В поиске Homo Europaeus

Автор : Виктор Каспрук
30 января 00:00

Отголосок недавнего расстрела редакции еженедельника Charlie Hebdo еще раз подтверждает, насколько серьезной угрозой является исламская радикализация для свободы и демократии.

 

ЕВРОПА ОБЯЗАНА ЗАЩИТИТЬ СЕБЯ ОТ РАЗРУШИТЕЛЬНОЙ СИЛЫ ИСЛАМСКИХ ФУНДАМЕНТАЛИСТОВ

Отголосок недавнего расстрела редакции еженедельника Charlie Hebdo еще раз подтверждает, насколько серьезной угрозой является исламская радикализация для свободы и демократии. Мусульманские фундаменталисты, преисполненные ненависти ко всему западному, направляют ее на тех, кто не поддерживает их "философию насилия", фанатичного исламизма и средневекового поведения. И Европе, возможно, понадобится какое-то время для того, чтобы выстроить действенную парадигму защиты от этой разрушительной и агрессивной, инородной для нее силы.

Пытаясь посеять страх и ненависть в Европе, радикальные исламисты, тем не менее, в то же время играют на руку Марин Ле Пен и ее "Национальному фронту". Ведь она и ее партия (популистская, антииммигрантская и финансированная Россией), дабы заработать себе дополнительный политический капитал, призывают Францию объявить войну исламскому фундаментализму. А тем временем эта война, если ее вести методами Ле Пен, может превратиться в потенциальную угрозу для всего пришлого населения.

Зато можно не сомневаться, что либералы, даже после чудовищной парижской трагедии, не откажутся от своей концепции видения проблемы, пытаясь и дальше утверждать, что глобальный терроризм является следствием ошибочного понимания побудительных факторов, толкающих исламистов на этот путь. Дескать, надо просто понять, чего хотят мусульманские экстремисты, разобраться в их мотивах - и вопрос глобального исламского терроризма можно будет вообще снять с повестки дня.

Еще они утверждают, что исламский терроризм - это не глобальное движение, а совокупность отдельных террористических актов, ничем не связанных между собой, которые можно предотвратить либо локализовать их силами правоохранительных органов и профилактической работой среди мусульманского населения Европы.

Однако то, что эта концепция ошибочна и устарела по меньшей мере на 20 лет, видно из трагедии еженедельника Charlie Hebdo. Положить конец исламскому терроризму только полумерами, весьма часто похожими на уступки, невозможно.

Религия для террористов - это просто способ манипулирования необразованными массами. И в этом нет ничего нового. Ведь бывшее государство СССР (зомбируя население тоталитарным коммунизмом) и ее правопреемница Россия (применяя кагебистский вариант православия), всегда ловко дозировали зомбирование и страх - это были эффективные методы заставить население воспринимать имперскую гегемонистическую политику государства как борьбу за права "обиженных". А на самом деле эта "борьба" является спровоцированными Москвой экстремистскими действиями.

Мусульманское меньшинство в Европе пытается убедить, что причиной его антиинтеграционного поведения относительно социумов, в которых оно проживает, является "дискриминация". Но все дело в том, что эти люди и дальше хотят жить в своем отделенном мире.

Например, мусульмане в Париже и других французских городах стараются селиться в мусульманских районах, где они чувствуют себя среди своих. И создание подобия своеобразных гетто, кварталов добровольного размещения по религиозным признакам перерастает в прямой вызов мусульман стране их компактного проживания - они всячески противятся светскому вмешательству в свою жизнь. Таким образом, речь может идти о добровольной "дискриминации".

Парадоксальность ситуации еще и в том, что обычно человек, переезжая жить в другую страну, старается как можно быстрее интегрироваться и натурализоваться в ней. Но радикализированная часть мусульман отбрасывает такую возможность. Они пытаются навязывать свою волю государству, приютившему их, и предъявляют требования, часто несовместимые с культурными и политическими традициями западных европейских демократий.

В такой ситуации конфликт между коренным европейским населением и пришлыми мусульманами неминуем. И до тех пор, пока эта категория мигрантов не прекратит попытки навязывать свои религиозные правила (кодифицированные в виде законов шариата), достичь мира, согласия и единства в Европе будет трудным, если не напрасным делом.

В то же время проблема европейских иммигрантов имеет еще крайне важное измерение. Питательной средой для исламистов стала мусульманская молодежь, которая в странах своего компактного обитания нередко чувствует себя социально отчужденной. Бедность, необразованность, безработица превращаются в побудительные факторы зарождения исламского экстремизма среди населения нищих кварталов.

Безнадежное будущее весьма легко конвертируется в неконтролируемый процесс радикализации, причиной которого, не в последнюю очередь, становятся экономические и социальные факторы. Ведь сегодня, например, самый высокий уровень безработицы во Франции - 23% - среди молодых арабских мужчин. И свой низкий социальный статус, экономические трудности они считают следствием угнетенного положения арабов в этой стране.

Социальное отчуждение порождает осознание своей ненужности в обществе. Безнадежность будущего многих толкает на мелкие преступления. Затем человек проходит через систему уголовного правосудия, его взгляды и поведение радикализируются. В результате молодые мусульмане часто прибегают к джихаду как выражению протеста против своего "невписывания" в инородный для них контекст жизни в западном социуме.

Таким образом, без действенной программы преодоления бедности среди мусульманского населения, без доступа молодежи к образованию, работе и "вписыванию" в экономический и социальный контекст, в частности, французского общества положительных изменений достичь не удастся. Лишь при условии, что социально-экономическая политика будет направлена на лучшую интеграцию иммигрантов, исключенные из социума обездоленные слои общества получат свой шанс.

Ведь известно, что бойцов в свои ряды "Аль-Каида" (а теперь еще и "Исламское государство") часто рекрутирует из мусульманских общин Европы. Эти новобранцы приобретают опыт в горячих точках Сирии, Ливии или Ирака, после чего уже как профессионально подготовленные кадры возвращаются к предыдущему местожительству и всецело готовы продолжать там свой джихад.

Но было бы ошибкой не замечать сходства нынешней вспышки исламского экстремизма с приливами и отливами утопических политических взглядов. Не так давно в странах третьего мира властвовал "светский социализм", приверженцы которого, опираясь на опыт и помощь СССР, делали попытки и себе построить аналогичное "светлое будущее".

Однако с падением советского блока и отрицанием "исторической неизбежности" распространения диктатуры пролетариата для тех, кто ищет быстрых решений, на мировой арене остался только ислам. Цвет рубашки сменился с красного на зеленый, однако мы и дальше сталкиваемся с тем же типом идеологической борьбы за явно утопические цели.

Несмотря на то, что "Капитал" Карла Маркса был заменен на "Коран", нельзя игнорировать тот факт, что социальное отчуждение имеет такое же негативное влияние на молодое поколение, как это было и 50 лет назад, в эпоху распространения идей Фиделя Кастро на всю Латинскую Америку.

Решить "исламскую проблему" непросто еще и потому, что в исламе отсутствуют функционирующая иерархия и координирующая властная структура. А это означает, что есть несколько независимых друг от друга центров влияния, которые не обязательно согласовывают свои позиции. Одним из таких признанных центров ислама является Саудовская Аравия, и она не всегда действует в унисон со своими западными союзниками.

Причем несмотря на то, что союз Эр-Рияда с Западом уже неоднократно показывал свою эффективность и надежность, такой политический симбиоз еще вовсе не означает, что религия и культура не являются определяющими факторами, что можно запросто смешать любые религиозные убеждения и культуры и из этого плавильного котла получить в той же Франции или Нидерландах Homo Europaeus. Это такая же иллюзия, как и попытки вывести человека нового типа - Homo Soveticus - в СССР.

Но очевидная цивилизационная невозможность доктрины поликультурности, нестыковка исламистских догм с западными демократическими ценностями - это не тупик. В глобализованном мире мы все хотим быть открытыми, однако это вовсе не означает, что эта бесконечная открытость должна стать разрушительной для "ткани" любого общества.

Но в то время, когда воинствующий ислам показывает, что не разделяет всех этих мультикультурных "игрушек", и достигает промежуточного локального успеха, продолжать делать вид и действовать так, будто религиозный фактор не имеет никакого значения, - это в очередной раз предоставлять исламистам фору.

Ведь программа радикальных исламистов нехитрая: "Если в вашей жизни беспорядок и много проблем - это означает, что вы недостаточно ревностные верующие. Стать лучшим мусульманином весьма просто - убей "неверного", и добро пожаловать на небо, где на тебя ожидают 72 гурии". Поэтому вряд ли продуктивно применять простые методы против тех, кто абсолютно не ценит ни свою жизнь, ни жизнь других.

Интегрировать или ассимилировать "соотечественников" с такими взглядами европейцам никогда не удастся. Так не стоит ли попробовать действовать иначе? Для лояльных мусульман (а таких большинство) создать соответствующие социальные и экономические условия, при которых у них были бы шансы получить образование, работу и интегрироваться в западноевропейское общество. А приверженцам джихада (их численность, по разным оценкам, достигает 20%) аннулировать гражданство стран, в которых они проживают.

При этом одновременно, возможно, следовало бы попробовать помочь мусульманам изменить ситуацию в исламском мире. Например, создать соответствующие фонды, институты, которые спонсировали бы поиски мусульманскими учеными новых возможностей, целей и идей - в первую очередь для молодежи, из которой джихадистам уже не удастся рекрутировать террористов.