Шестнадцать избранных и НАК

Автор : Андрей Блинов
05 сентября 21:15

МВФ признал: ситуация в украинской экономике оказалась значительно хуже, нежели он предполагал в апреле. Фактически фонд санкционировал эмиссию на 150 млрд грн, чтобы помочь банкам и "Нафтогазу"

 

МВФ признал: ситуация в украинской экономике оказалась значительно хуже, нежели он предполагал в апреле. Фактически фонд санкционировал эмиссию на 150 млрд грн, чтобы помочь банкам и "Нафтогазу"

Киев получил столь долгожданные 1,39 млрд долл. в рамках второго транша кредита Международного валютного фонда. Новость об этом облетела все информационные агентства вечером

29 августа. Равно как и то, что 4 сентября деньги поступили на счет Минфина и Нацбанка Украины.

Однако куда важнее то, о чем агентства почти не пишут в своих новостных лентах. А именно - какая информация после решения совета директоров была опубликована на сайте МВФ? Там содержится не только уточненный официальный текст меморандума об экономической и финансовой политике и технический меморандум, но также скрупулезный анализ состояния украинской экономики от экспертов фонда, которые принимали участие в работе миссии МВФ в июне-июле.

Из анализа документов, в дополнение к информации, ранее уже опубликованной ZN.UA (см. "Долгая дорога к траншу", ZN.UA от 21 августа 2014 г.), можно сделать четыре ключевых вывода.

Первый: в очередной раз широкая общественность узнала о деталях договоренностей украинского правительства и фонда не от собственных властей, а из Вашингтона.

Напомним, что изначально текст меморандума появился 1 мая на сайте МВФ, через несколько часов после утверждения программы. Лишь спустя неделю украинская версия документа была обнародована на сайте Минфина (причем там ее можно отыскать, лишь случайно наткнувшись, поскольку никаких баннеров или линков с головной страницы сайта финансового ведомства нет). Новой версии меморандума - по состоянию на 5 сентября с.г. - ни на одном официальном сайте украинской власти нет.

Второй вывод: МВФ признает, что недооценивал глубину пропасти, в которую скатывается украинская экономика. Прежде всего, это связано с событиями на Востоке страны.

В докладе миссионеров содержится упоминание о "нежелательном сценарии", по которому может пойти Украина. Он предполагает падение ВВП страны на 7,25% в 2014-м и 4,25% в будущем году. Также он предполагает дефицит публичных финансов (включая НАК "Нафтогаз Украины") до 11,6% ВВП уже к концу нынешнего года и до 10,3% ВВП - в 2015-м. Наконец, государственный долг преодолеет критический уровень 60% ВВП уже в ближайшие месяцы, достигнув по итогам 2014 г. 68,9%.

По итогам 2015 г. государство Украина будет иметь внешний и внутренний долг на уровне 83,2% ВВП. То есть станет страной с высоким уровнем госдолга, тогда как долгие годы мы были страной с низким и умеренным уровнем задолженности правительства внутренним и внешним кредиторам.

Третий: МВФ, другие международные организации и ряд зарубежных правительств (США, Канада, Япония, ЕС) готовы фактически финансировать исключительно потребности "Нафтогаза" в валюте. Для того чтобы тот исправно мог осуществлять платежи (так что насчет "плана Маршалла для Украины" пока идут, видимо, только досужие разговоры. - Ред.).

Согласно расчетной таблице поступления внешнего кредитования, общая сумма таких займов составляет в 2014 г. 6,826 млрд долл. При этом НАКу для расчетов за газ и планового погашения еврооблигаций в сентябре, про расчетам миссионеров, необходимо 6,935 млрд долл.

Насколько известно ZN.UA, эти расчеты производились на основе "компромиссной" цены газа около 334 долл. за тысячу кубометров (385 долл. в пиковый период осенне-зимнего потребления и около 320 долл. - в другое время). При этом ориентировочная цена словацкого реверса, как уже известно, будет не менее 360 долл.

И четвертый вывод: масштабная эмиссия продолжится. На конец года НБУ должен будет выкупить у правительства с целью рекапитализации НАКа 104,4 млрд грн (на начало сентября было выкуплено около 42 млрд). Кроме того, затраты государства на рекапитализацию ряда банков и пополнение счетов для выплат Фонда гарантирования вкладов физлиц только в этом году составят 28,7 млрд грн (летом фонду из этой суммы было предоставлено 5,2 млрд).

Эксперты МВФ в конце июля полагали, что все это мало скажется на обменном курсе гривни. Так, согласно программному сценарию, курс в конце 2014 г. заложен на уровне 12,5 грн/долл., на конец 2015-го - 13,3 грн/долл.

Как говорится, блажен, кто верует. Ситуация с августовским, лишь частичным, наполнением уставного фонда "Нафтогаза" показала МВФ, какие на самом деле настроения царят на валютном рынке Украины. Более того, вопреки ожиданиям, в августе возобновился отток вкладов населения в нацвалюте из банков. О приостановлении оттока валютных депозитов и говорить нечего.

Навстречу прирученному рынку

В предыдущей версии меморандума МВФ требовал от украинских властей постепенного снятия ограничений на валютном рынке и жестко настаивал на невведении новых. Однако в июле-августе фактически пересмотрел свое требование, убрав эту позицию. Иными словами, Вашингтон согласился на административное "закручивание гаек", уже предпринятое Нацбанком.

Как выяснилось неделю назад, украинский регулятор решился не только ввести 100-процентную продажу валютной выручки экспортерами, но и вернуть практику жесткой проверки внешнеэкономических контрактов, трехдневное депонирование средств для покупки валюты на межбанке. Запрещается досрочное погашение кредитов по договорам с нерезидентами, что активно использовалось украинскими корпорациями как инструмент вывода валюты за рубеж.

Для населения введена принудительная конвертация поступлений из-за рубежа по системам денежных переводов, а также валютных депозитов в случае их досрочного погашения. За рубеж можно перевести не более эквивалента 15 тыс. грн (около 1150 долл.) в сутки без подтверждающих документов, но не более 150 тыс. грн (около 11,5 тыс. долл.) в месяц. Ограничения на выдачу наличных средств в кассах банков сохранились прежние - 150 тыс. грн в сутки и эквивалент 15 тыс. грн, если это валюта.

Чтобы "надавить" на курс на валютном рынке и вернуть его в обещанный не только банкирам, но и МВФ коридор 12–12,50 грн/долл., Нацбанк принял решение со 2 сентября потребовать от банков сокращения лимита общей длинной открытой позиции (Л13-1) с 5 до 1%, а также по факту заморозил любые платежи по импорту на время введения правила "Т+2". Центральный банк также возобновляет практику валютных аукционов (первый состоится 8 сентября) и пытается вновь успокоить рынок небольшими валютными интервенциями, хотя МВФ не снял требование о том, что НБУ должен до конца года закупить в резервы 1 млрд долл. Плюс председатель Нацбанка Валерия Гонтарева стала почти ежедневно вызывать руководителей 40 крупнейших банков "на ковер".

Рынок диктуемой воле подчинился. Начиная с утра 1 сентября курс стремительно пошел в сторону укрепления. Правда, что странно, самые высокие котировки продажи доллара что на межбанке, что на рынке наличных продаж ставили Укргазбанк, Укрэксимбанк, Ощадбанк, "Хрещатик". Словом, те, на которые прямо может воздействовать государство. Впрочем, 2–3 сентября и они подчинились общей тенденции, и курс укрепился до 12,50 грн/долл.

Однако уже 4 сентября на рынке появились заявки импортеров, которые были на трое суток технически заморожены благодаря решению НБУ о правиле "Т+2". И девальвационная тенденция на рынке возобновилась. Причем доллары и евро вновь стали очень дефицитным товаром в банковских кассах.

Обстановка на рынке остается очень нервной, и у Нацбанка осталось крайне мало неконфискационных инструментов. Регулятор еще может ужесточить лимиты выдачи наличных плюс вообще ввести мораторий на досрочное погашение банковских депозитов.

Если и это не поможет, резко возрастает вероятность конфискационных действий. Например, валютные вклады могут быть пересчитаны в гривни по официальному курсу. В неофициальных беседах чиновники НБУ подтверждают, что такая мера периодически обсуждается на внутренних совещаниях в качестве крайней.

Тратьте то, что есть

Что в такой ситуации готов делать МВФ? Увеличивать финансирование? Нет. Фонд согласился с просьбой украинского правительства объединить третий и четвертый транши кредита stand-by, чтобы вернуть программу в запланированное русло (второй транш Киев получил с опозданием на 40 дней).

Руководитель миссии МВФ в Украине Николай Георгиев уже проговорился о том, что фонд смотрит на подопечных согласно негативному сценарию. Очевидно, это и есть тот самый "нежелательный сценарий", приведенный в сопроводительном экспертном заключении по итогам первого пересмотра программы stand-by. Н.Георгиев пояснил, что МВФ допускает, что золотовалютные резервы до конца 2015 г. могут упасть до 4,4 млрд долл. (в случае оптимистического сценария - вырасти до 23,4 млрд).

Иными словами, в результате совокупного действия негативных эффектов Украине потребуется в ближайшие 16 месяцев 19 млрд долл. дополнительного финансирования. И МВФ - в качестве крайней меры - разрешает правительству брать эти деньги из золотовалютных резервов.

Любопытно, что на встрече с банкирами в начале сентября постоянный представитель МВФ в Украине Жером Ваше пояснил, что не существует такого правила, согласно которому фонд не может кредитовать страны, находящиеся в состоянии войны. Об этом, как известно, часто упоминают представители администрации президента Порошенко. Впрочем, как дал понять чиновник МВФ, его организация, мягко говоря, не приветствует, если средства направляются на гонку вооружений и интенсификацию военного конфликта.

То есть фонд готов смириться лишь с затуханием конфликта на Востоке, а также отчасти с компенсацией правительством экономических потерь на Донбассе. Ну и само собой, учесть во всех "маяках" сворачивание торговли с членами Таможенного союза.

Принуждение Петра Порошенко к миру на саммите НАТО в Уэльсе 4–5 сентября четко вписывается в этот сценарий.

"Нафтогаз" и банки

Выделяя второй транш, МВФ призакрыл глаза на невыполнение двух критериев программы.

Согласно первому, НАК "Нафтогаз Украины" должна была провести конкурс на отбор внешнего аудитора и ежемесячно передавать фонду итоги такого аудита начиная с мая текущего года. Первые данные, как сообщает МВФ, появились у него лишь 8 июля.

Вторая проблема связана с тем, что Украина должна была обязать всех владельцев банков проводить, в случае необходимости, рекапитализацию своих банков. По имеющейся у ZN.UA информации, до половины владельцев финучреждений с недостаточным капиталом сообщили о неготовности за свой счет выполнять программу рекапитализации.

И вот тут начинается самое интересное. Эксперты МВФ и сотрудники НБУ решились проводить рекапитализацию банков за счет государства. Как и в 2008-м.

Как сообщается в материалах МВФ, по состоянию на конец июня все банки, в которых не была введена администрация, выполняли критерий адекватности регулятивного капитала на уровне 10%. При этом на момент работы миссии уровень "плохих" кредитов по банковской системе сохранялся на уровне 14,6–14,7%, а поддержку ликвидности от НБУ получали 74 коммерческих банка.

Однако последовавшая после того девальвация существенно откорректировала эти показатели. Более того, риск грядущего обесценения национальной валюты означает, что значительное число банков "вылетит" по этому крайне важному показателю банковской надежности. Стресс-тест показал, что в случае реализации негативного сценария уровень невозвратов кредитов по системе может достичь 27%. И банкам потребуется внести в свои уставные капиталы сумму, эквивалентную 3,5–5% ВВП.

Поэтому МВФ разрешил правительству на время действия программы stand-by потратить 2,8% ВВП (в т.ч. 0,8% ВВП в Фонд гарантирования вкладов физлиц) на финансирование банковского сектора. МВФ даже опубликовал таблицу, в которой указано, что Фонд гарантирования вкладов физлиц получит от государства к июлю 5,2 млрд грн (по факту вышло, что в середине июля получил 4,2 млрд безвозвратной помощи). Кроме того, в октябре-декабре на нужды фонда и рекапитализации банков правительство может направить еще 23,5 млрд грн из бюджета. Исходя из расчетов ZN.UA, получается, что МВФ разрешил правительству в этом году внести в капиталы банков 20,5 млрд грн. И еще до 22,5 млрд - в 2015-м.

Поскольку "большой шкаф громко падает", государство будет спасать только крупные банки. А именно те, которые "весят" не менее 2% активов банковской системы. Или в которых находится не менее 2% депозитов всей банковской системы.

По состоянию на 1 июля таких банков было лишь 13 по активам (см. табл.). Сред них украинские государственные Ощадбанк и Укрэксимбанк; российские государственные Проминвестбанк, "Сбербанк России" и "ВТБ Банк", а также Укрсоцбанк, "Райффайзен Банк Аваль" и "Альфа-банк", принадлежащие иностранным финансово-банковским группам. Кроме них, частные Приватбанк Игоря Коломойского, "Дельта Банк" Николая Лагуна, "Надра" Дмитрия Фирташа, ПУМБ Рината Ахметова, "Финансы и кредит" Константина Жеваго. Исходя из размеров клиентских средств, к этой группе еще добавляются Укрсиббанк и "Креди Агриколь", принадлежащие французам, а также VAB Олега Бахматюка.

В случае возникновения проблем в других банках МВФ настоятельно рекомендует их незамедлительно хоронить. При этом вклады физлиц будут возмещаться через Фонд гарантирования вкладов. Депозиты акционеров, членов наблюдательного совета и руководства банков МВФ компенсировать запрещает.

В свою очередь, в Министерстве финансов будет восстановлено подразделение, занимавшееся управлением и координацией работы государственных банков.

Однако это крайний сценарий, которого МВФ старается избежать. Там понимают, что нынешняя ситуация на Востоке Украины является стратегией lose-lose, при которой проигрывают все: и Украина, и Россия, и так называемые ЛНР и ДНР. А также МВФ, который в этой ситуации играет роль кредитора последней инстанции. И Вашингтон очень бы не хотел, чтобы украинский кейс помощи со стороны международных организаций стал бы классическим негативным примером помощи МВФ.

Ввиду этого фонд будет выжидать. Он будет ждать, чем разрешится попытка мирного урегулирования ситуации на Востоке страны, а также каким правительством обернутся досрочные парламентские выборы в Украине. Поэтому ранее декабря каких-либо новых поступлений от МВФ ждать не стоит.