Воспоминания о будущем

Автор : Сергей Корсунский
11 ноября 14:59

Начнется ли новая гонка вооружений?

 

После непродолжительного периода затишья геополитический треугольник США-Россия-Китай вновь пришел в движение.

Временное "перемирие" нарушили США, объявив о намерении выйти из договора по ракетам средней и меньшей дальности (РСМД). Реакция ключевых игроков на этот шаг была, в целом, предсказуемой, хотя и не однозначной. Для Украины же важно понимать причины и последствия этого шага. В свое время процесс разоружения стал важным достижением политики разрядки между США и СССР, и если от него отказываются, значит, на то есть причины. Будущее, к которому движется мир, вполне может оказаться хорошо знакомым прошлым. С него и начнем.

Противостояние США-СССР, ставшее квинтэссенцией всей мировой политики после Второй мировой войны, завершилось распадом СССР. Недолгий период единоличного господства США имел множество последствий. Среди них - расширение ЕС и НАТО, восхождение Китая (только США вложили в Китай более 250 млрд долл.), а также появление монстра под названием "путинская Россия", которая на системной основе, начиная с мюнхенской речи Путина в 2007 г., стала напоминать о своих претензиях на равноправный диалог с США.

Параноидальное восприятие НАТО как основного врага, а США - как главного нарушителя т.н. гарантий нераспространения ЕС и НАТО на Восток, якобы данных Горбачеву при воссоединении Германии, стремление восстановить "зону влияния" по границам СССР - вот основные цели Кремля, о которых было заявлено не только вербально, но и через военные действия в Грузии и Украине. Все четыре страны из бывшего советского "общежития" - Молдова, Азербайджан, Грузия и Украина, не пожелавшие входить в новые интеграционные проекты Москвы, к 2014 г. оказались "отмеченными" территориальными конфликтами, местами - "замороженными" с 90-х годов, местами - горячими с 2000-х.

Почувствовав слабость Запада, где на протяжении уже многих лет наблюдается дефицит сильных лидеров, Москва перестала считаться с нормами международного права, нарушая собственные обязательства, дву- и многосторонние договоры, отказываясь выполнять решения международных судов. Неясно, к каким последствиям могла бы привести подобная политика, но в 2016 г. на арену мировой истории вышел Дональд Трамп. Америка заявила о своем нежелании продолжать быть "мировым жандармом".

Казалось бы, для России открылось окно возможностей, но тут Москву опередил Китай, да и расследование вмешательства в американские выборы оказалось очень некстати. Китай же, увеличив свой ВВП за 30 лет в 30 раз, заявил о претензиях на лидерство в процессах глобализации, которое до этого момента было прерогативой США. Ось превратилась в треугольник, в котором "стороны" имеют разную "длину" и политический вес, однако все важнейшие события на геополитических фронтах, происходящие на протяжении последних полутора лет, так или иначе связаны с их взаимодействием.

Показательная дружба России и Китая, как и демонстративная вражда между Россией и США, не должны вводить в заблуждение. Каждая из сторон стремится использовать другую в своих целях.

К ноябрьским выборам в Конгресс Вашингтон, похоже, определился со своими приоритетами: главным врагом назначен Иран, главным ревизионистом - Китай, главной целью - переизбрание Трампа, главным достижением - рост американской экономики. Китай на данном этапе сосредотачивается (помните знаменитое горчаковское "Россия сосредотачивается"?), пытаясь в новых условиях сформулировать модель взаимодействия с США на ближайший период. Россия, у которой запас прочности все же не так велик, как хотелось бы Кремлю, не оставляет попыток добиться от США политических уступок. И вот тут-то среди наиболее актуальных вопросов мировой политики возникает ситуация в Украине.

В России всерьез полагают, что происходящее на востоке Украины представляет для США особую ценность, которая позволит состояться обмену - отмена санкций и восстановление "нормальных" отношений со стороны США в обмен на урегулирование в Донбассе (например, согласие РФ на введение миротворцев по "американской" модели), сотрудничество по Сирии (оцените красоту игры по недавнему саммиту с Турцией, Германией и Францией) и отказ от безоговорочной поддержки Ирана. Однако это мнение ошибочно.

С точки зрения Вашингтона Россия полностью проиграла в ситуации с Украиной. Даже промежуточной цели - гарантированного торможения сближения Украины с ЕС и НАТО - достичь не удалось. Все произошло с точностью до наоборот. Украинское государство устояло, соглашение о свободной торговле с ЕС, безвизовый режим и всестороннее сотрудничество с НАТО стали реальностью. Никто из серьезных политиков в Украине больше не говорит о нейтральном статусе, нормализации отношений с путинской Россией и возврате в "стойло" ОДКБ и ЕврАзЭС. С каждой новой потерей в Донбассе тают и без того призрачные надежды провести в Верховную Раду лояльные к России силы, а бескомпромиссная позиция Вселенского патриархата ставит жирный крест на влиянии "третьего Рима" на духовную часть украинского бытия.

Москва, тем не менее, отступать не желает. Кремль настаивает на реализации Минских соглашений исключительно в его трактовке, понимая, что это невозможно. В Москве в упор не замечают предложений Украины по миротворческой миссии, ожидая обмена договоренностями по этому поводу с США.

На Западе же предлагают определиться по ключевому вопросу: это должна быть операция по поддержанию мира (т.е. peacekeeping) - или по его установлению (т.е. peacemaking)? При этом все чаще звучит мысль, что сами по себе миротворцы - не решение проблемы, но, скорее, шаг, позволяющий всем сторонам "нормандского формата" и подписантам "Минска" сохранить лицо, то есть это, скорее, "face-saving operation", чем классическое "миротворчество".

Чем дольше Россия упорствует, настаивая на путинской трактовке миротворцев как "охранников" миссии ОБСЕ, тем сильнее раздражение европейцев и американцев. У первых впереди выборы в Европарламент, у вторых - необходимость взращивать рейтинг Трампа. И это без учета того, что коалиция Меркель крайне неустойчива, переговоры по Brexit идут тяжело (если вообще идут), проблема беженцев так и не решена, а на поддержку США в решении проблем Европы надеяться не приходится.

Разумеется, в Вашингтоне имеется немало политиков, симпатизирующих Украине. Однако для Трампа и его окружения ключевым вызовом на ближайшие два года в контексте выборов-2020 является все же не Россия с Украиной и Сирией, а Китай.

Введение торговых пошлин вне механизмов ВТО практически на все важнейшие статьи китайского экспорта в США имело целью сдержать опережающий рост экономики КНР, который даже в текущем, крайне успешном для США году более чем в два раза превышает темпы роста экономики США. И это при том, что снижение безработицы до рекордного за последние 50 лет уровня и активизация экономической активности достигнуты через значительное снижение налогов, имеющее следствием рост дефицита бюджета. Доллар дорожает, а МВФ уже снизил прогноз развития мировой экономики (в том числе в США) в следующем году на 0,2% из-за торговой войны США и Китая. Реальные же цифры падения могут быть и больше.

Что касается Китая, то сегодня ведущие аналитические центры Поднебесной заняты анализом конфликтной ситуации с США. Руководство КНР пытается понять логику действий американцев и активно ищет подходящую модель ответных шагов. Становится все очевиднее, что заявка Си Цзиньпиня на глобальное лидерство КНР, озвученная два года назад в Давосе, вызвала крайне неоднозначную реакцию в мире капитализма. В то время как менее развитые государства Запада и развивающиеся страны восприняли перспективы китайских инвестиций с осторожным энтузиазмом, лидеры ЕС, ряда стран Юго-Восточной Азии и США занялись поиском альтернатив китайскому проекту "Один пояс - один путь". Европейский Союз уже определился.

19 сентября в Брюсселе Федерика Могерини представила встречный план ЕС на глобальные планы Китая. ЕС сам намерен инвестировать десятки миллиардов евро в транспортную инфраструктуру континента. При этом, как утверждается, без политической подоплеки, в навязывании которой странам - реципиентам китайских инвестиций Запад обвиняет Пекин. Эти планы обсуждались и на недавнем саммите Азия-ЕС в Брюсселе, в котором приняли участие лидеры 51 страны. Очевидно, что в Европе обеспокоены перспективой смены мирового гегемона на страну, в которой у власти находится Коммунистическая партия. Нет сомнений, что намечающееся соревнование за глобальное лидерство приобретает не только экономический, но и идеологический характер.

В условиях всеобщего кризиса доверия весьма значительным шагом стало объявление США о выходе из договора по РСМД. Одним движением Вашингтон сделал сразу несколько ходов на "великой шахматной доске".

Во-первых, показал России, что не собирается мириться с систематическими нарушениями договора Москвой, которые, по словам Болтона, продолжаются уже пять лет. Во-вторых, вызвал бурную радость в рядах американского ВПК, уже давно готового к обновлению ракетно-ядерного потенциала США. В-третьих, развязал себе руки в связи с разработкой аналогичных систем Китаем. Если угрозы Вашингтона станут реальностью, России грозит гонка вооружений в условиях, когда военный бюджет РФ в десять раз меньше затрат на оборону США, Россия находится под санкциями и не в лучшей финансовой форме. Кроме того, России придется конкурировать еще и с Китаем, который также будет вынужден модернизировать собственный ракетный потенциал в связи с выходом из договора по РСМД США.

Реакция Москвы на происходящее оказалась весьма предсказуемой. Путин заявил, что нарушителем режима РСМД является не Россия, а США, и тут же предложил Трампу срочно встретиться. По стечению обстоятельств, встреча (по словам Болтона - короткая) произойдет в Париже 11 ноября. Это очень символичная дата - день прекращения военных действий в Первой мировой войне. В этот же день в Париже будут встречаться сербы и косовары, чтобы договориться о возможных решениях спора о признании Косово, поскольку обе страны хотят в ЕС. Если договорятся - это будет означать снижение влияния России на Балканах.

Для нас не менее важно, что это и дата так называемых "выборов" в ОРДЛО, которые являются очередным и грубейшим нарушением Минских договоренностей. Было бы совсем неплохо, если бы этот факт был озвучен Трампом в ходе встречи с Путиным. Заявления Болтона после переговоров в Москве о том, что "Россия должна убраться из Украины" внушают определенный оптимизм.

Прямой реакции Китая на выход США из договора по РСМД не было. Что касается ЕС, то довольно слабые протесты Германии и Франции против решения Вашингтона выглядели неубедительными. Очевидно, что времена поменялись и США вовсе не стремятся размещать ракеты в Европе. Угрозы Путина направить российские ракеты на страны Европы в ответ на размещение американских больше напоминают реакцию по инерции, чем серьезное предупреждение.

Первый раунд осеннего политического сезона отыгран, вопрос заключается в том, каким будет продолжение и чего следует ожидать Украине. Попробуем спрогнозировать последующее развитие событий.

Наиболее вероятный сценарий - сохранение ситуации "ни войны, ни мира" на протяжении года - более-менее устроит все "вершины" треугольника. Однако это будет означать существенное уменьшение свободы действий для России, которая будет вынуждена принять вызов новой гонки вооружений. Вполне возможно, что со временем РФ все же захочет договориться с США и тем самым отдалится от Китая, который вряд ли согласится на трехсторонний формат нового договора по РСМД.

Поднебесной, в свою очередь, жизненно необходимо пространство для развития, которое как США, так и ЕС ограничивают своим противодействием. Китай уже прекратил закупку американской нефти, переключился на новые рынки LNG, подал жалобу на США в ВТО, занялся поиском путей укрепления региональных альянсов. Китай будет еще активнее работать с третьими странами, в первую очередь Азии и Африки, где интересы Пекина и Москвы войдут в противоречие. Все это вместе с новой гонкой вооружений приведет к напряжению в отношениях с РФ, и в случае, если торговое противостояние с США разрешить не удастся, КНР вполне может перейти к более наступательной политике.

Украине же надо начинать думать о России после Путина, отрабатывая различные сценарии поведения преемника или группы товарищей (вспомним "семибоярщину"), которые его заменят. Не прекращая активного сотрудничества с США, нам все же следует настойчиво искать пути сближения с КНР. Скорее, на Пекин, чем на Берлин и Париж можно рассчитывать и в вопросе по восстановлению Донбасса. Продуманная диверсификация - правильная политика, особенно в том будущем, которое напоминает уже слегка подзабытое прошлое, когда каждый был сам за себя.