Свести все общение гражданина с государственными органами к работе с программой на мобильном устройстве - конечно, задумка очень красивая.
Но слишком трудно реализуемая. Даже если удастся преодолеть человеческий фактор, все равно окажется, что перестроить работу существующих госорганов не получится. "Электронное государство" нужно создавать с нуля.
2 сентября состоялось первое заседание нового Кабинета министров. По словам премьер-министра Алексея Гончарука, в течение следующих пяти лет экономика Украины должна вырасти на 40%. Эту цифру он называет не взятой с потолка, а обоснованной расчетами, приведенными в докладе, который представят Верховной Раде в конце сентября. Осуществить задуманное планируется путем привлечения инвестиций, либерализации экономики и снижения роли государства на рынке.
Тогда же на совместном совещании Кабмина и Верховной Рады Владимир Зеленский дал целый ряд поручений по законодательной деятельности. В сфере дерегуляции и цифровизации президент предписал правительству до 1 января 2020 г. перевести в электронную форму топ-30 крупнейших популярных сервисов для граждан и бизнеса. Кроме того, президент поставил задачу подготовить план по переводу разрешительных документов в электронную форму до конца года.
Такое поручение говорит только о том, что Владимир Зеленский, к сожалению, слабо понимает масштаб работ по "оцифровке" государственных функций. Но об этом ниже. Пока же выясняется, что и денег на цифровизацию госуслуг у Украины сейчас нет. 18 сентября оказалось, что в проекте государственного бюджета на 2020 г. на инициативу "Государство в смартфоне", которую активно лоббирует президент, заложено всего 80 млн грн.
Напомним, что в ходе предвыборной кампании Владимир Зеленский поручил свои социальные сети и онлайн-направление Михаилу Федорову. После удачно проведенной кампании тот стал министром по цифровизации, - это он теперь попытается вместить все государство в один смартфон. Из наработок и задумок уже есть проект The Vote - опросы граждан, в которых система идентификации реализована через Mobile ID, электронную подпись, Bank ID. Также планируется внедрить технологию Smart ID, позволяющую хранить электронную подпись прямо в смартфоне и постепенно переходить к цифровизации всего, включая процесс голосования на выборах центральной и местных властей.
За последние пару десятков лет в мире сформировались четыре основные модели электронного правительства: континентально-европейская, англо-американская, азиатская и постсоветская.
Континентально-европейская модель подразумевает, что технологии прежде всего ориентированы на нужды граждан-пользователей. Для этой модели характерны надгосударственные институты, чьи рекомендации должны выполняться всеми странами Евросоюза; высокая степень интеграции (единая валюта, единое информационное пространство и т.д.); проработанное законодательство, регламентирующее информационные отношения в пространстве ЕС.
Англо-американская модель реализована в США, Канаде и Великобритании. Ее особенность - созданные информационные супермагистрали, обеспечивающие гражданам свободное получение информации о государственном управлении. Все госуслуги открыты и прозрачны. В программе Великобритании ("Электронные граждане, электронный бизнес, электронное правительство. Стратегическая концепция обслуживания общества в информационную эпоху") сделан акцент на максимально эффективном использовании социальной информации. Там главная цель e-Government - максимально освободить государственных служащих от выполнения рутинных работ.
Азиатская модель считается очень специфической. В ней акцент сделан на удовлетворении информационных потребностей населения и внедрении IT в систему культуры и образования. Но осуществляется это таким образом, что позиции государства только усиливаются, а вот принятие решений остается непрозрачным.
Постсоветская модель на первое место ставит информационное взаимодействие между разными органами власти и подчиненными им ведомствами. Основные декларируемые цели - повышение эффективности государственного и местного управления, свободный доступ к информации и госуслугам через специальный правительственный портал.
У всех этих моделей есть общие недостатки, причем они обычно проявляются на ранних этапах построения e-Government. Это, например, излишне механический перевод традиционных государственных и муниципальных услуг в электронный вид. Перевод в электронный вид госуслуг обычно не включает выявление неэффективных и устаревших нормативных документов, их отмену, коррекцию и разработку новых законов, приказов и положений.
Как ни странно, это вопрос в большей степени политический, ведь для решения проблемы требуется наладить сложный процесс координации экспертной работы и нормотворчества. А времени на эту работу обычно нет, - политики спешат выполнить обещания, данные избирателям. Соответственно, действуют по принципу "сначала запустим систему, потом уже уберем недостатки". Но в результате получается, что система есть, но на практике она почти не работает. Так во многом получилось, скажем, в России и Беларуси.
В июле этого года в Минске случился большой скандал. Уведомление о внесении в списки "тунеядцев" получила Алла Мельникова - девушка, которая еще в 1999 г. погибла в массовой давке на станции метро "Немига". Как оказалось, погибшая девушка числилась в базе "тунеядцев" с 2017-го. Ее матери пришлось несколько раз направлять письменное обращение министру труда и социальной защиты Беларуси, чтобы ее покойную дочь Аллу исключили из базы не занятых в экономике граждан. На это понадобился месяц.
Это результат неудачного построения в Беларуси "электронного государства". Три года назад наши соседи попытались объединить базы данных разных ведомств. Потратили миллионы долларов и человеко-часов. В итоге работа налоговых инспекций вообще остановилась, учащимся средних школ начали приходить требования заплатить алименты, живущим за границей гражданам - штрафы за переход улицы в неположенном месте в Минске, а уже умершим - требования заплатить в бюджет "налог на тунеядство" (случай с Аллой Мельниковой был не единственным).
Как оказалось, с начала 90-х разные государственные ведомства вели свои базы данных в разных компьютерных системах и разных форматах, структурируя их совершенно по-разному. И теперь свести их воедино с минимумом ошибок - задача практически неразрешимая.
В Украине масштабы и самой страны и чиновничьей безалаберности побольше. Можно представить, во что выльется здесь подобное объединение одних только баз данных. Способов решения проблемы не так много: или сводить данные воедино долго и кропотливо, по ходу все перепроверяя, или строить "электронное государство" с нуля, внося информацию уже в новую, объединенную, базу данных.
И первый, и второй варианты - очень долгие в реализации, они явно не позволят действующему президенту через год-два с торжествующим видом показать свой смартфон и сказать: "Как я и обещал, государство теперь здесь!".
Кроме того, из-за невозможности отменить традиционный бумажный документооборот происходит дублирование электронного и бумажного делопроизводства, что ведет к росту бюджетных затрат на поддержку обоих процессов и к усложнению взаимодействия граждан с системой. Лет семь назад мне самому довелось увидеть, как в польской муниципальной клинике в регистратуре дежурная сначала заносила информацию о больном в компьютер, а потом то же самое от руки вписывала в бумажную карточку больного.
Это соблазн простых решений. Строить "страну в смартфоне" с нуля - дело долгое, дорогое и хлопотное. Зато достаточно легко и просто, используя современные компьютерные технологии, построить государство тотального контроля. Конечно, с самыми благими намерениями, например, с целью безопасности или тотального налогообложения. Технологии "больших данных" (big data) при доступе к большим массивам приватной информации о человеке позволяют творить чудеса, например, показывать как на ладони, что такой-то гражданин тратит больше денег, чем зарабатывает согласно своей декларации. А еще как-то слишком часто бывает в местах, где собираются "неблагонадежные личности". И вообще, подозрительный тип какой-то…
Не случайно, наверное, самый молодой вице-премьер в истории Украины - 28-летний Михаил Федоров, который в правительстве отвечает за цифровую трансформацию, - почему-то решил эту трансформацию начать с введения тотального государственного контроля за общением украинцев друг с другом. Речь идет о наделавшем много шума законопроекте №1083, внесенном "слугами народа" в ВР 3 сентября.
Его положения сильно напоминали российские и белорусские тоталитарные нормы и правила для телеком-отрасли. Первое: все, кто пользуется мобильной связью, должны зарегистрировать свои SIM-карты. И потом купить симку будет можно только по паспорту. Второе: операторы связи (сотовые компании и интернет-провайдеры) обязаны хранить информацию о том, какие услуги предоставили, пока не пройдет срок исковой давности (три года), а по требованию "компетентных органов" должны делиться с ними накопленной информацией или могут отключить абонента от связи.
Третье: VPN, Tor, анонимайзеры и другие средства обеспечения анонимности в Сети могут запретить, - закон создает законодательную базу для этого. Четвертое: должны быть созданы реестры провайдеров, каналов связи, мобильников, планшетов и вообще любых устройств, в которые вставляется SIM-карта.
И в Беларуси, и в России контроль, подобный предусмотренному законопроектом №1083, тоже вводился с самыми благородными намерениями - "противодействие терроризму", "борьба с киберпреступностью" и т.д. А теперь в этих странах сажают за личное мнение, опубликованное в Сети.
Разработчики законопроекта традиционно апеллировали к мировому опыту. Дескать, и во многих странах Европы, и в других странах мира SIM-карты продаются только с раскрытием личности абонента. Но на самом деле 80 стран мира - меньшинство - ограничивают покупку SIM-карт. Да, в Германии, Норвегии, Франции и многих странах Азии и Африки нужно авторизоваться, заключая договор на мобильную связь. Но в Эстонии, Польше, Чехии, США и многих других странах такого нет. И связь с безопасностью тут очень условная. В Ботсване и Венесуэле тоже SIM-карты по паспорту, и что, очень там безопасно?
В ряде стран (Канада, Великобритания, Чехия, Румыния, Новая Зеландия) возможность обязательной регистрации SIM-карт рассматривалась, но введена не была. Там эксперты пришли к выводу, что это не даст новых преимуществ, а лишь отобьет у пользователей желание регистрироваться самостоятельно.
Кроме того, в той же Европе деятельность правоохранителей и спецслужб находится под плотным контролем гражданского общества. А у нас с прозрачностью и подотчетностью силовых структур пока проблемы.
К тому же понятно: как только в стране появится привязка SIM-карты к паспорту, тут же сформируется криминальный рынок баз данных операторов связи, а также рынок "пробивов по симкам", "отслеживания абонентов" и всего прочего. Купить любую базу номеров с привязанной к ней информацией очень легко и в России, и в Беларуси, как бы ни лютовали там, соответственно, ФСБ и КГБ.
К счастью, возмущение общественности было таким, что законопроект №1083 тут же был отозван из ВР "на доработку". Но сама по себе попытка новой власти сразу взять всех граждан под электронный контроль очень настораживает.
Великий Станислав Лем когда-то сказал: "Человеку не нужен космос. Человеку нужен другой человек". Сегодня эти слова обретают новый смысл: на фоне стремления свести взаимодействие с банками к мобильному банкингу, с друзьями и родственниками - к Skype и Telegram, с широким кругом людей - к ленте Facebook, живое общение становится все более значимым для человека.
В большинстве случаев, когда рядовой гражданин обращается к государству, ему нужно решить какую-то важную проблему. Но чисто психологически любой сложный вопрос человеку проще решать лицом к лицу, в процессе живого общения. А значит, по ходу внедрения "государства в смартфоне" очереди к немногочисленным остающимся чиновникам будут только расти.
Да, решить простой вопрос можно и через смартфон. Например, получить справку о прописке. Но зачем? Ведь если мы строим "электронное государство", то ведомство, которому может потребоваться такая справка, легко может запросить ее само - и через секунду получить. Гражданина-то зачем напрягать? А вот получить компенсацию за погибшего кормильца семьи, как вы думаете, через смартфон удастся?
Кроме того, далеко не всегда наши люди хотят формализовать отношения с государством. Сегодня это хорошо видно на примере перехода на безналичные расчеты, - он идет, мягко говоря, с трудом. На фоне политики НБУ по популяризации безналичных расчетов все больше представителей малого бизнеса отказываются от приема карточек или предлагают при оплате наличными скидку, которой для клиентов с картами нет. Малому бизнесу нужны наличные, так как он сильно завязан на "неформальные отношения". А у НБУ и фискалов противоположные цели. Отношения с государством пойдут по той же колее, вот увидите.