Неожиданный Brexit: Европа сама указала Великобритании на дверь

Автор : Алексей Коваль
02 июля 00:00

Так называемый Brexit буквально расколол страну и британское общество, потряс мировые рынки, однако катастрофой для Евросоюза не стал. Реакция политиков европейских стран и чиновников ЕС была даже в чем-то более неожиданной, чем результаты референдума. Они сразу заявили, что уважают выбор британцев... И потребовали от Лондона без промедления начать официальный процесс выхода из ЕС!

 

Многие не хотели в это верить, но произошло то, что казалось невероятным: граждане Великобритании на референдуме 23 июня высказались за выход своей страны из Евросоюза.

Так называемый Brexit буквально расколол страну и британское общество, потряс мировые рынки, однако катастрофой для Евросоюза не стал. Реакция политиков европейских стран и чиновников ЕС была даже в чем-то более неожиданной, чем результаты референдума. Они сразу заявили, что уважают выбор британцев... И потребовали от Лондона без промедления начать официальный процесс выхода из ЕС!

Пожалуй, такого поворота событий не ожидали в самой Британии, и теперь уже в Альбионе ломают голову над тем, как действовать. Выйти из ЕС без последствий не получится, попытаться сделать бракоразводный процесс полюбовным - можно, но это сложно и долго. А если пересмотреть итоги референдума и остаться в ЕС? Такой сценарий сегодня кажется маловероятным, но он все еще возможен. Но даже в этом случае отношения ЕС и Великобритании уже не будут такими, как прежде.

Уходя - уходи

Отношения с Британией для ЕС никогда не были простыми. Эта страна требовала особого к себе отношения и пыталась быть "первой среди равных", хотя при решении важных общеевропейских вопросов порой держалась особняком. Правительство Дэвида Кэмерона даже добилось для своей страны привилегированного статуса в ЕС в ходе саммита 19 февраля нынешнего года. Британия получала возможность сократить выплаты для детей мигрантов из стран ЕС (в основном речь идет о детях 800 тыс. поляков, работающих в Британии), а также на семь лет прекратить соцвыплаты мигрантам, если их поток резко увеличится. Лондон отказывался от дальнейшей политической интеграции в ЕС, сохранял свою армию и независимую оборонную политику, обеспечил уникальное право не переходить на евро, а также возможность вводить защитные меры для своего бизнеса.

Почему 27 стран Европы "проглотили" все это? Именно эти джентльменские договоренности должны были предотвратить Brexit и позволяли Кэмерону убедить сограждан, что для них членство в ЕС теперь стало выгодным. Но в июне он проиграл евроскептикам у себя в стране, а значит, не выполнил февральские договоренности с лидерами ЕС.

Этим можно объяснить столь быструю, единодушную и безоговорочную реакцию Брюсселя и ключевых стран ЕС на итоги британского референдума: "Уходя - уходи!" В отдельном совместном заявлении президента Еврокомиссии Жана-Клода Юнкера, главы Евросовета Дональда Туска, президента Европарламента Мартина Шульца, а также Марка Рютте, премьер-министра Нидерландов - страны, председательствующей в Совете ЕС, говорится: "Решение для Соединенного Королевства в Европейском Союзе, достигнутое на саммите ЕС 18-19 февраля 2016 года, не вступит в силу и прекращает свое существование". Британию лишили привилегий и просто указали ей на дверь.

24 июня Дэвид Кэмерон после объявления итогов референдума признал, что потерпел поражение как политик, выступавший против выхода из ЕС. Он заявил, что подаст в отставку до начала октября, когда Консервативная партия определится с новым лидером. При этом Кэмерон также заявил, что только следующий британский кабинет сможет инициировать процесс выхода Британии из Евросоюза. Об этом он уведомил своих коллег в ходе первого после британского референдума саммита ЕС в Брюсселе 28–29 июня. Он участвовал лишь в первом дне встречи и описал ее атмосферу как "печаль и сожаление".

Переговоры о выходе страны из ЕС будут настолько конструктивны, насколько возможно, уверяют политики и в Лондоне, и на материке. Канцлер ФРГ Ангела Меркель призвала не превращать переговоры о выходе в ссору: злость или гнев "не являются категориями политической деятельности". Но также предупредила, что Британии не удастся в ходе будущих переговоров с ЕС сохранить привилегии, отказавшись от обязательств. "Должна быть и будет заметная разница между тем, хочет ли страна быть членом ЕС или нет", - заявила А. Меркель. По ее мнению, для Британии возможен вариант Норвегии, которая не является членом ЕС, однако имеет доступ к общему рынку Евросоюза и разрешает гражданам стран ЕС свободно приезжать в страну, жить и работать там. Иного варианта предложено не будет.

В ЕС с нескрываемым раздражением отреагировали на то, что британцы, как выразился спикер Европарламента Мартин Шульц, заставляют весь континент ждать, пока Консервативная партия решит свои внутренние проблемы. Представители ЕС требовали от Кэмерона ускорить подачу формальной заявки на выход и заявили, что никаких переговоров с Лондоном не будет до тех пор, пока тот не активирует статью 50 Договора о Европейском Союзе.

Впрочем, у ЕС нет возможности заставить британское правительство сделать это. Статья 50 Лиссабонского договора, где впервые в 2007 году была предусмотрена процедура выхода страны из ЕС, указывает, что "бракоразводный процесс" может инициировать правительство страны - официальным уведомлением, письменным или устным. Затем предстоят два года переговоров об условиях выхода. В это время Великобритания все еще будет связана всеми существующими законами и договорными обязательствами с ЕС, но лишится возможности влиять на его решения. Спустя два года стороны должны в целом договориться по основным параметрам выхода, за которые должен проголосовать Европейский совет квалифицированным большинством, а затем еще утвердить Европарламент, а также британский Парламент. Если же за два года не будут достигнуты соглашения, что в случае с Великобританией весьма вероятно, то по общему согласию ЕС может продлить сроки переговоров еще на год. Британский Парламент также должен отменить соглашение с Евросоюзом - Акт Великобритании о Европейских сообществах от 1972 года (именно это узаконит результаты референдума 23 июня) и заменить его новым соглашением о формате отношений с ЕС.

Вновь вступить в ЕС Великобритания сможет лишь на общих основаниях, с нуля, подав новую заявку для начала переговоров.

Оставшимся - сомкнуть ряды?

Дипломаты Германии и Франции уже 27 июня обнародовали программный документ "Сильная Европа в небезопасном мире". В нем говорится, что Париж и Берлин берут на себя ответственность за усиление солидарности и сотрудничества в Евросоюзе. Документ предусматривает превращение ЕС в "независимого и глобального игрока", с опорой на собственные силы. Будет скоординирована политика обороны и безопасности на всем пространстве ЕС, и основное внимание будет обращено на внешние границы. Предполагается единая визовая система, а отдельные страны не смогут оспаривать интегрированную миграционную политику. Зона евро будет трансформирована в финансовый союз.

Этот старый план европейского супергосударства сразу же отвергли на Востоке Европы. Страны "Вышеградской четверки" выступили с мнением, что нужно строить "Союз доверия", в котором меньше власти будет у бюрократов, а европейские институты будут следовать мандату. Роль национальных парламентов не должна нивелироваться. Лидер польской национал-консервативной партии "Право и справедливость" Ярослав Качинский считает, что необходим новый договор 27 стран, в котором будет зафиксирована "Европа такая, какой она есть на самом деле": "Это все еще Европа наций и национальных государств". Такой подход спасет Европу от развала, считает Качинский. Но ему сразу же возразила Ангела Меркель.

Саммит лидеров Европы для обсуждения будущего Европейского Союза после выхода Великобритании намечен на 16 сентября в Братиславе. Британского премьера на него уже не пригласили.

Есть ли выход из Brexit?

23 июня может быть и станет "днем независимости Великобритании от Европы", но случится это не так скоро, как хотели бы лидер Партии независимости Соединенного Королевства Найджел Фарадж и лидер евроскептиков Мэттью Эллиот.

Последствия референдума могут поколебать единство Великобритании, ведь Шотландия и Северная Ирландия высказались за то, чтобы остаться в ЕС. Как, впрочем, и большинство жителей британской столицы Лондона, и население Гибралтара, которое поголовно проголосовало против выхода. Лидер Шотландии уже заявила, что готова начать переговоры с Брюсселем, независимо от британского правительства, о том, чтобы остаться в ЕС.

Британский референдум о выходе из ЕС носит рекомендательный характер, и только от британского правительства зависит, каким образом его результаты будут реализованы. Даже у ярых сторонников выхода нет четкого понимания британской перспективы вне ЕС.

Жесткая позиция Евросоюза может привести к политическому кризису в Великобритании. Вот почему Кэмерон тянет время. Британские консерваторы проведут свой съезд не ранее 9 сентября. Один из возможных преемников Кэмерона - лидер евроскептиков внутри партии тори, бывший мэр Лондона Борис Джонсон - в минувший четверг снял свою кандидатуру, претендент пока остался один - действующий министр внутренних дел Тереза Мэй, поддерживающая нынешнего премьера в вопросе членства в ЕС.

Кэмерон заявил, что в июле создаст специальную правительственную группу, которая подготовит для будущего кабинета информацию о вариантах развития отношений с Евросоюзом. Ее возглавит Оливер Робинс, замминистра внутренних дел. В нее привлекут представителей Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии, а также заморских владений.

Если Лондон запустит процедуру выхода, то, по мнению, профессора европейского права Майкла Доугана из университета Ливерпуля, переговорщики вряд ли уложатся в 2–3 года. Это будет долгий период стагнации британско-европейских отношений, когда стороны уже объявили, что не хотят жить вместе, но все обязательства до "развода" еще действуют.

Все решения о разрыве отношений с ЕС должен будет утверждать британский Парламент, и депутаты могут провалить голосование за любое из них. Они же могут объявить повторный плебисцит или даже просто игнорировать рекомендации референдума от 23 июня, ссылаясь на то, что "выход из ЕС чреват негативными экономическими и политическими последствиями для страны".

Пойдя против воли избирателей, еще в нынешнем году (вместо 2020-го) депутаты также могут инициировать досрочные выборы. И если в их ходе победит партия с лозунгом на щите "остаться в ЕС" (что могут попытаться сделать как консерваторы, так и лейбористы), свежий мандат от избирателей перекроет результаты референдума.