раздумывало, замораживать ли проект (из-за появления избытка на российском рынке сортового проката), то в марте приняло решение продолжить строительно-монтажные работы и ввести объект в эксплуатацию к концу 2015 г.

Общая цель российских проектов по производству длинномерного проката - в течение нескольких лет заместить импортную продукцию. Украинские производители уже сейчас чувствуют на себе такую политику. Поставки сортовой металлопродукции в РФ за первые два месяца 2014 г. сократились почти вдвое по всем подсегментам - по арматуре, швеллеру, уголку.

Не радует пока ситуация и на рынке готового плоского проката, который занимает треть от общего украинского экспорта. Горячекатаный и холоднокатаный прокат за три месяца 2014-го подешевел на 15–20 долл./т, до 520 и 590 долл./т соответственно. И конца-края этому падению пока не видно. Переговоры по продаже апрельской продукции показывают, что покупатели хотят снижения цен еще на 10–15 долл./т. К избытку предложения и падению спроса добавляется резкое падение спотовых цен на железную руду (на 15%, до 110 долл./т с начала года), на которую в основном ориентируются производители плоского проката.

Единственным позитивом последних событий для отечественных металлургов стала девальвация гривни - за последние несколько месяцев более чем на 30%. "Девальвация позитивно сказалась на прибыльности", - заявили в компании "Метинвест", выручка которой выражена в иностранных валютах, а себестоимость - в большей степени в гривне.

Но, как и у медали, у девальвации есть и обратная сторона. Это резкое ухудшение платежеспособности внутриукраинских покупателей, которые, как правило, потребляют до 15–20% от всего произведенного в стране металла. Многие строительные компании решили заморозить проекты. Более того, многие поставщики пересчитывают цены на металлопродукцию по новому курсу, что еще более негативно влияет на внутриукраинский спрос.

И, наконец, после недавних событий Россия не только отказалась от обещанной в декабре 2013 г. скидки на газ в 132 долл. за тысячу кубометров, но и собирается отказаться от "харьковских" скидок в размере 100 долл. И хотя по рынку еще только гуляют параметры того, какой может быть окончательная цена природного газа для украинской промышленности, уже сейчас очевидно, что вместо экономии в примерно 400 млн долл. по году, на которые можно было рассчитывать после декабрьских договоренностей, украинские металлурги столкнутся с дополнительными расходами на подобную сумму. В 2013 г. они потребили 3,1 млрд кубометров газа.

Если обобщить все негативные факторы, с которыми столкнулись отечественные предприятия в 2014 г., то получается, что основную часть усилий им придется тратить даже не на завоевание новых рынков, а на то, чтобы хотя бы удержать позиции на традиционных. Краткосрочно - в марте-апреле предприятия выйдут из ремонтного режима, и загрузка мощностей восстановится до более нормального уровня в 2,8 млн т в месяц. Но вполне вероятно, что в 2014–2015 гг. отрасли придется ужимать объем производства (32,7 млн т стали в 2013 г.). Других источников для роста спроса, кроме Европы, пока не предвидится, а избыток предложения на мировом рынке растет, к сожалению, более быстрыми темпами.