Козырь в рукаве

Автор : Виктория Пташник
23 января 00:00

На сегодня избрание нового руководителя АМКУ без изменения основных правил игры, к сожалению, будет означать лишь одно - смену политических сил, которые будут получать выгоду от олигархических схем.

 

Водоворот событий, не утихающий в парламенте, ежедневно приносит новые неожиданности. Простому гражданину трудно понять все происходящее. Так могут остаться незамеченными события, которые, при всей своей невыразительности, могут стать знаком победы идеалов Майдана или же вестником очередного фиаско реформаторских надежд представителей власти. А именно вопрос назначения нового главы Антимонопольного комитета Украины (далее - АМКУ). На этой неделе в Раде ширились слухи, что некоторые политические силы слишком уж хотят взять под контроль этот стратегический, по мнению власти, "актив".

Для чего и кому нужен АМКУ?

Говоря о люстрации, мы прежде всего думаем о правоохранительных органах, судах, фискальных органах и т.п. Об АМКУ в этом контексте вспоминаем едва ли не в последнюю очередь, а зря. Роль этого органа куда больше, чем кажется на первый взгляд.

Конкуренция, которую призван защищать АМКУ, является основной движущей силой развития экономики. Именно честная конкуренция на рынке стимулирует компании предоставлять потребителям самую качественную продукцию по наиболее привлекательной цене. Конкуренция стимулирует инновации и развитие конкретных рынков.

Кроме обеспечения добросовестной конкуренции и прекращения нарушений, АМКУ также призван создавать конкурентную среду во время проведения государственных закупок, а значит - фактически контролировать прозрачность и правомерность распределения средств государственного бюджета.

Что означает деятельность АМКУ для граждан?

От того, насколько эффективно будет осуществлять свою деятельность АМКУ, зависит насколько конкурентоспособными будут цены на товары (работы, услуги).

Компании-монополисты, имея определенную рыночную власть, часто не выдерживают ее соблазн и прибегают к отдельным злоупотреблениям: ведь там, где нет конкуренции независимых игроков, правила, по которым будет действовать рынок, всегда будут зависеть от монополиста. Именно монополисты, в отсутствие влияния конкурентов на соответствующий рынок, устанавливают экономически необоснованные цены. Эти простые экономические истины каждый украинец проверяет на себе еждневно.

Заметим, что подавляющее большинство дел о нарушении конкуренции открывается именно по инициативе органов АМКУ. Он обладает всеми рычагами для проверки компаний, истребования неограниченного объема необходимой для расследования информации, изучения ситуации на рынке, привлечения нарушителей к ответственности, предотвращения повторных нарушений и т.п.

Рассмотрим ситуацию: имея все эти инструменты, антимонопольный орган "замечает" отдельные злоупотребления на рынке. Как это может сказаться на жизни граждан? Ну, например, у нас появился бы выбор: покупать авиабилеты в МАУ, в стоимость которых уже не входит даже питание и напитки на рейсах в страны Европы, или воспользоваться сервисом популярных в Европе лоу-костеров, которым сейчас созданы искусственные барьеры для вхождения и деятельности в Украине. Вероятно, и темп роста цен на топливо на АЗС соответствовал бы мировым тенденциям, что сказалось бы и на цене всех товаров, которые мы покупаем в магазинах. Возможно, был бы введен и реальный 3-G в Украине, лицензию на который получил в свое время "Укртелеком", но почему-то до сих пор не обеспечил должного качества услуг.

В свое время АМКУ дал согласие на приобретение "Эпицентром" строительного супермаркета "Новая Линия", второго по величине в Украине. Мог ли АМКУ позволять компании-монополисту увеличить и без того ощутимую рыночную власть? В любом случае отметим, что это привело к уходу с рынка Украины немецкой сети строительных супермаркетов "Практикер".

Подобных примеров множество, главное же, что все они в конечном результате сказываются на кармане простых потребителей.

Каким сделали АМКУ "папередники"?

Ни для кого не секрет, что в последние годы политика АМКУ стала более жесткой: штрафные санкции увеличились, как и количество субъектов, против которых возбуждалось производство.

АМКУ, призванный осуществлять государственную политику и контроль в сфере экономической конкуренции, де-факто превратился в фискальный орган. Из-за не установленной законодательством методики расчетов размера штрафа, каждое возбужденное производство становилось для компании угрозой получить "высшую санкцию", выраженную в процентном значении к ее годовому обороту (законодательство предусматривает лишь верхний предел). Отсутствие такой методики приводило на практике к непрозрачному применению механизма наложения штрафов на выявленные нарушения. Как следствие - одни практически избегали ответственности, а другие несли серьезные финансовые потери.

Одним из ярких примеров является известное "дело мебельщиков", в котором были наложены наибольшие в истории АМКУ штрафы. Так, комитет оштрафовал ассоциацию "Меблідеревпром" и 14 участников рынка на 419 млн грн за сговор на аукционах по продаже необработанной древесины. Но! В то время как большинство участников получили штрафы в десятки и даже сотни миллионов гривен, что в отдельных случаях превышало стоимость самих предприятий, три ответчика получили штрафы лишь в размере 30 тыс. грн.

Не менее показателен пример - наложение АМКУ еще в 2010 г., примерно в один и тот же период, штрафов за "неправдивую" рекламу на австрийскую компанию Boehringer Ingelheim и никому не известную компанию "Силверхост". Австрийская компания рекламировала свое лекарственное средство на ТВ со слоганом "Кашель вилікує вам, звільнить подих - Лазолван", за что получила штраф в размере 1 млн грн (потому что рекламируемое лечебное средство не излечивает полностью грипп и простуду, а только уменьшает проявление их симптомов). Тогда же в Интернете и отдельных СМИ активно распространялась информация о БАД Шилентин, которая продавалась под видом лекарства от рака и других серьезных заболеваний. На основании проведенного АМКУ исследования на заказчика этой рекламы наложили штраф в размере всего лишь 30 тыс. грн. И это вся ответственность, которую понесла компания (насколько известно, правоохранительным органам соответствующих материалов не передавали).

Отсутствие законодательно установленной методики расчета штрафных санкций позволило АМКУ наложить именно такие штрафы не только в этом, но и во многих других случаях.

И такой методики нет до сих пор.

Еще одной из проблем в деятельности органа, призванного обеспечивать конкуренцию, является фокус и определенные де-факто приоритеты. Большинство дел, которые расследует АМКУ, касаются малого и среднего бизнеса. Как свидетельствует информация, приведенная на сайте АМКУ, нарушителями, совершившими антиконкурентные согласованные действия (в виде сговоров на тендерах), довольно часто выступают физические лица - субъекты предпринимательской деятельности. Для лучшего понимания скажем, что субъектами аналогичного нарушения в странах ЕС являются преимущественно крупные компании, чья деятельность серьезно влияет на рынок. Неужели действия СПД представляют такую значительную угрозу? И стоит ли АМКУ тратить свои ресурсы на расследование подобных дел в то время, как у него за спиной огромные промышленные группы искажают тендеры и наносят государству намного более серьезный ущерб?

Одним из последних поразительных примеров практики АМКУ является наложение штрафа в размере 10 млн грн на компанию - производителя кисломолочной продукции за "введение потребителей в заблуждение" упаковкой своей продукции. В частности, на упаковке недостаточно четко указывалось, что продукт, который реализует компания, является "продуктом творожным кисломолочным" (несмотря на то, что об этом было прямо указано на обороте этикетки), а не "кисломолочным творогом". Очевидно, что на таких вопросах должны фокусировать свое внимание органы, призванные защищать права потребителей. Тогда как АМКУ должен обеспечивать конкуренцию между разными компаниями: в этом конкретном случае - производителями молочных продуктов.

Фокусирование на подобных расследованиях позволяет АМКУ не заниматься расследованием отдельных злоупотреблений на тендерах, ссылаясь на отсутствие ресурсов, перегруженность работников и т.п. А тем временем государство тратит из бюджета неоправданно завышенные суммы, закупая товары по неконкурентоспособным ценам вследствие недобросовестных действий участников тендера.

Почему АМКУ не видит отдельных нарушений?

Законодательно АМКУ является независимым от разных органов государственной власти и политических партий. Вместе с тем очевидно, что де-факто он таковым не является.

Естественно, что контроль над АМКУ - это именно тот козырь в рукаве, который хочет иметь каждый власть имущий, особенно если он защищает олигархический бизнес. Тогда в его интересах, чтобы status quo АМКУ сохранялся и дальше.

Если же мы хотим иметь политически независимый орган, который будет защищать добросовестных игроков рынка, способствовать своими действиями развитию конкуренции и бороться с нарушителями, то, прежде чем делать какие-либо назначения, следует провести публичное обсуждение с привлечением профильных экспертов, представителей бизнес-ассоциаций и соответствующих (по вопросам конкуренции) ведомств европейских государств для наработки концепции перезагрузки АМКУ. Результатом должна стать концепция, где будут определены приоритетные направления деятельности АМКУ, соответствующие потребностям рынка, пересмотрены функции АМКУ, поставлены конкретные задачи, установлены критерии оценки деятельности АМКУ, пересмотрены структуры и порядок назначения руководителей АМКУ для обеспечения его дальнейшей независимости от политических сил и внедрен принцип коллегиальности при принятии решений.

Такая концепция должна стать своеобразной дорожной картой для народных депутатов для дальнейшего внесения изменений в Конституцию Украины, Закона Украины "Об Антимонопольном комитете Украины", Закона Украины "О защите экономической деятельности".

И только после этого можно будет с чистой совестью выбрать человека, способного воплотить поставленные задачи и направить свою деятельность на пользу государству.

Политики должны "отпустить" этот орган и не вмешиваться в его деятельность, вернувшись к оценке деятельности АМКУ согласно выработанным критериям через некоторое время.

На сегодня же избрание нового руководителя АМКУ без изменения основных правил игры, к сожалению, будет означать лишь одно - смену политических сил, которые будут получать выгоду от олигархических схем. А будет ли польза от таких "реформ" гражданам, вопрос риторический. Хочется верить, что найдутся депутаты, которые не допустят политических назначений в АМКУ, а комплексно подойдут к решению этого вопроса.