Реформа госслужбы: действие и противодействие

Автор : Роман Якель
08 июня 17:38

Действия государственных мужей наносят государству ощутимый материальный ущерб.

 

В Украине хорошо научились дискредитировать любые реформаторские идеи. И нередко это практикуют чиновники высших рангов, которые сами должны были бы быть драйверами их внедрения.

Не стала исключением и реформа государственной службы. Закон "О государственной службе", действующий уже более двух лет, имеет целью улучшить прежде всего качество государственной службы, дать людям, имеющим высокую профессиональную компетентность, профессиональные знания и опыт, возможность продвигаться по служебной лестнице, а не падать вниз, ибо так захотелось начальству.

ZN.UA уже рассказывало о том, как бывший первый заместитель начальника Ивано-Франковского областного управления лесного и охотничьего хозяйства Роман Олейник обжаловал в суде результаты конкурса на должность начальника этого управления ("Дискредитация конкурсом", ZN.UA №16 от 28 апреля 2017 г.). И, как оказалось, он первым в Украине выступил против системы отбора на руководящие должности в лесной отрасли. И система, насквозь коррумпированная, в которой вращаются огромные деньги от продажи леса, прежде всего за рубеж, не простила Роману Олейнику такой дерзости и вольнодумства.

Новый начальник Ивано-Франковского областного управления лесного хозяйства Руслан Осташук с первых дней своего назначения фактически отстранил первого заместителя от исполнения его должностных обязанностей. Это же не рабочие отношения, а полный административный произвол, пренебрежение принципами государственной службы, когда первому заместителю не сообщали о проведении производственных совещаний, не адресовали и запрещали предоставлять служебную корреспонденцию, не давали на подпись и визирование приказов, чинили и другие препятствия в исполнении его полномочий!

А государственные органы, которые должны были контролировать соблюдение должностными лицами области законодательства о государственной службе, закрыли глаза на его нарушения. Как видно из содержания ответов на обращение Романа Олейника, Гослесагентство не проводило служебного расследования этих фактов, а наказало только стрелочника - объявило выговор заведующему сектором кадров управления. Почти в унисон с лесным органом действовало Национальное агентство по вопросам государственной службы. Этот вышестоящий орган госслужбы, проведя проверки, в прошлом году не смог установить нарушений законодательства о государственной службе, а уже в 2018-м погрозил пальцем и отделался рекомендациями руководству Гослесагентства: инициируйте дисциплинарное производство относительно начальника управления Руслана Осташука…

Должностное лицо, ставшее врагом номер один, нужно было освободить от должности. Но каким образом? Проще всего ликвидировать его должность. Для этого в августе 2017-го вышел приказ Ивано-Франковского областного управления лесного и охотничьего хозяйства. Документ возымел силу 1 декабря 2017 г. с благословения покровителей лесной отрасли. Заместитель министра аграрной политики и продовольствия Ольга Трофимцева согласовала структуру, а заместитель председателя Гослесагентства Владимир Бондарь утвердил штатное расписание.

В этой новой структуре аппарата должность первого заместителя начальника управления уже не предусмотрели. Ее формально заменили должностью еще одного заместителя, не изменив при этом, по сути, должностных обязанностей. Однако приказ стал основанием для увольнения Романа Олейника с должности первого зама. Увольнение было обосновано якобы согласно правовым нормам - в связи с "изменением существенных условий государственной службы". Потому что раз нет должности первого заместителя, то существенные условия службы не могут быть сохранены.Однако же! Если не подверглись изменениям ни положение об управлении, ни его функции, ни общее количество штатных работников, ни их должностные обязанности, ни условия оплаты труда, то, согласно ст. 43 Закона "О государственной службе", существенных условий прохождения государственной службы, по сути, тоже не меняли.

Руководство Ивано-Франковского областного управления лесного хозяйства в свою очередь предложило г-ну Олейнику вакантную должность… главного специалиста отдела лесного хозяйства. Между должностью первого заместителя начальника управления и должностью главного специалиста отдела лесного хозяйства общего, как у слона и моськи. Они принадлежат к совершенно разным группам оплаты труда, а потому, согласно ст. 2 Закона "О государственной службе", неравнозначны.

А тем временем в упомянутом управлении были две вакантные должности заместителя начальника управления и одна - начальника отдела лесного хозяйства. Но никому не пришло в голову учесть уровень профессиональной подготовки и компетентности Романа Олейника, который в течение 14 лет работал первым заместителем начальника областного управления лесного и охотничьего хозяйства, является кандидатом сельскохозяйственных наук по специальности "Лесное хозяйство", автором многих научных публикаций, имеет ряд отличий и наград - отраслевых и правительственных. К слову, его заслуги, профессиональные знания и управленческий опыт признает в интервью местным СМИ и нынешний начальник управления Руслан Осташук. Но многие лесные начальники в областях, наверное, выбрали в качестве образца для подражания Владимира Бондаря, который, не будучи специалистом в лесной отрасли, сумел совместить обязанности главы, первого заместителя и свои же обязанности как заместителя председателя Гослесагентства.

Ко всему сказанному добавим, что Роман Олейник вообще не подавал заявления о переводе на другую предложенную ему должность или заявления об увольнении с должности из-за несогласия продолжить прохождение государственной службы. И потому неудивительно, что 7 мая этого года Ивано-Франковский окружной административный суд пришел к выводу: Роман Олейник согласился на продолжение прохождения государственной службы, и оснований для его увольнения с должности первого заместителя начальника Ивано-Франковского областного управления лесного и охотничьего хозяйства не было, и возобновил его на равнозначной первому заместителю должности.

Если же решение суда вступит в законную силу, то государственный орган - областное управление лесного и охотничьего хозяйства - будет вынужден выплатить уволенному заместителю потерянный средний заработок за время вынужденного прогула в сумме 81 тыс. гривен. Хотя постановление суда о немедленном возобновлении Романа Олейника в должности, равнозначной занимаемой, и взыскании с управления среднего заработка за один месяц - 22,6 тыс. грн - на момент написания этой статьи Ивано-Франковский горотдел государственной исполнительной службы так и не исполнил. Так действия своих государственных мужей наносят государству ощутимый материальный ущерб!

Ободренный промежуточным успехом ивано-франковского коллеги, готовит иск в суд и уволенный с должности первый заместитель начальника Черниговского областного управления лесного и охотничьего хозяйства Юрий Пономаренко, ныне безработный. В новой структуре управления его должность тоже "потерялась".

Руководство Гослесагентства, похоже, в последнюю очередь учитывает значительный профессиональный опыт работы своих коллег - как в системе, так и на руководящих должностях. Потому что иначе зачем было временному исполнителю обязанностей главы Гослесагентства Кристине Юркевич в прошлом году увольнять опытного руководителя, многолетнего генерального директора Украинского государственного проектного лесоустроительного производственного объединения Григория Чайку?! Его уволили без каких-либо объяснений, да еще и когда он находился на больничном. Недавно Ирпенский городской суд Киевской области признал приказ об увольнении незаконным, хотя и не возобновил г-на Чайку в должности.

Так многие ли молодые люди захотят связать свою жизнь с государственной службой, видя бесконтрольный административный произвол в центре и регионах, видя, как расправляются с опытными руководителями, не останавливаясь перед законом?

Вопрос пока что без ответа, а реформа государственной службы имеет все шансы пойти не тем путем. Не ожидали такого развития событий?