Так ли страшен Трамп?

Автор : Оксана Куренная
12 ноября 00:00

Вот и сбылся страшный сон финансовых рынков - Дональд Трамп стал 45-м президентом США. Доллар по этому поводу поначалу ушел в крутое пике вместе с фондовыми рынками по всему миру. Однако не прошло и суток, как инвесторы оправились от первоначального испуга и передумали паниковать, а рынки, справившись с первоначальной нервозностью, застыли в ожидании. Чего же им и всему миру ждать, если вспомнить заявленные в ходе предвыборной кампании ключевые намерения тогда еще не американского президента, а непредсказуемого и импульсивного кандидата-миллиардера?

 

Вот и сбылся страшный сон финансовых рынков - Дональд Трамп стал 45-м президентом США. Доллар по этому поводу поначалу ушел в крутое пике вместе с фондовыми рынками по всему миру. Однако не прошло и суток, как инвесторы оправились от первоначального испуга и передумали паниковать, а рынки, справившись с первоначальной нервозностью, застыли в ожидании. Чего же им и всему миру ждать, если вспомнить заявленные в ходе предвыборной кампании ключевые намерения тогда еще не американского президента, а непредсказуемого и импульсивного кандидата-миллиардера? И как это все соотносится с ключевыми трендами в американской и мировой экономике?

Первой реакцией мировых финансовых рынков на победу Трампа, как известно, был шок. Дело в том, что Хиллари Клинтон была определенно лучшим выбором для финансовых рынков, поскольку она олицетворяла стабильность и была более открыта международной торговле, чем ее конкурент. Результаты выборов привели к всплеску спроса на активы-убежища, такие, как золото и акции компаний, добывающих драгметаллы. Кроме того, заметно укрепились японская иена и швейцарский франк. Центральные банки этих стран и даже ЕЦБ заговорили о возможности проведения интервенций.

Однако шок продлился сравнительно недолго, и на смену ему пришел настоящий ступор. Инвесторы и аналитики всего мира озадачились одним и тем же вопросом: что теперь будет, чего ждать? Рынки погрузились в раздумья.

В итоге доллар и рынки акций возобновили рост, поскольку инвесторы пришли к выводу, что Трамп может принести некоторые выгоды на своем посту, которые поддержат рынки. Например, сейчас инвесторы надеются на то, что объявленное в ходе предвыборной кампании намерение нового президента США сократить корпоративный налог и облегчить репатриацию капитала из-за рубежа будет способствовать росту экономики США. Оказать ей поддержку, как надеются инвесторы, должен и план Трампа по фискальным расходам.

Кроме того, участники рынка уже не так опасаются по поводу отношений нового хозяина Белого дома с официальным Пекином. Однако представитель министерства торговли Китая все же отметил, что смотрит в будущее без особого оптимизма, поскольку слишком много неясностей.

И если китайские сомнения вполне понятны, то касательно экономики США выгоды, если полагаться на заявления самого Трампа, очевидны. Что же касается других стран, то заявленная Трампом позиция противника свободной торговли означает риски для Мексики, Канады и уже упомянутого выше Китая. Также очень уязвимыми являются Корея, Гонконг, Сингапур, Тайвань и Малайзия, поскольку их экономики больше ориентированы на внешний спрос. Экспортоориентированная Германия также в последующие годы может ощутить на себе негативное влияние политики протекционизма, если она будет реализована.

Интересно, что рынок нефти также в полной мере может ощутить противоречивость правления Трампа. С одной стороны, он заявлял о намерении сократить субсидии в "зеленую" энергетику, что уже привело к падению акций компаний соответствующего сектора. С другой - новый американский президент заявил, что хочет видеть США полностью энергетически независимыми. Для этого снимаются запреты на бурение нефтяных скважин на федеральных землях. Такой поворот событий может привести к увеличению избытка предложения черного золота на мировом рынке и, соответственно, к снижению цен на него. Таким образом, все попытки ОПЕК снизить добычу нефти пойдут прахом.

Теперь рынок настроен увидеть упрощение регулирования на рынке нефти, что в сочетании с обещанным снижением корпоративных налогов понизит и себестоимость добытого черного золота, что сделает американскую нефть более конкурентоспособной на мировом рынке.

Планы Трампа в сфере энергетики помогут увеличить долю США на мировом рынке нефти, что также является предметом беспокойства ОПЕК, поскольку в таком случае сдвиг баланса сил на рынке неизбежен.

Что касается доллара, то он пока "завис между небом и землей", поскольку повышение ставки Федеральной резервной системы на заседании в декабре теперь под вопросом. Появились слухи, что у Трампа натянутые отношения с нынешней главой ФРС Джанет Йеллен, так что ее досрочный уход с поста, хоть это и не в правилах американского центробанка, нельзя исключать. Однако никакой официальной информации по этому поводу не было. Вероятность повышения ставки сейчас составляет 50/50. По-видимому, рынки с удвоенным вниманием сейчас будут отслеживать отчеты по экономике США, поскольку только сильная статистика сможет убедить их в том, что повышение все-таки состоится. Пока же доллар дорожает на волне всеобщего оптимизма.

По мнению экспертов Deutsche Bank, результаты экономической политики Трампа станут известны не ранее 2018 г. Ожидаются попытки ускорить экономический рост в 2019–2020 гг. с целью переизбрания на второй срок после истечения четырехлетнего периода. Пока же, по оценкам Goldman Sachs, рост экономики США в 2017-м составит около 2%.

Однако не следует забывать, что в США к власти пришел не один Трамп, но и республиканцы в целом. Данная партия никогда не была мягкой и бесхребетной. В новом кабинете, как ожидается, будут преобладать "ястребы". Например, будущий вице-президент Майк Пенс в своей предвыборной речи заявил: "Маленький и агрессивный лидер России на мировой арене сильнее, чем эта администрация, - это констатация болезненных фактов. Это не поддержка Путина. Это обвинение в адрес слабой и беспомощной политики Хиллари Клинтон и Барака Обамы". Это как пример риторики будущих американских властей.

По сообщению Би-би-си, на роль госсекретаря рассматривается кандидатура Ньюта Гингрича (Newt Gingrich) - консерватора, каких еще поискать. На роль генерального прокурора претендует не нуждающийся в представлении Руди Джулиани (Rudy Giuliani). Министром обороны может стать Джефф Сешенс (Jeff Sessions), который в 2003 г. был сторонником вторжения в Ирак. Советником по национальной безопасности, по мнению наблюдателей, станет Майкл Флинн (Michael Flynn), не раз критиковавший администрацию Обамы за слишком мягкий подход к угрозе, которую представляет ИГИЛ. На роль главы Казначейства рассматривается Стивен Мначин (Steven Mnuchin), который, однако, может раскритиковать идею Трампа снизить налоги корпораций.

Ну и чтоб два раза не вставать. В четверг, 10 ноября, официальный представитель госдепартамента США Марк Тонер на вопрос относительно заявлений РФ о том, что новоизбранный президент США Дональд Трамп может отменить антироссийские санкции, заявил, что санкции останутся до тех пор, пока российские войска не покинут Крым и пока полуостров не возвратят Украине, а также до полного выполнения Минских договоренностей. Так что приключения начинаются, пристегните ремни.