Александр Билаш: "Я з пісні народної виріс"

Автор : Ольга Ануфриева
29 марта 20:05

Живут в народе и незабываемые "Два кольори", ставшие символом его творчества, да и, пожалуй, самой его жизни, где было все: и "любов", и "журба". Но любви всегда было больше.

 

Недавно в Киевском доме учителя впервые вручали Всеукраинскую творческую премию имени Александра Билаша (эту премию основал Украинский фонд культуры и благотворительный фонд имени А.Билаша). Ее лауреатами стали: Дмитрий Павлычко, Анатолий Мокренко, Николай Лынник.

Композитор Александр Билаш родился в марте 1931 г. Не стало его десять лет назад - в мае 2003-го. Нет на свете и его верной спутницы, супруги Ларисы Остапенко. А музыку Билаша многие по-прежнему помнят и любят. Живут в народе и незабываемые "Два кольори", ставшие символом его творчества, да и, пожалуй, самой его жизни, где было все: и "любов", и "журба". Но любви всегда было больше.

Его "босоногое детство" не раз являлось ему светлыми снами, когда он был уже именитым композитором, настоящим маэстро, и 60-е звенели в Украине его мелодиями. Подчас, воспоминания и наяву уносили его в ту беззаботную пору, когда все были еще живы - мать, отец, баба Варька, громко звавшая его с крыльца: "Шурась! Шурась!" Он тогда и обижался, и злился на это "Шурась" вместо "Сашко" или "Шурику".

А на склоне лет Александр Билаш напишет в стихах историю своей жизни, словно перекинет незримый ностальгический мостик в дорогое для него прошлое, и назовет сборник именно так: "Шурась". Есть в нем, пожалуй, главные слова его поэтической исповеди: "Я в музиці вмирав і оживав".

Старшее поколение еще помнит звездный дебют композитора, когда его имя почти в одночасье стало знаменитым. 1961-й год. На экраны вышел фильм "Роман и Франческа", где прозвучала песня на музыку Александра Билаша (стихи Дмитрия Павлычко).

"Впали роси на покоси,

Засвітилися навколо.

Там дівча ходило босе,

Білу ніжку прокололо".

Исполнил песню Александр Таранец. Хотя фильм и пользовался успехом, но вскоре забылся. Тем не менее, у песни была долгая жизнь.

Творческий союз Павлычко и Билаша с тех пор продолжился: "Дзвенить у зорях небо чисте", "Долиною туман тече", "Лелеченьки", "Явір і Яворина".

Но главным, рожденным в этом соавторстве песенным шедевром, стали "Два кольори". Многие в судьбе героя узнавали свою судьбу. И песня "ушла" в народ.

Но вернемся в живописный Градыск, на Полтавщине, где и произошло первое прикосновение будущего маэстро к музыке.

Пела его мать, Евдокия Андреевна. На все село "выводила" украинские песни красивым сильным сопрано. Самородком был и отец, Иван Афанасьевич: играл на нескольких музыкальных инструментах просто "на слух", безо всякой науки. Потянулась к музыке и трехлетняя кроха, Шурась. Пока он "играл" только... на венике, с которым носился по двору, держа его как балалайку. Это и был его первый "музыкальный инструмент". Но чуть подрос - научился играть на маленькой трехбасовой гармошке.

- Шурась! - кричит с крыльца баба Варя и не может порой докричаться. На улице цветет лето - лучшая пора мальчишеской вольницы. Малолетняя гвардия совершает набеги на сады и огороды, свои и чужие, набивая карманы грушами, яблоками, огурцами. Частенько ходит стенка на стенку. Вечерами компания нередко засиживается допоздна у колодца, слушая, как главный сказочник, фантазер и выдумщик Шурась травит таинственные истории, страшные до мороза по коже, до волос дыбом.

Вот так они и росли, мальчишки, для которых природа была второй матерью и царством свободы одновременно. "Тертыми калачами" - крепкими, решительными, самостоятельными - выходили в жизнь. И о войне, пронесшейся по их детству, знали не понаслышке. Помнили, как адским дождем сыпались с неба бомбы. Как голосили матери, прижимая к себе детей. Как отчаянно ревели коровы, до хрипоты блеяли козы и неистово ржали кони. Белый день становился черным, а ночи светились от зарева фугасов. За селом, после бомбежки, горел аэродром, дымились и дотлевали не успевшие взлететь в небо наши самолеты.

"Черная метка" войны... Она, как лихая отметина, осталась в памяти того поколения - детей сурового военного времени.

После победы Александр в пятый класс пошел переростком. Поначалу школьники учились просто под открытым небом. Вместо ручек и тетрадей - лишь огрызки карандашей. Но когда у Билаша появилась чернильница-невыливайка, выменял ее на балалайку. В колхозном клубе пел, танцевал, играл на всех инструментах, которые попадались под руку.

Вступительные экзамены в старейшее в Украине Житомирское музыкальное училище Александр держал на аккордеоне. Приемную комиссию растрогал и покорил вдохновенным исполнением шопеновских вальсов. Правда, любимый аккордеон пришлось заменить баяном, так как в училище Билаш был зачислен именно в класс баяна. Учился легко, увлеченно. Душа сама тянулась к "вечным партитурам".

А мечта летела дальше.

Киевская консерватория. Храм музыки, предмет юных грез. Он - студент. Чары самого высокого, самого гармоничного искусства - музыки - Александр постигал истово, хотя в отличниках не ходил, и до первых пятерок ему было еще далеко. Факультет у него был трудный. Пожалуй, самый уважаемый и престижный: композиторский. Класс профессора Николая Вилинского. "Гениальные" опусы начинающего композитора безжалостно раздраконивало острое перо педагога. Бывало, и руки у студента опускались, и мечты летели в тартарары.

К мукам творчества вскоре добавилась еще одна. В консерваторских коридорах он и встретил ее, свою муку, свою "хмаринку". Она будто ослепила его нежной женственной красотой. Взгляд теплый, распахнутый, а сама - "неприступная крепость".

Два года он словно был ее тенью. Лариса стала его занозой. И тогда он решил изменить тактику. Проходил мимо - не замечал, в упор не видел. Классическое пушкинское "Чем меньше женщину мы любим..." "сыграло" как по нотам. Однажды она сама сделала шаг ему навстречу. И уже навсегда.

Их семейный союз, освященный любовью и музыкой, оказался счастливым. Бархатное меццо-сопрано супруги, народной артистки Украины Ларисы Остапенко, давало жизнь многим творениям композитора.

Десятилетиями произведения Александра Билаша звучали в эфирах, на больших гала-концертах, в сельских клубах, даже на школьных сценах. Их исполняли Евгения Мирошниченко, Дмитрий Гнатюк, Анатолий Мокренко, Гизелла Ципола, Диана Петриненко, Николай Кондратюк. В свой репертуар песни композитора включали такие известные коллективы как вокальный квартет "Явір", трио бандуристок радиокомпании Украины.

Но главное - эти песни пел и любил народ. Любил, потому что они были словно живые музыкальные картины, теплые, узнаваемые, с журавлиными стаями в небе и лебедиными парами на зеркале чистых вод. С вуалью тумана над сонной долиной и летящими наперегонки с ветром табунами степных коней. С вышитым "червоними і чорними нитками" полотном человеческой судьбы.

В соавторстве Билаша с мэтром украинской поэзии Борисом Олийныком родились "Мелодія" и "Пісня Києву", с поэтом Михаилом Ткачом - знаменитые "Ясени", "Білі лебеді", "Сину, качки летять". На стихи Степана Пушика написаны "Любисток" и "Треба йти до осенi". Поэтический мир этих произведений всегда в гармонии и единстве с тонким лиризмом музыкальных образов. Мелодии широки и напевны. "Я з пісні народної виріс", - писал о себе Александр Иванович. И потому вечный украинский мелос цветет в музыке маэстро как полтавские сады по весне. И все ноты здесь, даже низкие, басовые - высоки и светоносны.

...Чернобыль. Он грянул внезапно как землетрясение, как необъявленная война. И светлый месяц апрель потускнел и умылся слезами. На атомную станцию потянулись вереницы машин. Они ехали творить свой необходимый ежедневный подвиг - укрощать взбунтовавшийся 4-й блок. В середине того памятного лета на телеэкраны вышел документальный фильм режиссера Игоря Кобрина "Чернобыль: два цвета времени" (сценарист Хэм Салганик, оператор Юрий Бордаков). Музыкальным сопровождением к фильму стало произведение Билаша "Два кольори" в исполнении симфонического оркестра. Мелодия, даже без слов, звучала как откровение. Она была такой пронзительной и тревожной, что казалась голосом самой украинской земли и воспринималась теперь по-новому, по-особенному.

"Любов і журба" - они шли тогда рука об руку. Они были двумя сторонами медали, которую чеканило безжалостное время.

Знаменитые "Два кольори" Александра Билаша словно приобрели новый смысл, ведь в произведении отразились не только людские судьбы, но и два цвета того незабываемого времени, два его символа - "любов i журба".

Творческая палитра музыканта не ограничивалась лишь песенным жанром. Из-под его пера вышли две монооперы: "Балада війни" и "Сповідь білого тюльпана", опера "Прапороносці" по одноименному роману О.Гончара. Писал композитор романсы, баллады, симфонические произведения как, скажем, светлую и романтичную поэму "Світанок на морі". Его музыка звучит и поныне.