Погибшие не единожды

Автор : Игорь Вынныченко
12 июня 22:20

Каждое последующее правительство хуже своего предшественника. Несмотря на мантру "жить по-новому", не стала, к сожалению, исключением из этого правила и Украина. В частности, в том, что касается отечественной туристско-рекреационной сферы. А она могла бы "одной левой" существенно помочь (прежде всего за счет многомиллиардных валютных и гривневых поступлений) с решением многих проблем - от повышения пенсий (чем сейчас озаботились Верховная Рада и финансовое министерство) до отказа от внешних заимствований (о чем не устают трепать языком депутаты самых разных окрасок).

 

Каждое последующее правительство хуже своего предшественника. Несмотря на мантру "жить по-новому", не стала, к сожалению, исключением из этого правила и Украина. В частности, в том, что касается отечественной туристско-рекреационной сферы. А она могла бы "одной левой" существенно помочь (прежде всего за счет многомиллиардных валютных и гривневых поступлений) с решением многих проблем - от повышения пенсий (чем сейчас озаботились Верховная Рада и финансовое министерство) до отказа от внешних заимствований (о чем не устают трепать языком депутаты самых разных окрасок).

"Папередники"

Почти полтора года, отдалившие нас всех от Революции достоинства, стали наглядной иллюстрацией подтверждения наихудших предположений даже болезненных оптимистов. Президент, которого привел к власти первый Майдан (2004 г.), известный своим неравнодушием к живописи и пчелам, не беспокоился о развитии внутреннего и иностранного (въездного) туризма. В принятом во времена Януковича постановлении Кабмина (от 17 марта 2011 г. №340) "Об утверждении порядка использования средств, предусмотренных в государственном бюджете для финансовой поддержки развития туризма и финансовой поддержки работы по созданию условий для безопасности туристов, развития туристической инфраструктуры международных транспортных коридоров и магистралей" предполагались, в частности, средства на "обеспечение повышения качества и уровня безопасности национального туристского продукта путем разработки и внедрения стандартов в сфере туризма и требований к объектам туристской инфраструктуры, гармонизированных с международным правом; проведение ориентированной на внешний и внутренний рынок рекламно-информационной кампании; обеспечение ведения учета и осуществление мониторинга туристских ресурсов путем создания и ведения реестров курортных территорий, объектов посещений (музеев, памятников архитектуры, культуры, истории) и туристской инфраструктуры, турагентств и туроператоров; обеспечение международной деятельности в сфере туризма путем финансирования туристских проектов по заключенным международным договорам" и еще немало подобного. Самоочевидно - необходимого.

В четвертом же квартале позапрошлого года действенной была и рабочая группа по созданию Государственной целевой программы развития туризма и курортов в Украине на период до 2022 г. (ее концепция была одобрена 1 августа того же года), на 40% состоявшая из туризмологов. Целью программы было определено "создание условий для увеличения потока туристов, создание конкурентоспособной развитой туристской инфраструктуры путем рационального использования туристских ресурсов", что, как следствие, должно было способствовать "увеличению объемов поступлений в бюджеты всех уровней от осуществления туристской деятельности".

И соответствующее Государственное агентство функционировало, и оно, несмотря на вполне справедливую критику, хотя бы выполняло роль своеобразного цербера для тех игроков отечественного турбизнеса, которые, в частности, пренебрегали правами туристов, по собственному усмотрению определяли звездность мест размещения и т.п.

А в ходе Киевского международного туристского форума, состоявшегося в конце 2012-го, присутствующий на нем генеральный секретарь Всемирной туристической организации Талеб Рифаи отметил, что важным шагом в формировании предпосылок для положительных преобразований в сфере туризма Украины было реформирование системы управления и переведения туризма в реальный сектор экономики. Генсек также указал, что внимание туристов все больше привлекают новые туристические направления, и у Украины есть все предпосылки уже в скором времени стать востребованным в мировом туризме государством.

"Реформаторы"

Своим постановлением "Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти" от 10 сентября 2014 г. под №442 (вступило в силу 16 сентября того же года) Кабмин ликвидировал Государственное агентство Украины по туризму и курортам - центральный орган исполнительной власти, который должен был обеспечивать реализацию государственной политики в этой сфере. Юристы деликатно назвали этот шаг абсурдом. На языке той же юриспруденции, если зарезать курицу, способную нести золотые яйца, то это будет трактоваться как неполучение прибыли (утраченная выгода). За "обезглавливанием" потенциально мощной отрасли экономики должно было бы стоять хотя бы публичное объяснение такого шага. Но "кулявлоб" на такие "мелочи" не с сегодняшнего дня не разменивается.

Забыта и Государственная целевая программа, несмотря на то, что наработано было немало. Ее же отсутствие сказалось на том, в частности, что в некоторых областях и не брались за создание региональных программ, объясняя это тем, что отсутствует национальная.

Именно заезжих реформаторов мы должны благодарить за то, что о туризме все же не забыли. В начале этого года нынешний руководитель Одесской ОГА М.Саакашвили (который, кстати, при своем представлении в Южной Пальмире отметил среди приоритетов необходимость увеличить количество туристов в этот город), указал на потребности развития этой отрасли. Поэтому соответствующее поручение получил экономический министр, который - очевидно, именно для этого - начал поиск советника по туризму (на общественных началах).

Итак, в начале апреля состоялись общественные слушания проектов программ развития туризма в Украине, которые были представлены победителями конкурса, организованного и проведенного Минэкономразвития. Из 30 предложенных программ комиссия выбрала для участия в следующем (финальном) этапе четыре кандидатуры, из которых и был избран советник. Но не один, а два. Ими стали (со временем, после личной встречи с А.Абромавичусом) А.Евченко (совладелец и управляющий партнер международной компании ArtBuild Hotel Group, в его компетенции - вопрос преобразования государственной системы управления в туризме и законодательные изменения) и одессит И.Липтуга (вице-президент АО "ПЛАСКЕ"; ответственный за рекламу, промоцию и маркетинг в туризме).

На этих слушаниях автор попытался привлечь внимание присутствующих к тому факту, что ни один из кандидатов не упомянул о науке. Вскоре один из них (теперь советник) упрекнул меня: наука не забыта. Любознательного читателя милости прошу посетить сайт Минэкономразвития и отыскать в представленных там "программах" именно эту дефиницию.

Лелеял также надежду, что хотя бы один из участников-слушателей учтет соответствие "программ" хотя бы словарному определению этого термина. Ведь любую программу нельзя представить без таких ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ составляющих, как мероприятие, срок исполнения и ответственный за это, объемы и источники финансирования.

Специфическим "профессионализмом" была отмечена и "Стратегическая сессия "Киев как мировой город", состоявшаяся 18 мая в столичном "Президент-отеле". Из вопросов, предложенных ее организаторами (Гражданская платформа "Новая страна" и КГГА), были и "туристические" ("Каким Киев должны видеть и что о нем должны знать внешние и внутренние туристы?" и т.п.). О КПД этого мероприятия может свидетельствовать, в частности, то, что на вопрос его участника (а было их свыше ста) о том, зачем его пригласили (и таких было немало), один из организаторов ответил: "Стратегия (развития туризма. - И.В.) будет разрабатываться теми, кто будет принимать участие в ее разработке" (sic).

Обычно такие мероприятия организуются и проводятся по методике, напоминающей ту, которую использует "тренер миллионеров" Р.Флетчер. А именно: инициаторы обращаются к специалистам с просьбой высказаться по конкретным вопросам-проблемам и предложить свое видение их решения. После этого определяются лучшие ответы, и уже потом формируются группы участников (лучших из лучших), которых и приглашают. Следовательно, и время не тратят, и деньги экономят (на небольшом количестве участников). Ведь главное - результативность (кстати, в США благодаря Интернету офисы многих фирм и их секретари находятся в разных городах).

По сообщению "Укринформа", в начале апреля президент Порошенко дал поручение "вынести вопрос продвижения туризма в Украине на Совет коалиции, а также разработать соответствующие предложения относительно развития этой отрасли". Д.Шимкив (озвучивший эту новость) сообщил, что вопросом занимается Минэкономразвития. А.Евченко, к которому обратился с вопросом, ответил: "О Совете коалиции не знаю. Мы с Иваном (Липтугой. - И.В.) готовим для министра презентацию о первоочередных шагах и экономических целях на Национальный совет реформ, которая состоится во второй половине июня". Примут ли участие в этой подготовке ученые, мне неизвестно.

Печально, но КПД парламентского подкомитета (под названием, которое режет слух специалистам, а именно - по вопросам развития туризма, курортов и рекреационной деятельности) также находится на высоте плинтуса. Не потому ли, что и его руководительница из 12 представленных ею законопроектов только один (sic!) посвятила туризму? Да и тот, "созданный" в середине мая (не показательно ли?), касается проведения в октябре (!) соответствующих парламентских слушаний.

Не порадовало конструктивом и государственной дальновидностью и недавно созданное в Верховной Раде межфракционное депутатское объединение "Украина туристическая". Все (кто успел) его участники на презентации ярко продемонстрировали собственную местечковость: ни один даже словом не обмолвился об общенациональных проблемах.

"Патриотизмом науку не заменишь"

Никто из народных избранников (один из немногих случаев, когда коалицианты и оппозиционеры солидарны) ни разу не вспомнил и о созданном в 2002-м и де-юре существующем Научном центре развития туризма, основными приоритетами деятельности которого были определены, в частности, разработка научно обоснованных методик и методологий исследований в сфере туризма; мониторинг туристической деятельности в Украине и за границей и т.п.

Любая программа (стратегия/концепция) развития (не только) туризма (в котором, заметьте, продается не товар, а услуга), созданная, очевидно, с наилучшими намерениями, будет обречена, если будет игнорировать специализированную науку (туризмоведение) и результаты маркетинговых исследований, философия которых - "найди потребность и удовлетвори ее".

Убеждать же в том, что отечественная туриндустрия обязательно должна опираться на результаты научных исследований, это то же, что человеку доказывать потребность в дыхании (для нормального самочувствия). Но учитывают ли нынешние власть предержащие разработки более 100 вузов, которые готовят специалистов для этой отрасли (и которые, подчеркну, ждут от власти, прежде всего региональной, заказов на проведение соответствующих исследований)? Вопрос отнюдь не риторический.

Для того чтобы Украину открыли для себя не только иностранцы, но и ее граждане-невежды, им необходима информация. Какая? В марте-апреле этого года специалисты и магистры старейшей профильной кафедры столичного университета имени Шевченко провели опрос
800 граждан в более чем 40 странах и почти 1000 украинцев (в том числе и в Крыму). Социальный статус опрошенных - от школьников до домохозяек, половая структура - почти 50/50, возрастной ценз - 16–60 лет (преобладали 18–40-летние), восемь из десяти - горожане.

На вопрос "Что опрашиваемый/ая знает о туристическо-рекреационных ресурсах Украины, в частности, об объектах из Списка мирового наследия ЮНЕСКО?" почти половина опрошенных чехов и словаков ничего определенного не смогла ответить, то же касается и грузин, словенцев, испанцев и французов (среди последних трети опрошенных Украина вообще неинтересна), количество "невежд" среди граждан Южно-Африканской Республики, черногорцев, венгров, португальцев и австрийцев достигло почти 80%, почти столько же - среди норвежцев, таких же среди бразильцев оказалось три человека из четырех (как и латышей), все двадцать опрошенных британцев и ирландцев - ни сном, ни духом. Самыми знающими оказались россияне (что неудивительно) и поляки.

Те же, кто хоть что-то знает о туристических достопримечательностях нашей страны, получили информацию о них в основном из интернет-справочников (Википедия и т.п.): два из десяти австрийцев, почти треть французов, чехов и словенцев, большинство россиян, поляков, словаков, грузин, испанцев, латышей, норвежцев, южноафриканцев, венгров и бразильцев, а также все португальцы. Соцсети как источник пригодились португальцам (100% опрошенных), россиянам (85%), испанцам, полякам, а также словенцам, латышам, южноафриканцам и венграм.

Специализированные туристические сайты были источником информации для испанцев, португальцев и поляков.

Опрашиваемые, путешествуя по Украине, использовали для ориентирования и получения необходимой информации мобильные приложения (к смартфонам и планшетам), а также (значительно меньше) туристические карты и атласы.

Те же респонденты, которые выразили желание приехать в Украину, приоритетами (относительно посещаемости) определили Киев, Львов, Одессу, Крым, Карпаты и Закарпатье, Черновцы и Каменец-Подольский.

Опрошенные, которые ничего не знают о туристической Украине, причинами этого назвали отсутствие соответствующей информации в тех источниках, которыми они привыкли пользоваться.

На вопрос "Что, по мнению опрашиваемого, следует делать Украине для промоции отечественного турпродукта" иностранцы ответили, что неотложным является создание многоязычных специализированных туристических сайтов/порталов (очевидно, существующие их не удовлетворяют) и соответствующих страниц в соцсетях (в основном в Facebook, Twitter, Tumblr, Instagram, Weibo и др.), а также мобильных приложений, надлежащее наполнение популярных интернет-справочников (Википедия та др.) и сайтов дипломатических представительств Украины. Несколько меньше респондентов - "за" участие Украины в международных туристических ярмарках, выставках и т.п., а также надлежащую популяризацию в электронных туристических газетах и печатных СМИ своих стран.

Украинские же респонденты (почти все путешествовали по Украине, но уровень их осведомленности о ее достопримечательностях очень огорчает) подчеркнули важность для промоции отечественного турпродукта, прежде всего, специализированных туристических сайтов, затем интернет-справочников, мобильных приложений, соцсетей и участия в туристических выставках/ярмарках.

Государственники и политики

В свое время У.Черчилль, озвучивая прежде всего собственные наблюдения, заметил: "Политики отличаются от государственных деятелей тем, что первые думают о следующих выборах, а вторые - о будущих поколениях". Великий англичанин как в воду (сегодняшнюю Украину) глядел.

У нескольких руководителей областных советов и государственных администраций спросил (в соцсетях) об их отношении к тому, почему, несмотря на значительный потенциал, туристическая сфера на подконтрольных им территориях надлежащим образом (эффективно) не используется. А также о том, что (учитывая завершение в этом году срока действия соответствующих областных программ развития туризма) делает власть, чтобы программы на последующие пять лет были инновационными, реалистичными и эффективными. Отметил также, что научно-методическое сопровождение этих программ могла бы осуществлять старейшая в Украине профильная кафедра. Отсутствие конкретных (по сути вопросов) ответов может свидетельствовать только о том, что все мои респонденты - заложники. Кого/чего - не только они знают.

Тот же Черчилль заметил: "Политика так же увлекательна, как война. Но более опасна. На войне вас могут убить лишь однажды, а в политике - множество раз".

Но все же один (положительный) лучик появился: им стала соответствующая реакция руководителя Тернопольской ОГА С.Барны, которому прислал Концепцию развития туризма и курортов в области до 2020 г.

Надеюсь, что и призванная открыть глаза чужестранцам Генеральная дирекция по обслуживанию иностранных представительств также добавит к перечню предлагаемых туров еще немало интересных мест, которыми богато государство.

Послесловие. Создал в Facebook несколько "туристических" страниц ("Туристська всячина: sapienti sat", "Тернопільщина туристська", "Закарпаття для подорожей та відпочинку", "Кам'янець-Подільський туристський") и радуюсь, что ежедневно несколько сотен завсегдатаев соцсети не только "лайкают" то, что им пришлось по душе, но и открывают для себя Украину. Потому что она этого заслуживает.