Низкий экономический рост — главный вызов для экономики Украины

Автор : Александр Петрик
12 мая 17:33

Несмотря на ряд осуществленных реформ и мер по достижению некоторой макроэкономической стабилизации, экономика Украины остается в нестабильном состоянии с неопределенными перспективами. Если бы среди многих наших проблем надо было определить одну - главную, безусловно, это была бы проблема низкого потенциала роста экономики.

 

Несмотря на ряд осуществленных реформ и мер по достижению некоторой макроэкономической стабилизации, экономика Украины остается в нестабильном состоянии с неопределенными перспективами.

Если бы среди многих наших проблем надо было определить одну - главную, безусловно, это была бы проблема низкого потенциала роста экономики. Остальные неурядицы, такие, как неблагоприятный инвестиционный климат, сокращение квалифицированной рабочей силы и закрытие предприятий, сложная демографическая ситуация, огромная долговая нагрузка, неэффективный государственный сектор экономики, отсутствие конкуренции во многих секторах экономики и неразвитость финансовых и товарных рынков, слабые государственные институты, коррупция и неравенство распределения доходов в украинском обществе, являются основными факторами этой фундаментальной проблемы.

Основным риском для продолжения сотрудничества с МВФ в рамках программы расширенного кредитования (Extended Fund Facility, EFF) и для экономики Украины в целом также являются низкие темпы экономического роста. Из-за очень медленного экономического роста программа сотрудничества с Фондом сталкивается с риском недостижения задекларированных в ней целей, в частности уменьшения чрезмерного соотношения внешнего и государственного долга с размером экономики, а значит, с угрозой финансовой нестабильности и низких стандартов жизни населения в будущем. Как отмечается в последнем апрельском инфляционном отчете Национального банка Украины, размещенном на его официальном сайте, "…ключевым предположением прогноза банка является дальнейшее сотрудничество с МВФ, что остается важным источником пополнения международных резервов страны, облегчает доступ к финансированию от других международных организаций, а также является индикатором прогресса в структурных реформах и соответственно инвестиционной привлекательности страны". К сожалению, сейчас Украина не может самостоятельно выйти из затяжного экономического "пике" и нуждается в международной финансовой помощи для реформирования экономики, финансов и государственных учреждений.

Вывод о "слабом" экономическом росте в перспективе можно сделать, анализируя Меморандум сотрудничества Украины с МВФ и прогнозные оценки как специалистов Фонда, так и украинских экономистов. Немного цифр. За 2014–2015 гг. ВВП Украины кумулятивно упал на 17,1% по сравнению с показателем на конец 2013-го. Согласно оценкам МВФ, уровень ВВП в ценах 2013-го будет достигнут только в конце 2021 г. То есть страна через шесть лет роста (начиная с 2016-го) и экономических реформ, с помощью финансирования МВФ, других международных финансовых организаций и стран-спонсоров выйдет всего лишь на уровень 2013 г. Но при таких условиях ни о какой стратегии сокращения разрыва между доходами на душу населения в Украине и странах Европы (и, соответственно, стандартами жизни) не может быть и речи.

Страны Восточной Европы, которые провели ряд реформ еще в 90-е годы прошлого века и были приняты после этого в Европейский Союз, растут такими же или даже более высокими темпами, чем Украина, но от значительно более высокой базы сравнения. Например, ВВП на душу населения в Польше составил в 2016 г. около 12,4 тыс. долл. в пересчете по обменному курсу или 27,6 тыс. долл. - по паритету покупательной способности. В одной из беднейших стран Евросоюза - Румынии - этот показатель равен соответственно 9,2 тыс. и 21,9 тыс. долл. А вот в Украине - всего 2,1 тыс. и 8,2 тыс. долл. В прогнозе МВФ для Украины до 2021 г. средние темпы роста реального ВВП за период 2016–2021 гг. составят только 3,3% в год. Для сравнения, этот показатель для Польши за этот же период, по оценкам Фонда, равняется в среднем 3% в год, а для Румынии - 3,7%, то есть даже больше, чем в Украине. Это означает, что разрыв в доходах на душу населения за шесть лет между странами Евросоюза и Украиной не сократится, и наша страна продолжит плестись в хвосте Европы, все время апеллируя к собственному нереализованному потенциалу, если вспомнить о ее выгодном географическом положении, плодородных черноземах, образованном населении и т.п.

Основными макроэкономическими целями программы сотрудничества с МВФ являются уменьшение отношения государственного долга к ВВП до 71% в 2020 г. с ожидаемых 90% в текущем году, увеличение валовых международных резервов до более чем пяти месяцев будущего импорта и, главное, обеспечение устойчивого экономического роста в долгосрочном периоде с целью повышения социальных стандартов населения и возможности рассчитываться с долгами. Тем не менее прогнозы экономического роста нашей экономики как от Фонда, так и от украинской власти очень умеренные, что не позволяет в полной мере оптимистически оценивать развитие экономической ситуации.

В ближайшие годы Украина должна выплачивать значительный внешний долг. Пиковая нагрузка приходится на 2019 г., когда официальный Киев должен погасить более 6 млрд долл., или около 6% от ВВП. Это будет отвлекать финансовые ресурсы и еще больше тормозить экономику. Более того, начиная с 2020 г. Украина согласно условиям реструктуризации внешнего частного долга, которую она провела в 2015-м, должна платить дополнительные средства частным кредиторам тем большие, чем выше будут темпы экономического роста, что только еще сильнее затянет долговую петлю и ухудшит ситуацию с ростом.

Что нам мешает выйти на устойчивую и стабильную траекторию роста? Рецепты всем давно известны, и они прописаны в многочисленных наработках - от работ нобелевских лауреатов до учебников для студентов экономических вузов. Экономический рост требует инвестиций, без которых экономика напоминает двигатель, работающий без топлива на холостом ходу. Но ошибочны также рецепты стимулирования экономики путем усиления кредитной активности за счет потери ценовой и финансовой стабилизации, являющейся необходимой предпосылкой экономического роста. В то же время инвестиции в реальный сектор экономики будут создавать новые рабочие места, что ослабит социальное напряжение и уменьшит отток рабочей силы за рубеж. Сейчас прямые иностранные инвестиции в нашу экономику составляют около 2% ВВП, что катастрофически мало для ускорения экономического роста в следующие годы. В свою очередь, рост инвестиций в структуре ВВП, по оценкам МВФ, будет происходить очень умеренными темпами 2–2,5% в год на протяжении следующих шести лет с очень низкой базы. Это меньше, чем в экономиках стран, с которыми сравнивают Украину и которые мы стремимся хотя бы догнать в ближайшей перспективе. В том же инфляционном отчете НБУ проанализировано, что хотя в 2016 г. реальный ВВП вырос на 2,3%, но реальные располагаемые доходы снизились в годовом измерении на фоне высоких тарифов и безработицы, и "…показатель склонности домохозяйств к сбережениям вернулся к отрицательным значениям". А сбережения домохозяйств, как известно, являются основным внутренним ресурсом для инвестиций в основной капитал и в будущий экономический рост.

Как привлечь инвестиции в экономику и, в частности, прямые иностранные инвестиции? Никаких новых рецептов пока никто не изобрел. Деньги идут туда, где можно получать прибыль с минимальными рисками, что экономисты называют благоприятным инвестиционным климатом. К сожалению, в Украине именно этот климат сейчас очень далек от благоприятного. Весь перечень лекарств, часто горьких, но необходимых для тяжелобольной экономики и, особенно, для административной системы управления, прописан в совместном Меморандуме об экономическом сотрудничестве с МВФ и завизирован руководителями Украины. Именно пакет структурных реформ и является тем минимальным набором лекарств, который должен реанимировать и подтолкнуть экономику к более быстрому росту.

Коррупция разъедает все сферы экономики и приводит к принятию неэффективных решений. Именно поэтому структурные маяки программы МВФ включают как можно более быстрое проведение судебной реформы, создание эффективных и независимых антикоррупционных судов и предоставление новосозданным антикоррупционным учреждениям большей независимости в проведении досудебных действий по расследованию коррупционных преступлений. Но сроки этих мер все время откладываются и переносятся под различными поводами. Повышение прозрачности в доходах госслужащих и политиков путем внедрения системы электронного декларирования, к сожалению, не было подкреплено дальнейшими шагами, поэтому не имело существенного экономического эффекта в борьбе с коррупцией во власти.

Большое количество госпредприятий работают неэффективно и убыточно, что высасывает средства из бюджета и, соответственно, является также источником коррупции. Именно поэтому структурные маяки по приватизации ряда неэффективных госпредприятий являются также частью пакета структурных реформ.

Еще одним тормозом экономики является огромный дефицит Пенсионного фонда (ПФ), который в 2016 г. достиг около 145 млрд грн, или почти 6% ВВП. Понятно, что проведение пенсионной реформы в части сокращения категорий раннего выхода на пенсию или постепенного повышения пенсионного возраста не прибавляет рейтинг политикам, желающим нравиться избирателям, в том числе пенсионерам. Но промедление с пенсионной реформой вообще может оставить без пенсий уже ближайшее поколение потенциальных пенсионеров. На сегодняшний день соотношение пенсионеров и работающих уже перевалило критическую черту и продолжает неуклонно расти, и средства, которые должны были бы идти на инвестиции и стимулирование экономики, тратятся на финансирование дефицита ПФ. Поэтому ограниченный "пенсионный пирог" каждый год должен был дробиться между растущим количеством пенсионеров. Как стало известно, специалисты Фонда планируют в ближайшее время рабочий визит для согласования с украинской властью дальнейших шагов в вопросах пенсионной реформы. Возможно, это сдвинет следующий ее этап с мертвой точки.

Следующие меры, прописанные как критерии эффективности выполнения программы МВФ, направлены на создание эффективного рынка сельскохозяйственных земель. Как свидетельствует опыт других стран, это может привлечь в страну большое количество инвестиционного капитала, активизировать кредитование предприятий, связанных с производством сельскохозяйственной продукции, а также сопредельных предприятий машиностроения, транспорта, торговли и развития инфраструктуры. Существует опыт программ сотрудничества Фонда и Всемирного банка с другими странами, и на этапе подготовки земельной реформы нужно учесть ошибки других стран и законодательно ограничить возможное негативное влияние злоупотреблений и коррупции в этой сфере при внедрении рынка земли.

Можно долго спорить о целесообразности тех или иных требований международных кредиторов, теряя драгоценное время. Но Украина сама обратилась за финансовой помощью и приняла те правила игры, которые требует эта международная организация от стран, берущих большие кредиты. Программа расширенного кредитования EFF сотрудничества с Фондом рассчитана на получение Украиной 12,3 млрд СДР (17,5 млрд долл. США), тогда как квота Украины в Фонде равняется лишь 2 млрд СДР (около 2,8 млрд долл.). То есть сумма кредита превышает квоту более чем в шесть раз. Текущая задолженность Украины перед Фондом уже составляет 8,4 млрд долл. и является третьей по размеру среди всех должников Фонда. Больше только у Португалии и Греции.

Конечно, при таких обстоятельствах совет директоров Фонда уделяет особое внимание всем пунктам выполнения программы, что, с одной стороны, может гарантировать возврат одолженных средств, а с другой - вывод экономики Украины из кризисного состояния на траекторию устойчивого роста. Более того, все критерии программы, содержащиеся в Меморандуме о сотрудничестве, подписанном руководителями нашей страны, действительно направлены на улучшение банковской системы и государственных финансов, создание конкурентной среды и преодоление коррупции. То есть программа реформ прежде всего является "собственностью" Украины, а не МВФ, и реформы нужны также в первую очередь населению нашей страны.

Времени на промедление с реформами у Украины уже нет. Локомотив мировой экономики все больше отдаляется от нас, и разрыв может достичь такого уровня, который Украина не преодолеет никогда. Только кардинальное ускорение роста оставит нам шансы попасть в мировой экономический поезд.